Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Анализ занятия педагога дополнительного образования

Дата публикации: 2018-12-19 07:09:51
Статью разместил(а):
Реброва Ольга Александровна

Анализ занятия педагога дополнительного образования

Автор: Реброва Ольга Александровна

 

Почему занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования

Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения. Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнооб­разный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал. В-третьих, только на заняти­ях возможно изучать систематически весь курс программы. В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу учащихся с коллективной.

Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, во­лю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

 

Памятка  начинающему педагогу

Как  подготовиться  к занятию

1.      Старайтесь спланировать всю  тему  сразу (5-8 занятий), материал не  должен распадался, сохраняя целостность и внутреннее единство

2.      Определяя цели  занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную  и свою методическую  цель (какой новый метод, прием  вы  используете)

3.      При подготовке ранжируйте материал, определите, что надо помнить лишь  в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем

4.      Определите моменты активного включения  учеников в занятие

5.      Подготовьте резервный материал на случай преждевременного  окончания  запланированной работы в группе

6.      Повторите программу эмоционально- психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных  ощущений, стереотипов

 

Начало и концовка занятия

Начало  и концовка  занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие?  С каким настроением дети уйдут с занятия домой? 

Начните с приема «коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь внимание детей. Варианты:

  • Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.
  • Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.
  • Задайте вопрос,  связанный с интересами детей,  их жизненным опытом.
  • Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).
  • