Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методика проведения конференции по повести Г. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо"

Дата публикации: 2020-02-18 15:07:01
Статью разместил(а):
Сима Любовь Ивановна

Методика проведения конференции по повести Г.Троепольского

«Белый Бим Чёрное ухо»

Автор: Сима Любовь Ивановна

МБОУ "Шустиковская СОШ",  д. Шустиково

 

Повесть Гавриила Троепольского «Белый  Бим Чёрное ухо» – одна из тех книг, которые с одинаковым волнением читаются и детьми, и взрослыми. Деятельная, активная любовь к живой природе, бережное отношение к ней, подлинный гуманизм – вот что подкупает в позиции автора, делает читателя его другом и союзником.

Животрепещущие проблемы нашего времени, поднятые на страницах повести, и обусловили выбор её для обсуждения. В нём приняли участие школьники 5-8 классов. Степень участия в подготовке и проведении конференции была, разумеется, разной. Но горячая заинтересованность в судьбах героев, потребность понять и осмыслить поступки и характеры персонажей стимулировали активность участников.

В предварительных беседах я стремилась, чтобы ребята за трогательной историей собаки, рассказанной писателем, увидели важную проблему взаимоотношений человека с живой природой.

Подготовка продолжалась около двух месяцев. За это время все ребята успели познакомиться с повестью и вопросами к ней, которые заранее были вывешены на стенде. Задания составлялись с учётом возраста и речевой подготовки участников. Обучающиеся 5-6 классов работали над пересказом отдельных эпизодов, подбирали отрывки для выразительного чтения, старшие ребята продумывали ответы, связанные с проблемами, затронутыми в повести, авторскими размышлениями.

Хотя был намечен довольно широкий круг выступающих,  предоставить слово каждому участнику было невозможно. Импульсом к размышлению о природе, заботе о ней, отношении к «братьям нашим меньшим» послужили конкурсы на лучшее сочинение, на лучший рисунок.

В день обсуждения актовый зал украсили лучшие рисунки и репродукции, посвящённые родной природе, четвероногим друзьям, стенд с лучшими сочинениями, выставка книг «Друзья человека». Я постаралась конспективно изложить выступления участников и комментарий ведущих.

Началось обсуждение вступительным словом учителя о писателе Г.Троепольском.

Гавриил Николаевич Троепольский в литературу пришёл поздно. Почти четверть века прожил он в городе Острогожске Воронежской области, работая на сортоиспытательном участке по зерновым культурам, выращивая новые сорта проса.

Самое первое произведение, рассказ «Дедушка», опубликованный в альманахе «Литературный Воронеж» в 1932 году,  писатель не считал началом своей творческой деятельности. Ему было 47 лет, когда в журнале появилась его первая публикация рассказов «Из записок агронома».

Его повесть «В камышах» посвящена друзьям-охотникам, красоте родной природы.

Охране окружающей среды посвящён очерк «О реках, почвах и прочем», который вызвал множество читательских откликов. У Троепольского природа учит и лечит человека, помогает ему жить. Писатель открывает нам красоту окружающего мира, показывает связь всего живого на земле. В повести «Белый Бим Чёрное Ухо» с поразительной силой описана история собаки.

В одном из интервью писатель признавался, что в этой истории его интересовали прежде всего люди, их мысли и поведение. «Ведь пока они спешат по улицам города, их едва можно отличить в толпе друг от друга. Но как только на их пути возникает Бим, их как бы можно проверить отношением к доверчивой и умной собаке».

Это повесть о том, как любить и беречь друзей, как бороться за счастье и свободу.

В повести много отзывчивых и добрых людей. Но писатель предостерегает нас, что зло приходит не только через чёрствых, жестоких людей, но и через равнодушных, как родители Толика. Жизнь как бы испытывает Бима, его преданность и доброту, бескорыстную дружбу. И Бим выдерживает эти испытания.

У Гавриила Николаевича читатели нередко спрашивали о Биме. Настоящий он или вымышленный? И писатель отвечал, что из всех собак, что у него были, он вообразил одну. Так появился Бим.

Двое ведущих по очереди задавали вопросы школьникам, акцентируя их внимание на философских раздумьях автора, лирических отступлениях:

1. Как появился у Ивана Ивановича Бим?

2. Как он рос и развивался?

3. Чему учил Иван Иванович Бима?

4. Почему Бим остался без хозяина?

5. Кого встретил на своём пути Бим? Опишите этих людей.

6. Как погиб Бим?

