Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности формирования и создания репертуара для аккордеона

Дата публикации: 2020-03-09 11:18:12
Статью разместил(а):
Готлиб Феликс Леонидович

Особенности формирования и создания репертуара для аккордеона

Автор: Готлиб Феликс Леонидович

г. Пермь

 

Целью данной методической работы является поиск решения проблемы формирования репертуара современного аккордеониста, раскрытие проблемы формирования современного репертуара и теоретические обоснования необходимости создания оригинального репертуара для аккордеона.

Если проследить историю развития искусства исполнительства на аккордеоне и, вместе с этим, эволюцию аккордеонного репертуара, то можно выделить несколько этапов: 

1) С середины XIX-го века - со времени создания аккордеона, он использовался для исполнения простых песенно-танцевальных народных и мелодий и являлся музыкальным инструментом массовой культуры. В России аккордеон появился на стыке XIX и XX веков.

2) С развитием джазовой музыки с 20-х 30-х годов XX века аккордеон стал активно применяться в качестве солирующего и аккомпанирующего инструмента именно в эстрадно-джазовых коллективах.

3) С 1948 года аккордеон был исключён из системы профессионального музыкального образования и не развивался как академический инструмент. Запрет был связан с идеологическими причинами. В послевоенные годы, в условиях начавшейся холодной войны аккордеон позиционировался как прозападный музыкальный инструмент. Лишь c конца 1960-х годов аккордеон был включён в 3-ступенчатую  систему профессионального академического образования. Нужно отметить, что в тот же период в западных странах аккордеонное искусство активно развивалось, формируя особые исполнительские и репертуарные традиции.

В нашей стране, в условиях дискриминации, аккордеон длительный период времени воспринимался как аккомпанирующий инструмент в области самодеятельности и развлекательной музыки; либо находился в зависимом, подчинённом положении по отношению к другим музыкальным инструментам. Поэтому в конце 60-х, начале 70-х годов XX-го века в распоряжении обучающихся игре на аккордеоне практически не было оригинальных произведений.

Репертуар аккордеонистов, начиная с этого периода, в бльшей части, начал формироваться из популярных в то время песен советско-патриотической тематики, переложений классических произведений для органа, клавира и фортепиано, а также, из обработок народно-фольклорного музыкального материала и баянных оригинальных произведений, адаптированных для аккордеона.

   Важно отметить, что музыкальные вкусы совеменного слушателя очень быстро меняются и это нужно учитывать при выборе репертуара, поскольку истинным заказчиком, потребителем и ценителем искусства является широкая публика.  

 

Сравнение свойств аккордеона и родственных ему инструментов в контексте репертуарных особенностей.

Несмотря на идентичность правой клавиатуры аккордеона и фортепиано, существуют принципиальные отличия в природе звукоизвлечения у этих инструментов. Фортепиано является струнно-клавишным , а аккордеон - язычковым клавишно-пневматическим инструментом. Способ извлечения звука с помощью удара молоточка по струнам на рояле и получение звука с помощью ведения меха на аккордеоне дифференцирует подходы к формированию навыков игры. Это выражается в разной силе нажатия на клавиши, в высоте замаха пальцев. Кроме того, при использовании штриховых оттенков пианисты активно задействуют педали, а аккордеонисты координируют правильную работу мехом и необходимые перемещения пальцев. По словам известного аккордеониста-виртуоза Теодоро Анцелотти: "Мои средства артикуляции звука – совсем иные чем у пианиста."  

Биомеханика правой руки пианиста и аккордеониста во время игры на инструменте так же имеет существенные отличия. Положение правого предплечья влияет на пространственное перемещение игрового аппарата музыканта относительно клавиатуры, создаёт различные точки опоры и задействует разные группы мышц правого плеча аккордеониста и пианиста.  К  тому же, отсюда вытекают определённые аппликатурные отличия при игре на фортепиано и аккордеоне.

