Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа элективного курса "Я - читатель"

Дата публикации: 2020-03-31 12:14:20
Статью разместил(а):
Климова Елена Аркадьевна

Программа элективного курса "Я - читатель"

Авторы: Климова Елена Аркадьевна

и Вахрушева Надежда Дмитриевна

МБОУ «СОШ № 11», г. Ижевск

 

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для обучающихся 3 классов МБОУ «СОШ №11» г. Ижевска на 2019-2020 учебный год на основе учебного пособия Г. А. Рудика «Развивающая педагогика».

На изучение элективного курса «Я – читатель» отводится 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 часа.

Программа «Я-читатель» направлена на расширение читательского пространства, развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Цель курса: умение использовать различные виды чтения, развивать способности к саморегуляции поведения, коммуникабельности, мобильности.

Задачи курса:

- овладение различными видами чтения в работе с литературно – художественными и научно – познавательными текстами;

- знакомить с формами и методами работы над текстом;

- формировать читательскую компетентность;

- развивать читательскую активность;

- воспитывать культуру чтения.

Результаты освоения курса: 

Предметные результаты:

- Осознавать значимость чтения для личного развития;

- Формировать потребность в систематическом чтении;

- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- Использовать разные виды чтения («Чтение по диагонали», «Чтение слалом», «По двум вертикалям», «Островками», «Пинг – понг» и т.д.);

- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные УУД:

- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

Познавательные УУД:

- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.

 

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия 

Планируемые результаты (метапредметные)

1

Знакомство с поисково – просмотровым чтением.

Использование приёмов поисково – просмотрового чтения, необходимость использования этого вида чтения.

Уметь находить нужную книгу опираясь на заглавие, введение, предисловие, оглавление, заключение.

2

 Поисково – просмотровое чтение.

Использование приёмов поисково – просмотрового чтения, необходимость использования этого вида чтения.

Уметь находить нужную книгу опираясь на заглавие, введение, предисловие, оглавление, заключение.

3

Приём:

«Чтение по диагонали».

Использование приёма:

«Чтение по диагонали».

Определять значимость содержащейся в тексте информации с помощью приёмов: «Чтение по диагонали».

4

Приём:

 «Чтение слалом».

Использование приёма «Чтение слалом».

Определять значимость содержащейся в тексте информации с помощью приёма: «Чтение слалом».

5

Приёмы:

«Чтение по диагонали», «Чтение слалом».

Использование приёмов ««Чтение по диагонали», «Чтение слалом».

Определять значимость содержащейся в тексте информации с помощью приёмов: «Чтение по диагонали», «Чтение слалом».

6

Приём чтения:

«По двум вертикалям».

Использование приёма «По двум вертикалям»

Выделять нужную информацию в тексте с помощью приёмов чтения: По двум вертикалям».

7

Приём чтения:

«Островками».

Использование приёма чтения: «Островками».

Выделять нужную информацию в тексте с помощью приёма чтения: «Островками».

8

Приём чтения:

 «Пинг – понг».

Использование приёма «Пинг – понг».

Выделять нужную информацию в тексте с помощью приёма чтения: «Пинг – понг».

9

Приёмы чтения:

«Островками», Пинг – понг».

Использование приёмов «Островками», Пинг – понг».

Выделять нужную информацию в тексте с помощью приёмов чтения: «Островками»,

Пинг – понг».

10

Проверочная работа «Работа с информацией».

(См. приложение)

 

 

11

Ознакомительное чтение.

Использование приёма ознакомительного чтения, необходимость использования этого вида чтения.

Использовать приёмы для понимания общего смысла текста.

12

Ознакомительное чтение.

Использование приёма ознакомительного чтения, необходимость использования этого вида чтения.

Использовать приёмы для понимания общего смысла текста.

13

Причины медленного чтения.

Причины медленного чтения их устранение. «Семь золотых правил быстрого чтения».

Использовать семь правил для увеличения скорости чтения.

14

Причины медленного чтения.

Причины медленного чтения. «Семь золотых правил быстрого чтения».

Использовать семь правил для увеличения скорости чтения.

15

Регрессия (возврат)

к прочитанному.

Использование упражнений по борьбе с регрессией.

Увеличить скорость чтения с помощью упражнений по борьбе с регрессией.

16

Регрессия (возврат)

к прочитанному.

