Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сценарий открытого урока «Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ»

Дата публикации: 2019-01-30 07:00:11
Статью разместил(а):
Ляхова Галина Алексеевна

Сценарий открытого урока

«Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ»

Автор: Ляхова Галина Алексеевна

г. Долинск

 

Цель урока: 

Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи урока:

Образовательная: Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;

Воспитательная: Формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;

Развивающая: Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений  со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения;

Вид урока: интегрированный.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Методы:

·        словесный;

·        наглядный;

·        практический.

Реализуемые технологии:

·        развивающего обучения;

·        творческая лаборатория;

·        художественно-эстетическая;

·        информационно-компьютерная;

Оборудование:

·        Фортепиано;

·        Стул;

·        Сборник нот;

·        Ноутбук.

Ожидаемые результаты:

. Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение.

. У неё сформирован музыкальный образ;

.  Ученица свободно и правильно владеет текстом, штрихами,

динамическими оттенками, аппликатурой.

План урока:

1.     Начало урока:

-       организационный момент;

-       сообщение темы и постановка задач.

2.     Основной этап:

-       теоретическая часть;

-       практическая часть: работа над произведением А.Шафрана

«Маленькое рондо» соль мажор.

3.     Заключение:

-       рефлексия;

-       оценивание;

-       домашнее задание.

1.     Начало урока

Организационный момент:

Педагог: Здравствуй, Аня! Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

Педагог: Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением крупной формы, на примере исполняемого тобой произведения А.Шафрана «Маленькое рондо».

Педагог: Главная задача в работе над этим произведением – это передать   особенности музыкального языка, ощущение формы, ритмическая устойчивость, темповое единство, чёткая артикуляция, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп просто не позволительны. Поэтому это произведение очень полезно для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста.

2. Основной этап.

Теоретическая часть:

Педагог: Что ты можешь сказать о композиторе?

Ученица: А.Шафран – современный композитор, музыкант в 3 поколении.

Его отец и дед тоже были знаменитыми музыкантами.

Педагог: Рондо - еще один вид крупной формы, вполне доступный детскому восприятию, но, пожалуй, наиболее трудный в смысле ведения общей линии, развития и достижения цельности. Дело в том, что периодичность повторения рефрена может придать исполнению монотонность и статичность. Необходимо в каждом проведении повторяющейся темы найти особую прелесть и новизну. При одинаковом тексте рефрены должны восприниматься и звучать по-разному, в зависимости от предшествующего эпизода, и педагогу вместе с учеником важно почувствовать этот новый оттенок каждого проведения рефрена.

Переходы от рефрена к эпизоду и наоборот необходимо прорабатывать отдельно, стараясь сосредоточенно дослушивать исполняемый раздел и с первого же звука следующего раздела начинать «рисовать» новый образ.

Также очень важно благодаря пониманию общего «сценария» произведения определить общую кульминацию и вести к ней развитие музыкальной мысли.

Для рондо присущи:

·        контрастность динамики;

·        контрастность образов, но соблюдение единства целого;

·        точность артикуляции;

·        точность ритма;

Воспитывают:

·       умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;

·       умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;

·       пальцевую беглость;

·       слух (тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);

·       длинное, горизонтальное музыкальное мышление;

·       выдержку, живость

Педагог: Главная задача в работе над этим произведением – это передать особенности музыкального языка, ощущение формы, ритмическая устойчивость, темповое единство, чёткая артикуляция, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп просто не позволительны. Поэтому это произведение очень полезно для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста.

Практическая часть:

Педагог: Давай вспомним, что же такое рондо?

Ученица: Рондо-это круг.

Педагог: Что ты можешь сказать о форме произведения?

Ученица: Форма рондо Т+ Э (1)+Т+Э (2)+Т

Педагог: Мы проучивали с тобой это произведение детально, наизусть.

Сейчас перед нами стоит задача прослушать все детали, интонации, включить образное восприятие.

Педагог: Любое музыкальное произведение-это рассказ о каких-то событиях.

Только композитор излагает своё восприятие музыкой, звуками.

В самом начале работы над рондо мы беседовали с тобой об ассоциациях, которые возникли у тебя в процессе работы. Какую картину ты представляешь?

Ученица: Я думаю, что это «Зимняя сказка». Новый год, зимний лес,

Тема изображает зайчиков скачущих на полянке вокруг ёлки.

Педагог: В какой тональности проходит тема?

Ученица: В основной тональности соль мажор.

Педагог: Какая тема по характеру?

Ученица: весёлая, задорная. 

 Педагог: Трудность в исполнении темы заключается:

- в умении из коротких мотивов составить фразу, правильно её динамически выстроить;

- в необходимости приёма пальцевого стаккато.

Педагог: Поэтому от тебя требуется активная работа кончиков пальцев.

Заметь, она состоит из коротких мотивов. Поэтому перед нами стоит трудная задача – объединить их в предложение, прослушать развитие фразировки.

Показ педагогом.

Педагог: Сыграй, пожалуйста и постарайся всё прослушать.

Ученица: Исполняет.

Педагог: А что происходит дальше?