Перечисленные выше особенности необходимо учитывать при формировании репертуара аккордеониста. Было бы неверно утверждать, что внешняя схожесть клавиатур позволяет аккордеонисту в точности передать замысел автора фортепианного произведения и имитировать звучание фортепиано. Да и нужно ли ставить подобную задачу перед музыкантом-аккордеонистом? Богатейший нотно-библиографический материал для фортепиано, накопленный за сотни лет является кладезью для любого музыканта, но, безусловно, требует тщательного отбора, адаптации и переосмысления при исполнении на аккордеоне.

Подобная проблема существует и при сравнении репертуара, написанного для баяна и современного аккордеона.

Необходимо отметить, что в послевоенные годы баян получил приоритетное значение среди народных инструментов язычково-пневматической группы. Была сформирована и активно развивалась система обучения игре на баяне в сфере музыкального образования, включающая музыкальные школы, муз. училища и профильные ВУЗы. Стала активно развиваться школа исполнительства на баяне, появилось огромное количество учебно-методической литературы и профессиональные исполнители-баянисты.

По этой причине огромное влияние на репертуар современных аккордеонистов оказали переложения для баяна классических произведений, а также обработки народных песен и танцев.

Несмотря на большой вклад баянной учебно-методической базы в развитие аккордеонной школы в нашей стране, а также конструктивную схожесть баяна и аккордеона, эти инструменты имеют ряд принципиальных отличий: 

Во-первых, традиции исполнительства на баяне и аккордеоне значительно разнятся. Как было упомянуто выше, длительный период времени аккордеон использовался в качестве эстрадного инструмента и как следствие, появились такие характерные черты как: специфический аккордеонный строй голосов – так называемый "разлив", использование регистровки, импровизационность в изложении музыкального материала, сценическая манера исполнения стоя, а не сидя, как принято в академической традиции музицирования. Кроме того, сформировалась особая концепция исполнительства, включающая в себя такие технические приёмы как: мелизмы, сочетающиеся с акцентированием мехом, характерные “подъезды” к ноте, глиссандо, тремоло мехом и т.д.

Во-вторых, различие правых клавиатур даёт определённые преимущества баянистам. В силу компактного расположения кнопок на баяне достигается более широкий охват диапазона и как следствие, большая фактурная свобода по сравнению с клавиатурой аккордеона. Вследствие этой особенности, многие произведения, написанные для баяна недостаточно удобны для исполнения на аккордеоне. В тоже время, конструктивные особенности аккордеонной клавиатуры позволяют исполнителям на этом инструменте использовать специфические технические приёмы, упомянутые выше, которые делают выступление более виртуозным и зрелищным.

В-третьих, если использование выборной левой клавиатуры воспринимается баянистами вполне гармонично, так как таковая является зеркальным отражением правой клавиатуры, то для аккордеониста – это освоение принципиально новой концепции владения инструментом. Кроме того, практически отсутствуют малогабаритные аккордеоны с выборной клавиатурой, доступные начинающим музыкантам. Данные обстоятельства серьёзно влияют на выбор того или иного произведения и включение его в репертуар аккордеониста.

Заключение

Конечно же, взаимопроникновение и взаимодополнение родственных музыкальных инструментов необходимо и неизбежно. Тем не мение, нужно помнить, что современный клавишный аккордеон является самодостаточным инструментом, со своими исключительными свойствами. Учитывая специфические конструктивные характеристики аккордеона, сложившиеся исполнительские традиции, а также острую нехватку истинно аккордеонных произведений, необходимо предпринимать усилия по созданию оригинального репертуара для аккордеона, раскрывающего лучшие темброво-акустические, интонационные и технические особенности этого инструмента.

Литература :

1) Спешилова О.И  Особенности развития аккордеонного искусства в России, Уфа, 2006.

2) Скачко Л.Ф. Формирование академического репертуара для аккордеона. Минск, 2011. 

3) Показанник Е.В. Аккордеон в семействе гармоник. 1999. РГК. Ростов –на-Дону

4) Показанник Е.В. Эволюция пиано-аккордеона: Функционирование, конструкция, репертуар. Ростов-на-Дону, 1999.

5) Гайсин Г.А. Игра на аккордеоне .Учебно-методическое пособие, Ярославль, 2006.

6) Шаров О.М. Баян-аккордеон как музыкальный инструмент. 2014.

 

.  .  .