Упражнения по борьбе с регрессией.

Увеличить скорость чтения с помощью упражнений по борьбе с регрессией.

17

Артикуляция и проговаривание текста при чтении.

Использование приёмов «Механические торможение»,

«Речевые помехи».

Работать над быстрочтением с помощью приёмов:

«Механические торможение»,

«Речевые помехи».

18

Артикуляция и проговаривание текста при чтении.

Использование приёмов «Неречевые помехи»,

«Чтение при звучащей музыке».

Работать над быстрочтением с помощью приёмов:

 «Неречевые помехи»,

«Чтение при звучащей музыке».

19

Артикуляция и проговаривание текста при чтении.

Использование приёмов: «Механические торможение»,

«Речевые помехи»,

«Неречевые помехи»,

«Чтение при звучащей музыке».

Работать над быстрочтением с помощью приёмов:

«Механические торможение»,

«Речевые помехи»,

«Неречевые помехи»,

«Чтение при звучащей музыке».

20

Центральное и периферическое зрение.

Приёмы чтения:

 «Чтение с использованием прозрачной плёнки»,

«Зелёная точка».

Увеличить скорость чтения с помощью приёмов чтения.

21

Центральное и периферическое зрение.

Приёмы чтения:

 «Пирамида»,

«Таблица Шульте».

Увеличить скорость чтения с помощью приёмов чтения.

22

Центральное и периферическое зрение.

Приёмы чтения:

«Чтение с пользованием прозрачной плёнки»,

«Зелёная точка»,

«Пирамида»,

«Таблица Шульте».

Увеличить скорость чтения с помощью приёмов чтения.

23

Проверка техники чтения с целью выяснения   увеличения скорости чтения на основе литературно – художественного текста.

(См. приложение)

 

 

24

Изучающее чтение.

Изучающее чтение, необходимость использования этого вида чтения.

Ориентироваться в логико – смысловой структуре текста с помощью изучающего чтения.

25

Изучающее чтение.

Изучающее чтение, необходимость использования этого вида чтения.

Ориентироваться в логико – смысловой структуре текста с помощью изучающего чтения.

26

Приём чтения с помощью составления «схемы действия».

Как использовать приём при чтении.

Разбить текст на части, определить ключевые слова, незнакомые слова найти в справочнике, прочитанный текст представить в виде рисунка или схемы.

27

Приём чтения с помощью составления «схемы действия».

Как использовать приём при чтении.

Разбить текст на части, определить ключевые слова, незнакомые слова найти в справочнике, прочитанный текст представить в виде рисунка или схемы.

28

Приём чтения: «Чтение с вопросами».

Использование приёма

«Чтение с вопросами».

Устанавливать причинно – следственные и другие смысловые связи в тексте (глубина понимания) с помощью приёма: «Чтение с вопросами».

29

Приём чтения: «Чтение с вопросами».

Использование приёма

 «Чтение с вопросами».

Устанавливать причинно – следственные и другие смысловые связи в тексте (глубина понимания) с помощью приёма: «Чтение с вопросами».

30

Приём чтения: «Чтение с вопросами».

Использование приёма

 «Чтение с вопросами».

Устанавливать причинно – следственные и другие смысловые связи в тексте (глубина понимания) с помощью приёма: «Чтение с вопросами».

31

«Маргинальный приём».

Использование приёма при чтении.

Находить объяснительные предложения в которых содержится главная мысль.

32

«Маргинальный приём».

Использование приёма при чтении.

Находить объяснительные предложения в которых содержится главная мысль.

33

Проверка техники чтения с целью выяснения   увеличения скорости чтения на основе научно – популярного текста.

(См. приложение)

 

 

34

Проверочная работа «Работа с информацией».

(См. приложение)

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы по элективному курсу «Я – читатель».

Тест № 1.

Проверка техники чтения с целью выяснения увеличения скорости чтения на основе двух текстов (1 текст литературно – художественный, 2 текст научно – популярный).

Текст №1.

Наконец письмо дяди Фёдора в город приехало. В городе уже другой почтальон его в сумку положил и папе с мамой домой понёс. А на улице дождик был сильный-пресильный. Почтальон весь промок до ниточки. Папа даже его пожалел:

– Что же это вы в такую погоду мокрую письма-то носите? Вы бы их лучше по почте отправили.

