Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Психологические особенности детей и подростков «Поколения Z»

Дата публикации: 2020-02-11 07:57:13
Статью разместил(а):
Кожагельдинова Зарина Мырзагельдыевна

Психологические особенности детей и подростков «Поколения Z»

Автор: Кожагельдинова Зарина Мырзагельдыевна

МОУ «СОШ с. Будамша», Будамша

 

Создателями концепции поколений 1991 года являются американские ученые Нил Хоув и Уильям Штраус.

Основа этой теории заключается в том, что системы ценностных ориентиров у людей, которые выросли в различные исторические периоды, отличаются. Согласно суждению приверженцев данной концепции, поколение естькатегория людей, которые родились в конкретный промежуток времени, испытавших воздействие одинаковых событий и отличительных черт воспитания со схожими приоритетами.

Развитие ценностей происходит, в соответствии с этой концепцией, приблизительно до 12-14 лет.

В настоящее время в нашей стране проживают представители следующих поколений:

- величайшее поколение (1900-1923 годы рождения);

- молчаливое поколение (1923-1943 годы рождения);

- поколение беби-бумеров (1943-1963 годы рождения);

- поколение Х («Икс») (1963-1984 годы рождения);

- поколение Y («Игрек») (1984-2000 годы рождения);

- поколение Z «Зет» (c 2000 года рождения и по сегодняшний день). 

В современной школе обучается одно поколение: поколение Z. Педагогический состав - преимущественно представители поколения X и Y

Проанализируем отличительные особенности представителей этих поколений.

Молчаливое поколение (1923-1943 годы рождения)

Воспитанные во время сталинских репрессий, Второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода, они неразговорчивы, ответственны, весьма толерантны. Уважение закона у них в крови. Досуг у них зачастую сопряжен с пополнением запасов, в шкафах имеются соленья, варенья, также консервированные продукты.

Поколение беби-бумеров (1943-1963 годы рождения) 

Бумеров именуют таким образом по причине увеличения рождаемости. В основе характера у них находится психология фаворитов. Данное поколение вырастало в супердержаве, которую опасался и чтил весь мир, которая стала победителем в страшной войне и покорила космическое пространство. У данных людей отсутствуют непреодолимые барьеры. Бумеры - оптимистичны, трудолюбивы. В настоящее время представители данного поколения довольно энергичны, посещают фитнес-центры, бассейны, изучают новые гаджеты и интернет и путешествуют.

Поколение Х (1963-1984 годы рождения)

Представители данного поколения росли в период продолжения «холодной войны». Во времена их детства в первый раз массово заговорили о СПИДе, а также наркотиках. Также в этот период начался всплеск разводов. Родители данного поколения трудились от звонка до звонка, они заблаговременно учились самостоятельности: сами занимались уроками, сами разогревали обед. Отсюда и характерные черты склада ума: готовность к изменениям и расчет только на собственные силы. Это поколение индивидуалистов. Любовь к своей стране у поколения X выражена значительно меньше, нежели у предшественников. Для данного поколения родина - это прежде всего малая родина, или очень малая: семья, близкие люди. Они прагматичны, ценят время. Готовы постоянно учиться.

Поколение Y (1984-2000 годы рождения)

Социологи назвалиэто поколение «поколением большого пальца» по причине того, что мобильный телефон для них существовал почти постоянно. В период их взросления произошли распад Советского Союза, боевые конфликты, формирование коммуникаций. Игреки наивны и предрасположены функционировать в команде. Нацелены на общество. Неплохо ориентируются в компьютерных сетях.

Практически все представители этого поколения не приучены к самостоятельности, которая была характерна для их родителей - «иксов». Родители лелеяли их и всеми способами берегли, отучали от той самой самостоятельности, которой сами владели безгранично. Они взрослели убежденными в своей значимости. Ценный аспект для данного поколения - это мода. Их лозунг «Жить в удовольствие, и всё успеть!».

Поколение Z (c 2000года рождения и по сегодняшний день)

Про «зетов» пока известно мало по той причине, что ценности поколения Z в ходе развития.

Характерные черты детей поколения Z и как установить с ними общий язык?

1. Это дети мультимедийных технологий, по этой причине практически всю информацию они берут из Сети, могут с ней хорошо работать, выбирают взаимодействие в виртуальном пространстве, а не личное общение. Ребята лучше ориентируются в технической сфере, нежели в человеческих чувствах и человеческих поступках. Как правило, и родители учеников и сами ученики создают для общего общения чаты и беседы ВКонтакте, WhatsApp. Хорошо,если администратором такой группы или беседы или хотя бы ее участником является классный руководитель. С той целью, чтобы как минимум - быть осведомленным в событиях, как максимум - своевременно определить конфликт и разрешить его.