Затем обсуждались вопросы, выявляющие смысл повести, отдельных её эпизодов, раскрывающие характер героев.

1. Какую роль играет природа в жизни Ивана Ивановича?

Хозяин Бима был добрым человеком. Он много в жизни пережил. Кроме дружбы с Бимом большую радость он получал от общения с природой. Он любил лес. Здесь он отдыхал душой, любовался природой, знал и понимал её. Он учил этому своего четвероногого друга.

2. Почему Бим, оставшись один, не стал бродячей собакой?

Бим был добрым и верным псом. Он любил Ивана Ивановича, верил ему, помнил о нём, поэтому из последних сил двигался к родной двери, за которой его всегда ждали.

3. Чем вы можете объяснить поступки Серого, Клима, Тётки?

Наверное, у них никогда не было друзей. Они злые, жестокие люди, думающие только о себе. У них нет имён и фамилий: в повести они олицетворяют зло.

4. Почему Даша и незнакомая женщина отнеслись к Биму с теплотой и вниманием?

И Дашу, и незнакомую женщину на полотне железной дороги, и всех, кто проявил сочувствие к Биму, отличают доброта, отзывчивость. О них писатель говорит так: «Среди нас есть скромные люди, с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя самое лучшее, что есть в человеке».

5. Чем вам больше всего понравился Бим?

Меня Бим покорил своей верностью, преданностью. Он ни есть, ни пить не мог без хозяина, ждал его, искал его по всему городу. Пройдя через зло и жестокость таких людей, как Тётка и Серый, он остался добрым и верным псом. Бим был очень умным, он научился понимать людей, отличать хороших от плохих.

6. Почему Бим всё-таки погибает?

Может быть, если бы Бим не искал так настойчиво своего хозяина, он не попал бы в фургон для бродячих собак. Погибая, он остается верен дружбе. Ему довелось встретиться со многими людьми: кто-то пытался присвоить собаку, но неудачно, кто-то пытался помочь, но не сумел. Писатель показывает, что борьба за справедливость – дело трудное, даже если у тебя есть союзники.

7. Почему Иван Иванович не рассказал Толику и Алёше о гибели их общего друга?

Для Ивана Ивановича гибель Бима была тяжёлым ударом. Ведь он подарил одинокому человеку  минуты счастья. Но он решил не говорить мальчикам о гибели собаки, потому что боялся, что они потеряют веру в добро и справедливость, не хотел причинять им боль. А потеряв веру, мальчики станут думать, что бороться за добро и справедливость бесполезно. А бороться надо.

8. Прочтите последние строки повести со слов «Но…всё-таки в лесу кто-то выстрелил…» Почему так заканчивает писатель свою повесть?

Автор напоминает людям, что человек остается сыном природы, её защитником. Ведь где бы мы ни жили – нас окружает природа. Нам нужен свежий воздух, чистая вода. Птицы, животные, растения, люди – всё нуждается в добром, умном участии. Но есть ещё в нашем мире много зла и жестокости, поэтому недостаточно любить природу, нужно беречь её и защищать.

9. Какие мысли возникли у вас после прочтения этой книги?

Эта книга не только о судьбе собаки, она о доброте и жестокости. Сегодня человек ломает дерево, издевается над животным, а завтра причинит зло людям. Я сделала для себя вывод: нельзя проходить мимо, когда рядом совершаются подлые поступки, зло и насилие.

В заключение конференции я обобщаю сказанное.

Книга «Бим Чёрное ухо» - повесть о собаке, лишившейся своего хозяина и погибшей от бездушия одних людей и беспомощности других. То, что случилось с Бимом, казалось бы, обыкновенное будничное происшествие. И не задержи на нём писатель своего внимательного, доброго взгляда, многие прошли бы мимо, ничего не заметив.

Нужно стремиться к тому, чтобы хорошие люди никогда не опаздывали и не ошибались – в этом главное из того, что хотел сказать автор. Хотя повесть кончается трагично – Бим погибает – но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах.

Своей повестью Г. Троепольский учит нас добру, справедливости и любви к природе. Что мы можем сделать для природы, окружающей нас? Озеленять города и деревни, устанавливать зимой кормушки для птиц, строить скворечники, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

 

Используемая литература:

1. Г. Троепольский. Белый  Бим Чёрное ухо: повесть - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

2. Кудесник «Белого Бима». Воспоминания о Г.Н.Троепольском / Ред.-сост.  Е.Г.Новичихин. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ,  2013.

 

.  .  .