Почтальон согласился:

– Верно, верно. Чего это я ношу их в сырость? Это вы хорошо придумали. Я сегодня же доложу начальнику.

И папа с мамой стали письмо читать. Сначала им всё нравилось. И то, что у дяди Фёдора дом есть и корова. И что дом у него тёплый, и что он трактор купил. А потом они пугаться начали.

Папа читает:

– «А ещё у нас печка есть тёплая.

Я так люблю на ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас всё по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу… Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения… на удочку… или пылесосом…

А днём я люблю на крышу вскарабкаться… глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь…»

Мама слушала, слушала – и раз, в обморок упала! Папа воды принёс и маму в чувство привёл. Дальше мама сама читать стала:

– «А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растёт – чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да ещё охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье…»

Тут грохот в комнате раздался. Это папа в обморок упал. Теперь мама за водой побежала, папу в чувство приводить.

Папа в себя пришёл и говорит:

– Что это с нашим ребёнком сделалось? Лапы у него ломит, и хвост отваливается, и на прохожих он лаять начал.

– И мышей он ловит на удочку, – говорит мама. – И шерсть у него – чистый каракуль. Может, он там на природе в ягнёночка превратился? От свежего воздуха?

– Да? – говорит папа. – А я и не слышал, чтобы ягнята на прохожих булькали. Может, он просто с ума сошёл от свежего воздуха?

Решили они письмо до конца дочитать. Читают и глазам своим не верят:

– «Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась…»

– Что у него повысилось? – спрашивает мама.

– Лохматость у него повысилась. Он теперь может зимой на снегу спать.

Мама просит:

– Ладно, читай до конца. Я хочу всю правду знать, что там с моим сыном сделалось.

И папа до конца дочитал:

– «Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают… Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо – ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность. До свиданья. Ваш сын – дядя Фарик».

После этого письма мама с папой полчаса в себя приходили, все лекарства в доме выпили.

Потом мама говорит:

– А может, это не он? Может, это мы с ума сошли? Может, это у нас лохматость повысилась? И мы можем зимой на снегу спать?

Папа стал её успокаивать, а мама всё равно кричит:

– Это меня все продавцы давно знают и кости мне бесплатно дают! Это мне мышей видеть не хочется! Вот сейчас у меня тоже лапы ломит и хвост отваливается! Потому что жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний! Где моя мисочка на полу?!

Еле-еле её папа в себя привёл.

– Если бы мы с ума сошли, то не оба сразу. С ума по отдельности сходят. Это только гриппом все вместе болеют. И никакая лохматость у нас не повышалась, а наоборот. Потому что мы вчера в парикмахерской были.

Но на всякий случай они себе температуру смерили. И температура была нормальной – 36,6. Тогда папа взял конверт и внимательно осмотрел. На конверте стоял штамп, и на нём было название деревни, откуда это письмо отправлено. Там было написано: «…деревня Простоквашино».

Мама с папой достали карту и стали смотреть, где такая деревня находится. Насчитали таких деревень двадцать две. Они взяли и написали в каждую деревню письмо. Каждому деревенскому почтальону.

Уважаемый почтальон!

Нет ли в вашей деревне городского мальчика, которого зовут дядя Фёдор? Он ушёл из дома, и мы очень за него беспокоимся.

Если он живёт у вас, напишите, и мы за ним приедем. А вам привезём подарки. Только мальчику ничего не говорите, чтобы он ничего не знал. А то он может переехать в другую деревню, и мы его уже не найдём. А нам без него плохо.

С большим уважением —

мама Римма и папа Дима.

Они написали двадцать два таких письма и разослали их во все деревни с названием Простоквашино.

Текст № 2.

В древние времена, когда люди ночью смотрели в небо, они не могли не заметить, что самые яркие звезды расположены в определенном порядке и составляют целые созвездия. В переводе с латыни слово «созвездие» обозначает «группа звезд».

Представители всех древних цивилизаций давали созвездиям имена в честь богов и героев, а также в честь зверей и предметов, формы которых напоминал рисунок того или иного звездного скопления.

Изучая созвездия, древний человек заметил, что они следуют друг за другом по всему небу в строгом порядке, как будто полки на параде. Некоторые появлялись на небосклоне с приходом весны, перемещались по небу, а потом скрывались из вида. За ними с приходом лета, осени или зимы появлялись всё новые созвездия, которые также проделывали свой путь по небу, а затем исчезали.

В процессе наблюдений древние люди выделили двенадцать созвездий. Солнце и Луна всегда всходили и заходили именно в той части неба, где располагались эти созвездия. Потому-то часть небосклона, через которую проходили Солнце, Луна и другие планеты, древние астрономы назвали Зодиаком, что в переводе значит «круг жизни». Ведь большинство созвездий Зодиака были уже названы в честь одушевленных живых существ.

Сам Зодиак древние поделили на двенадцать частей, каждая из которых была названа по имени одного из созвездий. Эти созвездия известны сегодня

нам как: Телец, Овен, Рыбы, Водолей, Козерог, Стрелец, Скорпион, Весы, Дева, Лев, Рак и Близнецы.

Эти двенадцать созвездий получили название знаков Зодиака. Каждый месяц новый знак Зодиака появляется на востоке в том месте, где восходят Солнце и Луна.

Помимо двенадцати созвездий Зодиака, люди в древние времена различали и еще тридцать шесть других созвездий. Все сорок восемь созвездий (вместе с созвездиями Зодиака) называются древними созвездиями. Позднее ученые-астрономы добавили к ним еще сорок других, их называют «современными» созвездиями.

Текст №3. Работа с информацией.

В журнале «Отчего и почему» Катя и Миша прочитали один и тот же текст. Катя сказала, что это сказка, а Миша с ней не согласился. Прочитай этот текст, выполни задания и реши, кто из ребят прав.

Добрый совет.

Когда Земля была совсем юной, ледяная тишина окутывала её. Скованные вечным льдом, спали ручьи и реки, моря и океаны. Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал. И всё потому, что молодое Солнце ... боялось высоты! Поднимаясь утром на востоке, оно изо всех сил держалось за Линию Горизонта. Его лучи только скользили по планете, не согревая её.

Шло время, а на Земле ничего не менялось.

Однажды возле Солнца пролетала Мудрая Старая Комета. Она сразу заметила что-то неладное:

– Уважаемое Светило! Не могли бы Вы подняться чуть выше Линии Горизонта? Эта прекрасная планета никогда не проснётся, если Вы не согреете её своими лучами!

– Я не могу, – ответило Солнце и отчаянно покраснело. – Я боюсь высоты.

– Это поправимо! – сказала Мудрая Старая Комета. – Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт. Прощайте, Солнышко! Прислушайтесь к моему совету.

Утром Солнце сразу же устремилось к точке, которую указала ему Комета.

К полудню оно достигло зенита* и решило осмотреться. И тут наконец увидело Землю – не краешек, не половинку, а всю планету целиком, такую прекрасную и удивительную, похожую на огромный голубой шар.

Любовь и нежность переполняли Солнце. Его лучи согревали озябшую Землю так, что стали плавиться льды в морях и океанах. Но первыми оттаяли ветры – и разлетелись по всей Земле. Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете.

А Солнце, совсем забыв о боязни высоты, пошло на запад, чтобы обогреть свою планету со всех сторон.

Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило.

– Как поживает Ваша прекрасная планета? – спросила она.

Солнце загадочно промолчало.

Над Землёй занимался рассвет. Когда туманная дымка растаяла, Комета увидела синие реки и озёра, полные воды, моря и океаны, в каждом из которых отражалось Солнце, зелёные леса и цветущие луга. И каждый цветок тянулся к Солнцу, к его живительному теплу.

За всю свою бесконечно долгую жизнь Мудрая Старая Комета не видела ничего прекраснее. На её морщинистом лице выступили слёзы. Солнце хотело осушить слёзы Кометы, но их становилось всё больше и больше. Горячие солнечные лучи превращали их в пар, который сметал с лица Кометы космическую пыль.

«Я, кажется, помолодела!» – подумала Мудрая Старая Комета и тут увидела своё отражение в одном из океанов Земли. Что это? За ней тянулся длинный серебристый шлейф.

– Как красиво! – воскликнула она. – Спасибо, Солнышко! – и унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах.

С тех пор нашу Солнечную систему часто посещают кометы. И каждая, становясь моложе, получает от Солнца подарок – длинный сияющий шлейф – в память о том, как когда-то давным-давно одна из комет помогла ему добрым советом.

А. Бондаренко

 

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную цифру.

1) Мудрая Комета никогда в жизни не видела своё отражение.

