Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование экологического сознания личности ребенка в школе

Дата публикации: 2020-04-27 20:58:33
Статью разместил(а):
Фаттахова Оксана Владимировна

Формирование экологического сознания личности ребенка в школе

Автор: Фаттахова Оксана Владимировна

МБОУ "СОШ 16 НМР", г. Нижнекамск, РТ 

 

«Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.  И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем …»

Хочу начать свою статью с народной мудрости, которая гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может; это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родного края.

В стране разработаны различные стратегии экологического образования, но все они едины в одном:необходимо формировать экологическое сознание личности. Необходимо формировать систему представлений об окружающей природной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека. Школа должна воспитывать человека экологически грамотного, отзывчивого, а для этого необходима  экологизация его сознания. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст.74) экологическое образование отнесено к числу важнейших принципов государственной экологической политики страны.

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте. Продолжаться оно должно на всех ступенях в школе и в семье. При  эколого-природоохранной подготовки у детей развивается чувство заботы о растениях, животных, сопереживание, сочувствие им, они  участвуют в природоохранных акциях, что в дальнейшем проявляется в конкретных практических действиях по сохранению окружающей среды.

Деятельность детей должна иметь природоохранный характер. Практическая  деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром.

 Детей надо учить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы  и т. д.

В ходе реальной практической деятельности дети осваивают умения создавать для растений и животных условия , близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность природных систем.  Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

Общение с природой, практическое участие в улучшении окружающей среды создают уникальные условия для личностного роста, становления ответственности, чуткости. Первые в истории нашей страны природоохранные мероприятия провел Петр I. Он запретил рубить лес вблизи рек. На Руси испокон веков были заповедные рощи, культовые места, просто заказники для князей, царей, знати для охоты. В ХХ веке сельские сходы сибирских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей, и называлась «заповеданием». Так произошло слово «заповедник».

В наше время существует много возможностей и форм для природоохранной деятельности детей. Наши ученики и педагоги участвуют в различных природоохранных акциях и операциях.  Во время проведения акции «Поможем реке» организуются конкурсы рисунков и плакатов в защиту рек, озер, родников. Проводятся тематические праздники.  Ученики 5х классов участвуют в конкурсе на лучшую сказку «Путешествие капельки воды». Ученики старших классов  принимают участие в расчистке местных родников и их благоустройстве, в уборке мусора по берегам Камы.

Старшеклассники  участвуют в посадке деревьев, кустарников и уходе за ними. Большой вред почве наносит беспорядочное разведение костров. В результате выгорания органической части почвы на месте кострищ в течение ряда лет не растет трава. Черные пятна кострищ обезображивают берега рек, озер, лесные поляны. Костры следует разводить на специально отведенных для этого местах  или на старых кострищах. Нередко костры являются причиной пожаров. Ученики должны это знать и соблюдать это правило и требовать его выполнения от других.  В школе проводятся конкурсы рисунков, плакатов.  Идет выпуск листовок  со сводом определенных правил, развешивание красочных противопожарных плакатов.

Важным в экологическом воспитании является изучение «Красной книги РТ», «Зеленой книги РТ».  

В зимний период проводится конкурс на лучшую кормушку среди 6-8 классов. Акция «Покормите птиц зимой!», ребята 5-6 классов регулярно следят за состоянием кормушек, сами приносят корм. Но сначала проводиться инструктаж с объяснением, что можно и что нельзя. Подкармливая  птиц, ученики  оказывают помощь не только пернатым, но и нашим полям, садам, паркам.

Организуется операция «Ель», целью которой является защита хвойных растений. Проводятся беседы о пользе хвойных растений для всей планеты и человека, конкурсы рисунков, идет пропаганда использования искусственных елок. Ребята участвовали  в республиканском конкурсе юных защитников природы «Сохраним лесную красавицу» в рамках Всероссийской природоохранной акций «Ель».

Участие  весной в акции «Белая береза» имеет огромное воспитательное значение.

У нас в каждой рекреации школы есть  зеленые уголки,  за которыми  ухаживают (поливают, пересаживают, обрывают старые листья сами дети), все это в совокупности дарит детям много положительных эмоций и развивает в них чувство ответственности.

Осенью идет сбор семян. На пришкольном участке проводится осенняя обработка почвы. Весной – весенняя обработка, формирование гряд, посадка, полив, уход за всходами, борьба с сорняками, эту работу проводят ученики 6,7,8  классов.

В рекреации школы оформлен уголок, посвященный году  экологии и общественных пространств в республике Татарстан.

Ученики школы активно участвуют во всех  мероприятиях, акциях в городе. Республиканский конкурс  экологической рекламы «Город под защитой детства», конкурс экологических советов (Мордовский заповедник),  конкурс социальной рекламы «Год экологии», региональный конкурс «Мир заповедной природы» (Национальный парк Нижняя Кама), экологическое мероприятие День птиц»  и другие.

«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как  рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б.Шоу) 

- А что значит, жить как люди?

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

- Как ты можешь выполнить это правило в повседневной жизни?

Ученики на занятиях кружка «Друзья природы»  рассуждают, высказывают свое мнение, дискутируют, анализируют, принимают решения. 

Все это способствует формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, позволяет оживить экологическую работу среди учащихся, раскрыть творческие способности детей, привлекает их к поиску оптимальных решений актуальных проблем.

Практическая природоохранная деятельность оставляет неизгладимый след в душе каждого ребенка. Непосредственное общение с природой, а тем более оказание помощи живым существам способствует воспитанию любви ко всему, что нас окружает. Формирует мотивацию бережного отношения к природе.

 

Список литературы:

1. Либеров А.Ю. Экодидактика.  Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007. – 85 с.

2. Марфенин Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы. Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы,  2006. – 120 с.

3. Миронов А.В. Природа и экология Республики Татарстан:  Пособие для учителей и студентов педвузов. 2-е изд. – Набережные Челны: НГПИ, 2007. – 135 с.

4. Щукин И.Н. Экология для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с.

 

.  .  .