2. Они нетерпеливы и сконцентрированы преимущественно на кратковременных задачах.

3. Они нацелены на потребительские функции и индивидуалистичны.

4. Значимые понятия: честность и искренность.

5. Они стремительно становятся взрослыми, занимаясь самообразованием в Интернете.

6. Для них свойственен таинственный феномен многозадачности. Ребенок, сидя за компьютером, в одно время общается в чате, занимается поиском данных в сети, говорит по скайпу, слушает музыку, пытается сделать домашнее задание и при этом пьет чай и ест бутерброд. 

7. Они по-другому обучаются: занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют все то, в чем не заинтересованы. 

8. У детей данного поколения иначе работает память: в первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника данных в сети, а место, где эти сведения находятся, а конкретнее - «путь», способ, как эту информацию получить. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».

9. Длительность сосредоточения внимания по сравнению с тем, что было 10 лет назад, снизилась в десятки раз. Если раньше на занятии школьник был способен сохранять внимание на протяжении 40 минут, и это являлось нормой, то в настоящее время в классе на подобную концентрацию способны единицы. 10-15 минут максимально может сохранить внимание типичный «зет».

10. У нынешнихучеников развивается «клиповое мышление», которое предполагает переработку данных маленькими порциями.

11. Они гиперактивны. Этим ребятам сложно долгое время быть внимательными на чем-то одном, они весьма непоседливы. По этой причине у них зачастую появляются трудности с успеваемостью из-за нетерпеливости и неусидчивости, при этом представители данного поколения могут являться талантливыми в тех или иных областях деятельности.

12. Они предрасположены к аутизации - погружению в себя. Речь об аутизме не в варианте нарушения, а об аутизации как методе общения с окружающим миром, который является защитой от трудностей современного образа существования. 

Ряд фактов, которые помогут установить с «зетами» общий язык:

1. Данное поколение - индивидуалисты, по этой причине им сложно взаимодействовать в команде.

Если вы желаете, чтобы «зеты» работали совместно, дайте цель, интересную всем. Дабы исключить неразбериху, разделите обязанности каждого. «Зетам» нравятся непростые задачи, выполнение которых обеспечит их новыми знаниями, умениями и навыками.

2. К представителям этого поколения требуется персональный подход.

Не стоит ставить в образец иных людей. Потому что посторонние успехи их не стимулируют. Делайте опору на их собственную неповторимость. Индивидуальный подход к «зетам» - несомненная гарантия эффективного сотрудничества.

3. «Зетам»нужны пояснения в работе.

Результативно работать «зеты» сумеют только в том случае, если отчетливо поймут, что необходимо делать и как этого достигнуть. «Зеты» быстрее сделают работу, в которой обязательно задействованы инновационные технологии и нужно подвергать обработке немалое количество данных.

4. Осуждать молодое поколение нет смысла, нужен эффективный анализ успехов и ошибок.

Данное поколение не обижается на критику. «Зеты» оценят критику как знак того, что их не понимают. По их мнению, все их действия последовательны и правильны.

5. Контактировать с «зетами» правильнее всего по делу.

Потому что за инфантилизмом прячется точная расстановка ценностей. Они игнорируют все, что, по их мнению, не полезно и не нужно. Находясь в безграничном потоке данных, поколение Z научилось отметать лишнее. Поэтому взаимодействовать с «зетами» лучше всего предметно и по делу.

6. В роли управляющего для поколения Z больше подойдет профессионал, взаимодействующий с ними на равных.

Руководитель для «зетов» - это не тот человек, который способен влиять на окружающих. Это в первую очередь профессионал, индивид с познаниями и навыками. Девиз этого поколения: «Слушай меня, понимай меня, говори со мной, цени меня».

7. Цель им правильнее ставить таким образом, чтобы она звучала как рекомендация, которую необходимо обговорить.

Представители поколения Z не полагаются на чужой опыт. Им нужно время на продумывание и принятие решения. Разрешите им лично осознать, что и как правильнее делать.

8. Поколение Z владеют клиповым мышлением и живут в многозадачности, как было упомянуто выше.

«Зетам»нравится обрабатывать информациюмаленькими порциями. По этой причине им необходимо ставить в одно и то же время ряд различных задач на небольшой срок. Задачи должны быть простыми и краткими. А возможность многозадачности поможет «зетам» в этой работе.

9. И наконец, поколение Z - это поколение «лайков». Ищите предлоги постоянно их хвалить. «Зеты» привыкли с раннего возраста к поощрениям.

Таким образом, надеюсь, что информация, изложенная выше, даст возможность лучше понять представителей этого нового поколения, даст возможность взаимодействовать так, чтобы они нас слышали и понимали,  и чтобы было как можно меньше конфликтных ситуаций.

 

.  .  .