Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа внеурочной деятельности кружка «Кудесница»

Дата публикации: 2019-03-10 21:13:27
Статью разместил(а):
Малыгина Галина Семеновна

Программа внеурочной деятельности кружка «Кудесница»

Автор: Малыгина Галина Семёновна

 

Пояснительная записка.

Направление: общекультурное.

Сроки реализации программы 2018-2019 учебный год.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 33ч.

Возраст обучающихся, на которых нацелена программа: 8-12 лет.

 

Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, Закона об образовании «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Предполагаемая программа имеет художественно- эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.

 

Цель программы: 

Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи программы:

  • обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
  • познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
  • формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
  •  формировать эстетический, художественный вкус;
  •  развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
  • поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                               
  •  прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать нравственные качества детей;
  • воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Формы и методы занятий.

Формы:

Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Содержание курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (уроками чтения, развития речи, рисования, математики). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях кружка, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При готовых работах следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта), а также качество готового изделия, умение правильно организовать рабочее место.      

Содержание курса состоит из трёх блоков: лепка, работа с природным и бросовым материалами, работа с бумагой.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

- значение декоративно-прикладного искусства в жизни людей;

- сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных на прошедших занятиях;

- соблюдение установленных правил и порядка на рабочем месте – основа успешного выполнения работы.

Формирование умений учащихся включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами, рисунками, пооперационными картами.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт.    Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.   

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  1. Изложение учебного материала.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга), природные материалы, краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.

Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

  1. Практическая работа детей.

      В процессе выполнения коллективных работ осуществляется    нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
  1. Обсуждение.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

  1. Ожидаемые результаты.
  • Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
  • Научатся видеть необычное в обычном предмете;
  • Разовьют мелкую моторику рук.

 

Содержание курса:

Содержательная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Вводное        занятие.

Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка.

1

- наличие учебно-познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству;

- адекватное понимание успешности (неуспешности) творческой деятельности.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- выбор художественных материалов;

- умение анализировать с помощью учителя предложенное учебное задание;

- планирование с помощью учителя

последовательности действий;

- осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой деятельности;

- краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков

-внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки  сделанных ошибок.

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания;

- ориентировка в задании (частично с помощью учителя);

- умение наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы по существу;

- соблюдение корректности в высказываниях;

- осуществление взаимного контроля и оказание одноклассникам необходимой взаимопомощи;

- наличие навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ.

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла),

приспособлений (шаблон).

-правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- виды материалов;

последовательность изготовления несложных изделий: разметка. резание, сборка, отделка, окрашивание;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения: клей, нитка, тонкие верёвочки;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация.

- правила общения и поведения на занятии.

уметь:

- анализировать с помощью учителя образец изделия;

- организовывать своё рабочее  место в соответствии с видом работы, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления, играть их по окончании работы;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз), ориентироваться в пооперационной карте

с помощью учителя:

-  выполнять доступные практические задания с опорой на схему, образец и др.;

- соединять  детали с помощью клея, проволоки, ниток; тонких верёвочек;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения на занятии.

2. Аппликация и моделирование

Экскурсия в лес (сбор природного материала). Аппликации из листьев, Загадки об осени.

12

3. Работа с пластическим материалом

Знакомство с историей лепки. Выполнение фигурок робота, принцессы, кошки, цветов

8

4. Поделки из гофрированной бумаги.

Знакомство и историей бумаги. Аппликация из частей круга, геометрических фигур. Украшения для новогодней ёлки

4

5. Модульные оригами

Знакомство с древним японским искусством оригами

Конструирование  из бумаги

животных, рыб, цветов

8

 

Календарно-тематический план:

Тема занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Введение. Знакомство с коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Краткая программа курса. История возникновения бумагопластики, папье- маше. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с техникой работ с использованием мятой бумаги.

Способы декоративного оформления работ.

Беседа, инструктаж.

1 час                                                                  

2

Аппликация из листьев и цветов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1час

3 часа

3

Аппликация из птичьих перьев

Практическое занятие

4 часа

4

Аппликация из соломы

Практическое занятие

4 часа

5

Разрезание смешанного пластилина

Теоретическое занятие

Практическая работа

1 час

1 час

6

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Практическая работа

2 часа

7

Торцевание на пластилине

Практическая работа

2 часа

8

Лепка из соленого теста

Практическая работа

2 часа

9

Объемные аппликации из гофрированной бумаги

 

Теоретическое занятие

Практическая работа

1 час

3 часа

10

Треугольный модуль оригами

 

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1 час

1 час

11

Замыкание модулей в кольцо

Практическое занятие

2 часа

12

Объемные фигуры на основе формы «Чаша».

Практическое занятие

3 часа

13

 Праздник мастеров. Итоговое занятие с приглашением родителей. Выставка.

Праздник мастеров.

1 час

 

Итого:

 

33 часа

 

Используемая литература:

1. А.А. Алексеева, Н.И. Гришина. Поделки из упаковочных материалов, М. «ООО «Издательство Оникс, 2011.

2. А.А. Алексеева, Н.И. Гришина. Поделки из упаковочных материалов, М. «ООО «Издательство Оникс, 2011.

3. А.А. Алексеева, Н.И. Гришина. Поделки из бумаги, М. «ООО «Издательство Оникс, 2012.

4. А.А. Алексеева, Н.И. Гришина. Поделки из природных материалов, М. «ООО «Издательство Оникс, 2011.

5. А.А. Алексеева, Н.И. Гришина. Поделки из кусочков бумаги, М. «ООО «Издательство Оникс, 2010.

6. А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги, М.: Просвещение,1992.

7. Т. Тегонимус. Я всё умею делать, М., Компания «АСТ ПРЕСС», 1999.

8. Н.Ю. Дмитриева. Поделки из природных материалов. М.: РИПОЛ классик, 2010..

9. Л.В. Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

10. Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.

.  .  .