2) Шумные ветры навсегда остались дремать в глубоких расселинах скал.

3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф.

4) Солнце так и не смогло увидеть всю планету целиком.

2. Выпиши предложение, в котором есть доказательство того, что в те времена, о которых рассказывается, людей еще не было.

3.       Давно ли Мудрая Старая Комета дала Солнцу свой совет? Докажи свой ответ словами из текста.

4.      Почему наша планета так растрогала Мудрую Старую Комету, когда она увидела ее во второй раз?

5.       Можно ли по комете узнать, побывала ли она уже в Солнечной системе? Отметь ответ R

¨

Да

¨

Нет

Объясни свой ответ.

6.      Автор называет солнце разными словами, слово «Солнце» уже записано. Найди в тексте ещё 2 слова и запиши их.

Солнце, ...

7.       Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Ответило Солнце и отчаянно покраснело». Обведи нужную цифру.

1) бесстрашно

2) сильно

3) смело

4) рискованно

8.      Тебе встретилось предложение: «И Добрая Старая Комета унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах». Напиши два примера того, о чём она могла рассказать.

1) ...

2) ...

9.      Текст называется «Добрый совет». Почему совет, который Комета дала Солнцу, можно назвать добрым?

10.  Составь и запиши план текста.

11.   Ты уже знаешь, что у слов бывает прямое и переносное значение. Найди словосочетание, в котором одно из слов употреблено в переносном значении, обведи нужную цифру.

1) глубокие расселины

2) прекрасная планета

3) ледяная тишина

4) туманная дымка

12.  Объясни, в каком значении употреблено сочетание слов «точка зрения» в отрывке: «Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт».

13.   Какой частью речи является встретившееся в тексте слово «светило»?

Какой другой частью речи может быть слово «светило»?

Придумай предложение, в котором оно будет этой частью речи.

14. В тексте есть слово «Земля». Напиши, когда в соответствии с правилами русского языка оно пишется с заглавной буквы.

1)

2)

3)

15.  Что в этом тексте совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи два примера.

1)

2)

16.   Что в этом тексте не совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи один пример.

1)

17.  Вода может существовать в разных состояниях. Все ли они упоминаются в тексте?

¨

Да

¨

Нет

Назови их.

18.   Ты помнишь, что Катя считает, что «Добрый совет» – это сказка, а Миша с ней не согласен. Кто же из них, по-твоему, прав?

¨

Катя

¨

Миша

Приведи два объяснения того, почему ты так думаешь.

1)

2)

 

Карта анализа работы с информацией.

п\п

Класс 

Тема

 

 

 

%

 

%

1

Количество учащихся в классе

 

 

 

 

2

Количество учащихся, выполнявших работу

 

 

 

 

3

Написали работу  на:

 

 

 

 

 

«5»

 

 

 

 

 

«4»

 

 

 

 

 

«3»

 

 

 

 

 

«2»

 

 

 

 

4

Успешность

 

 

 

 

5

Качество

 

 

 

 

 

Средний балл

 

 

 

 

6

Допустили ошибки:

 

 

 

 

7

В разделе: «Поиск информации и понимании прочитанного»

 

 

 

 

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

 

 

 

 

определять тему и главную мысль текста

 

 

 

 

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

 

 

 

 

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность

 

 

 

 

 упорядочивать информацию по заданному основанию

 

 

 

 

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака

 

 

 

 

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

 

 

 

 

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

 

 

 

 

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

 

 

 

 

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

 

 

 

 

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

 

 

 

 

*

–использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

 

 

 

 

*

–работать с несколькими источниками информации;

 

 

 

 

*

–сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

 

 

 

 

8

В разделе: «Преобразование и интерпретация информации»

 

 

 

 

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

 

 

 

 

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

 

 

 

 

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

 

 

 

 

находить аргументы, подтверждающие вывод;

 

 

 

 

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

 

 

 

 

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

 

 

 

 

*

–делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

 

 

 

 

*

–составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

 

 

 

 

9

В разделе: «Оценка информации»

 

 

 

 

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

 

 

 

 

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

 

 

 

 

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

 

 

 

 

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

 

 

 

 

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

 

 

 

 

*

сопоставлять различные точки зрения;

 

 

 

 

*

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 

 

 

 

*

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию

 

 

 

 

.  .  .