Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Современные электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образовательной услуги

Дата публикации: 2019-01-16 08:42:58
Статью разместил(а):
Антипина Юлия Юрьевна

Современные электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образовательной услуги

Автор: Антипина Юлия Юрьевна

МБОУ «СОШ № 1 им. Ю.А. Гагарина», Златоустовский городской округ

 

Использование сложившегося на сегодняшний день многообразия форм и средств информатизации образования должно быть нацелено на достижение максимальной дидактической эффективности процесса обучения. Вместе с тем, наибольший дидактический эффект может быть достигнут только при комплексном использовании отдельных средств современных технологий.

Тема «Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство выполнения качества образовательной услуги», представляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие медицины, науки и техники и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать качество образования.

Безусловно, на ранней стадии человеческого образования, например, детский сад или школа, закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и обучения. В высших учебных заведениях закладываются более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают стать человеку специалистом в той или иной области. Дальше, человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания.

За последние годы произошло коренное изменение в возможностях использования персональных компьютеров и информационных технологий в жизни человека. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, приобретает новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, уже невозможно представить современное общество без использования новых информационных технологий. Современное образовательное учреждение, стремящееся к повышению качества образования, также не может эффективно функционировать без решения задач информатизации образовательного пространства.

И.С. Якиманская отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Выделим две основные идеи. Во-первых, необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ и электронные образовательные ресурсы (ЭОР)(3),т.е. современный этап развития системы образования невозможен без применения последних достижений в области ИКТ и ЭОР. Применение ИКТ и ЭОР позволяет не только повысить эффективность традиционных форм обучения, но, и это главное, обеспечивает доступ к получению актуальных образовательных услуг всем участникам современного образовательного процесса.

В нашей жизни должны быть созданы условия для использования информационных технологий и ЭОР (формирование информационной среды, обеспечение учителей и учащихся компьютерами и другими средствами информационных технологий, обеспечение доступа к интернету, обеспечение ЭОР и информационными инструментами). Каждый сможет полноценно и беспрепятственно использовать информационные технологии  и ЭОР для достижения результатов образования.

ЭОР – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения (1): теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Применение ЭОР направлено на решение актуальных задач современного образования: сокращение учебный и аудиторных часов за счет увеличения доли самостоятельной работы учащихся, студентов; восполнение дефицита учебной литературы, обеспечение каждого учащегося и студента учебными и учебно-методическими материалами; экономия учебных площадей; автоматизация контроля знаний студентов; расширение контингента учащихся, студентов и предоставление более гибкого и доступного образования.

ЭОР – это хранилище информации, в котором можно найти все ответы на нужные нам вопросы. Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования (4). В этой связи рекомендуется максимально широкое использование в 5-11 классах электронного контента ресурсов федеральных образовательных порталов, предназначенных для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

Доступность и удобство использования ЭОР и в результате реальная используемость ЭОР во многом связана с удобством организации и постоянной работоспособностью информационной среды (ИС). Одной из составляющих ИС является электронный журнал и электронный дневник учащегося. Обязанностью администрации учреждения общего образования становится обеспечение государственной услуги по информированию родителей о результатах обучения ребенка и домашних заданиях (электронный дневник).

Упражнения и задания, тестовые системы, тренажеры и практикумы, тексты учебника, диапозитивы и слайды, транспаранты и плакаты, интерактивные правила, таблицы, демонстрационные карточки, изобразительный и иллюстративный материал, звукозаписи, кино-, теле-, видеофрагменты и целые видеоуроки - все эти средства обучения представлены сегодня в электронном формате в составе открытых коллекций и могут быть с успехом использованы в самых разных учебных ситуациях, на разном этапе урока. Если в школе используется современная комплексная информационная система, то учитель может заранее подобрать себе ЭОРы к каждой теме учебного плана, разместить их в своем в нужном порядке, продумать, какие элементы урока будут ими оснащены (представление нового материала, самостоятельная работа, закрепление, контроль и т.п.).

Для большинства учителей ЭОР являются самым надежным, быстрым, удобным комплексом для нахождения материала. С помощью ЭОР учитель может вносить разнообразие в учебный процесс. Например, гипертекстовые определения и правила, анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы, правила и учебные тексты, электронные задания и тесты, фрагменты учебных словарей, справочников и учебников могут найти свое применение для подготовки печатного раздаточного материала, включающего таблицы и схемы, списки примеров, рисунки, задания и упражнения, для формирования комплекта материалов для работы в классе и домашних заданий. Если планируется урок в кабинете, оснащенном компьютером на рабочем месте учителя и интерактивной доской или проектором, можно говорить о подготовке выступления с опорой на мультимедиа презентацию. С помощью этих разнообразий учащиеся будут активно восприниматься материал. Прежде всего анализируется уровень продвижения в освоении учебного материала, в формировании умений целенаправленного поиска средств для решения возникающих проблем, а также характер взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем.

Если речь идет об учащихся, то степень их использования  ЭОР регулируется только полученным заданием, которое может варьироваться от подбора иллюстративного материала по теме до выполнения проекта.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых (2).

 

Список литературы:

1. Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.

2. Невуева Л.Ю., Сергеева Т.А. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств // Информатика и образование. 1990. № 3

3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

4. Роберт И.В. Информатизация образования (педагогико-эргономический аспект). // М.: РАО, – 2002.

.  .  .