Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Социальный проект как форма организации клубной деятельности родителей и детей с ОВЗ

Дата публикации: 2019-05-17 11:16:12
Статью разместил(а):
Бохач Татьяна Абросимовна

Социальный проект как форма организации клубной деятельности родителей и детей с ОВЗ

Автор: Бохач Татьяна Абросимовна

Сочинский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ, г. Сочи

 

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих различный уровень познавательного и речевого развития. имеет свою специфику. В результате рождения ребенка с ОВЗ отношения внутри семьи, контакт с окружающим социумом искажаются. Изменения связаны с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи такого ребенка. Изменения у родителей детей с ОВЗ происходят на 3 уровнях:

  •  Психологическом: сильный стресс от осознания рождения больного ребенка оказывает деформирующее воздействие на психику родителей, в первую очередь у мамы: у них возникает отчаяние, растерянность, тревожность, фрустрация из-за отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, пассивность, агрессия, негативизм и др.;

  •  Социальном: деформируются взаимоотношения между родителями, система отношений членов семьи с окружающим социумом: семья становится малообщительной и избирательной в контактах из-за чувства стыда, страха, боязни непонимания, недоверия к миру; матери часто не могут реализовать себя в профессиональной деятельности, т.к. уход за ребенком с ОВЗ занимает большую часть их времени;

  • Соматическом: из-за длительного воздействия стресса родители находятся в постоянной депрессии, истощении, что приводит к возникновению различных заболеваний.

Приходится сталкиваться с рядом проблем: родители не видят нарушений истинных проблем своего ребенка (или не хотят замечать интеллектуальной недостаточности, считают, что все пройдет само собой и др.); у них отсутствует мотивация к взаимодействию с педагогами; иногда присутствует агрессивное отношение к собственному ребенку.

Для эффективного сотрудничества с родителями необходимо, учитывать их личностные проблемы, заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями.

Мы считаем, что реализация проектной деятельности - один из путей решения проблемы взаимодействия педагогов и родителей. Проект позволяет расширить взаимодействие родителей и детей в рамках образовательных, коррекционно-развивающих мероприятий, помочь родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, поверить в его потенциальные возможности, преодолеть барьер в общении с педагогами, другими родителями, раскрыть творческий потенциал родителей и детей, сплотить их  в единую команду, объединенную общей целью.

Цель проекта: Объединить всех участников проекта, сделать родителей и детей  активными участниками.

Задачи для детей: Развивать и обогащать социальный, познавательный и коммуникативный опыт детей в процессе их непосредственного участия в проектах.

Задачи для родителей:

1. Сформировать у родителей установку на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком, с коллективом детей и педагогов.

2. Раскрыть возможности ребенка для родителей.

Задачи для педагога-психолога:

1. Создавать условия для эффективного осуществления коррекционно-развивающей работы

2. Способствовать раскрытию потенциальных возможностей детей и родителей.

Проект предполагает тесное взаимодействие всех участников: родителей, детрей и педагога-психолога.

Два социальных проекта были успешно реализованы: проект «Создание театра масок» и проект «Зеленая планета».

Проект «Создание театра масок» был направлен на реализацию потребности родителей в подготовки детей к школьному обучению: способности детей общаться, умению без страха говорить, стоя перед лицом аудитории, формированию и развитию социальных навыков поведения. Первый социальный проект был «Создание театра масок». В реализации проекта концертной деятельности родители и дети участвовали вместе. Первым выступлением детей и их родителей на сцене нашего зала ЛФК была постановка по сказке Сутеева В. «Кто сказал мяу»

Совместные репетиции и оформление масок сближало детей и их родителей. Цели и задачи, которые мы поставили в решении данного проекта стали выполняться. Были проведены следующие инсценировки:

  • «Кто сказал «Мяу» В. Сутеева

  • «Муха-цокотуха»к юбилею К. Чуковского

  • «Рассеянный с улицы «Бассейной» С. Маршака

  • «Дядя Степа» С. Михалкова

  • «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носова

Вторым социальным проектом «Мой город — моя планета» стало участие в региональном фестивали, где наш проект получил диплом первой степени и был направлен в Москву на Всероссийский фестиваль, где также был отмечен в числе лучших. Экологический проект «Мой город — моя планета» принял участие в XV Всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета 2017» на конкурс номинации «Природа – бесценный дар, один на всех» .

Цель проекта:  формирование экологического сознания путем развития системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей

Ожидаемые результаты проекта:

  • Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края

  • понимание необходимости сохранности окружающей природы

  • значимость каждого в бережном отношении к природе

  • развитие чувства патриотизма

  • занимаемые места в олимпиадах

  • опыт исследовательской работы

Реализация нашего проекта была направлена на формирование и развитие экологического сознания детей: развитие таких качеств, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней и ко всему живому.

В анкетировании приняло участие 15 родителей. После обработки анкет были получены следующие результаты:

  • 73% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.

  • 24% -ответили «не знаю», имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу центра по экологическому образованию детей.

  • 3% - ответили «нет», понимают, что центр знакомит детей с миром природы, но не считают важным воспитание в детях экологической культуры.

  • 95% родителей и их детей очень довольны участием в проекте: дети начинают интересоваться рассказами и сказками о животных, дома начинают поливать цветы, выражать просьбу завести домашних животных.

  • 15% родителей рассказывают об охране природы.

  • 35% отдыхают вместе с детьми на природе.

  • 27% участвует в мероприятиях по охране окружающей среды (подкормка птиц, бездомных кошек).

  • 13% родителей сказали «другое» ( просмотр мультфильмов о животных, чтение сказок, посадка деревьев, участие в театре «Масок» о животных).

Социальная значимость результатов экологической деятельности проекта - формирование и развитие экологического сознания у детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их родителей. Социальный опрос подтверждает, что родители занимаются с детьми, проявляя интерес ухода за домашними животными и комнатными растениями, прививая любовь и заботу об охране природы.

Клуб родителей и детей принял участие в двух проектах. В данное время родители и дети принимают участие в третьем проекте «Живая этика», где будут изучаться два блока ОРКСЭ: Основы православной культуры и Светской этике.

Цель Проекта

Создание условий работы кружка «Этика жизни» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся на домашнем обучении и не имеющими возможности изучать данный курс. Кружок будет направлен на проведение занятий по основам православной культуры и вопросам светской этики, проведению религиозных праздников, а также осуществлению паломнических поездок в храмы г.Сочи, Краснодарского края в сотрудничестве со священниками.

Реализуя данный проект родители и дети готовятся к празднованию Пасхи: дети учат стихи. Ведущая мамочка,участника клуба, готовиться стать ведущей праздника. Дети участвуют к подготовке выставки «Пасхальное яйцо».

Некоторые рисунки детей были отправлены на Всероссийский конкурс «Все краски Пасхи» /Москва, дистанционно/. Дети получили дипломы.

Участвовали в экскурсии: посещение храма Равноапостольного Великого князя в Сочи. Дети не только общались с батюшкой, но и посмотрели воскресную школу, где детей и родителей угощали чаем со сладостями. Была снята наша экскурсия, материал можно посмотреть на сайте Сочинской епархии.

Вывод: подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что проектная деятельность дает возможность специалистам, родителям и их детям эффективнее взаимодействовать, повышает мотивацию родителей к дальнейшему сотрудничеству, позволяет сформировать готовность родителей к взаимодействию с собственным ребенком на когнитивном, эмоциональном и практическом уровне.

 

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в дошкольном возрасте. М.,Мозаика-Синтез, 2009.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера, 2008.

3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М., Педагогическое общество России, 2007.

4. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М., 2007.

 

.  .  .