Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной общей школе

Дата публикации: 2017-09-29 05:50:59
Статью разместил(а):
Соболева Татьяна Павловна

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной общей школе

Автор: Соболева Татьяна Павловна

учитель  русского языка и литературы МБОУ «Паньковская ООШ» Орловского района Орловской области

 

            Увеличение темпов развития общества неизменно влечет за собой и изменения в области образования. Дети, которые пришли в первый класс в 2010 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2065 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие  качества, как  умение гибко действовать в изменчивых условиях, принимать решения в сложных, противоречивых ситуациях, требующих незамедлительных действий. (1)    В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».(2)Из этого следует, что формирование компетенций одна из приоритетных задач современной школы.

Из всего разнообразия предлагаемых трактовок понятия компетенции и перечней существующих компетенций остановимся на тех, которые предлагает современная отечественная педагогика (2):

 - Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;   компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. 

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. 

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.  

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.  

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.  

В любой из образовательных областей   следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. На основе стандарта образования по русскому языку попытаемся определить суть и содержание основных компетенций, формируемых  в 5-9 классах общеобразовательной школы.

Формирование ключевых компетенций на уроках  русского языка.

Компетенции

Содержание

Сформированность

Класс

Ценностно-смысловые

Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

·         оценивать полученные результаты

5-9

·         оценивать степень понимания содержания прочитанного текста

8-9

·         использовать  приобретенные знания для достижения поставленных целей

5-9

Общекультурные

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения

·         понимать, что язык – явление развивающееся

5-6

·         понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа

7

·         понимать статус русского языка как государственного, осознавать его функции интеграции народов России, причины потребности общения на русском языке

8-9

Учебно-познавательные

Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения.

 

·         владеть прочными орфографическими и пунктуационными навыками

·         владеть нормами русского литературного языка

·         обогатить словарный запас и грамматический строй речи

5-9

 

 

 

Информационные

 Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

·         владеть техникой чтения

·         выделять в тексте главную и второстепенную информацию

·         прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника

·         извлекать информацию из лингвистических словарей разного вида

5

·         дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста

·         разбивать текст на составные части

6

·         дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста

·         выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию

·         прогнозировать содержание текста по данному началу

7

·         слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения

·         используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, газеты, журнала – по оглавлению и заголовкам статьи

8

·         прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста

·         понимать коммуникативную тему, цель и в соответствии с этим организовывать процесс поиска информации и чтения текста

9

Коммуникативные

Свободное владение русским (родным) языком в разных сферах и ситуациях его использования.

 Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

·         создавать письменное высказывание разных типов речи

5

·         строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему

6

·         создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи

7

·         принимать участие в диалогах различных видов

·         адекватно реагировать на обращенную  устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать и заканчивать разговор

8

·         создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы

·         строить научное рассуждение по сложным вопросам

9

Социально-трудовые

Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика

·         уметь выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий

·         уметь действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников

·         владеть этикой взаимоотношений с учителями и другими учащимися во время классных и внеклассных занятий (сотрудничество)

·         владеть эффективными способами организации собственного времени вне школы (выполнение домашнего задания, организация досуга и т.д.)

5-9

Компетенции личностного самосовершенствования

Потребность речевого самосовершенствования.

·         исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении

5-6

·         замечать в собственной речи (и чужой)  отступления от норм литературного языка

7-8

·         совершенствовать  устную и письменную речь, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки

9

 

1.      Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.

2.      Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.

.  .  .