Ученица: А дальше 1 эпизод. Мне кажется, что это крадётся лиса.

Педагог: Молодец! Обрати внимание, что он построен на коротких мотивах.

Перед тобой стоит задача – объединить их, распределить звук по нарастающей к последнему аккорду. (зайцы разбежались). Композитор даёт тебе подсказку, указывая на крещендо.

Что означает крещендо?

Ученица: Крещендо – постепенное усиление звука.

Педагог: Обрати внимание на четвертные ноты в мотивах, их надо обязательно дослушать. А аккорды в правой руке взять подготовленными пальцами, стаккато от клавиш кистевым движением на снятии.

Показ педагогом.

Педагог предлагает исполнить 1 эпизод ученице.

Педагог: А что происходит дальше?

Ученица: А дальше опять тема.

Педагог: Тема абсолютно такая или как-то изменилась?

Ученица: Мелодия не изменилась, а изменилась тональность, она звучит в до мажоре.

Педагог: Как ты думаешь, почему?

Ученица: Зайчики напуганы, они с опаской выходят на полянку.

Педагог: Правильно. Давай с тобой порассуждаем. Соль-мажор светлая тональность, поэтому композитор создал образ зайчиков в начале, изображая картину веселья, праздника вокруг новогодней ёлки. А до-мажор по отношению к соль-мажору – 4 ступень-субдоминанта, а это неуверенность, ожидание чего-то, каких-то других событий, поэтому зайчики с опаской выходят на полянку. Посмотри- композитор украшает тему форшлагами, которые изображают как будто зайчики оглядываются по сторонам.

Педагог: Что такое форшлаг?

Ученица: Это украшение в мелодии, за счёт вспомогательной длительности.

Педагог: Правильно. Но исполнить форшлаг нужно так, чтобы он не выкрикивал, не выпячивался, а являлся продолжением мелодии.

Послушай. Показ педагогом.

Педагог: Исполни пожалуйста.

Ученица исполняет.

Педагог: А что происходит дальше?

Ученица: 2 эпизод.

Педагог: Какой образ возникает у тебя?

Ученица: Это медведь. Зайчики разбудили его своим весельем, он злой и  недовольный выполз из своей берлоги.

Педагог: Молодец! А какими средствами он изображает эту картину?

Ученица: Он использует аккорды и 2 эпизод звучит в тональности  до минор.

Педагог: Правильно. Действительно до минор суровая, сумрачная тональность. Задача - исполнить аккорды заранее приготовленными пальцами, глубоким погружением в клавиатуру. Обрати внимание на последние 2 такта – важно выдержать все залигованные ноты и в конце

Ritenute. Что оно означает?

Ученица: ritenute –это замедление. Медведь никого не увидел и опять уснул.

??? есть ли в конце фермата?

Педагог: Исполни пожалуйста.

Ученица исполняет. (если не всё получилось – показ педагогом для слухового восприятия).

Педагог: И в конце опять звучит тема. В какой тональности?

Ученица: В основной тональности– соль мажоре. Наконец наступил Новый год.

Педагог: А теперь послушай «Маленькое рондо» в другом исполнении.

Слушаем произведение.

Педагог: Ну, как? Тебе понравилось? Что ты можешь сказать об исполнении?

Ученица: Здорово! Оно технично, виртуозно, более профессионально, чем у меня. Исполняется и слушается «на одном дыхании».

Педагог: Да, ты играешь не достаточно ловко, пока нет в игре свободы. Ещё предстоит много работы над техничными местами, фразировкой, координацией. Это твоё домашнее задание.

  

3. Заключение.

Рефлексия:

Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?

Ученик: Анализировали образное восприятие произведения крупной формы на примере исполняемого мной «Маленького рондо».

Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась? Ученица: Я узнала, что характерно для произведений крупной формы, а именно рондо. Познакомилась с новыми приёмами работы над отдельными отрывками произведения, составляющих для меня техническую сложность. Научилась более профессионально анализировать   исполняемое мной  музыкальное произведение, что помогло мне понять его выразительный и структурный характер.

Оценивание:

Педагог: Аня, ты хорошо поработала дома и на уроке, разобралась с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. Активно участвовала в анализе произведения, на уроке была сосредоточенна и заинтересована. Но есть ещё моменты над которыми предстоит продолжить работу. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую, твёрдую пятёрку!

Домашнее задание:   

Педагог:

1. Продолжишь работу над технически сложными местами, используя новые приёмы работы, полученные на уроке;

2. Добивайся в нужных местах синхронной игры двумя руками на аккордах.

3. Выдержи, дослушай залигованные и длинные ноты.

4. Прослушай и осмысли произведение целиком.

5. Добивайся свободы при исполнении произведения.

Педагог: Спасибо за урок. До свидания, на следующем уроке нас ждёт интересная работа!

 

Литература:

1. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка,1991.

2. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967.

3. Ройтерштейн М.  Основы музыкального анализа. Владос, 2001.

4. Способин И.  Музыкальная форма , 7-е  изд. М.: Музыка, 1984.

.  .  .