Развитие познавательной активности на уроках русского языка
Развитие познавательной активности на уроках русского языка
Автор: Петренко Наталья Евгеньевна
МБОУ "СШ № 79", г. Красноярск
В современной школе у многих детей отсутствует познавательный интерес и активность на уроках. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся.
Поэтому существует ряд противоречий:
- необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению;
- необходимостью развивать активность школьников на уроках русского языка и ограниченными возможностями традиционной системы обучения;
- необходимостью активизировать познавательную деятельность учащихся и недостаточным владением современными технологиями учителем.
Познавательная активность - это интегративное качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности.
Методически обусловленный подход (по Г.И. Щукиной) заключается в следующем:
- Творческая деятельность учащихся - задача может ставится учащимся, и пути ее решения избираются новые, нестандартные.
- Поисково-исполнительская деятельность - ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности).
- Репродуктивно-подражательная деятельность - опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен.
Уровень включенности учащихся в образовательный процесс, естественно, различен. На высоком (творческом) уровне позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.
Исполнительская включенность обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения.
Ситуативная включенность характеризуется тем, учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном эмоциональным отношением.
При нулевой включенности учащийся не проявляет желания к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога.
Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого уровня включенности, так как на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»:
- обращаться к ученику только по имени;
- не скупиться на похвалу и одобрение;
- сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
- при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
- акцентировать позитивное построение фраз: без угроз – «Если вы не будете выполнять мои требования, то я ...», без приказов – «Прекратить шум!» и т.д.
Тактика педагога в учебном процессе с учащимися ситуативного уровня заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную активность на протяжении всего занятия.
Основная цель действий учителя заключается в актуализации и активизации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала учащихся исполнительского уровня.
Развитие поисковой самостоятельности у учащихся (эссе, рефераты, дневники наблюдений и пр.)
Тактика занятий с учащимися творческого уровня:
- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
- воздерживаться от оценок;
- учить замечать противоречия;
- помогать ученикам видеть и находить аналогии (соотношения);
- настраивать учащихся быть настойчивыми в достижении необходимой информации.
Поскольку в каждом классе есть ученики разных уровней включенности, работа на уроке должна вестись дифференцированно, в группах и индивидуально.
Варианты организации и проведения уроков с учащимися различного уровня включенности в учебный процесс:
• Урок реализуется через линейную структуру, где предполагается последовательная работа педагога с каждой группой учащихся.
• Урок осуществляется в «мозаичной» структуре, когда включение в учебную деятельность той или иной группы учащихся происходит в зависимости от учебной задачи этапа урока.
• «Ролевой» урок: ведущая роль в учебной деятельности передается учащимся с высоким уровнем включенности включенности в учебную деятельность с целью взаимообучения.
• Урок с «комплексной» структурой: происходит совмещение всех предложенных вариантов.
Список литературы:
1. Даутова О. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – Litres, 2018.
2. Насырова А. Р., Никитина Е. Ю. Методические условия развития речи младших школьников на уроках русского языка. – 2018.
3. Шатова Е. Урок русского языка в современной школе. – Litres, 2018.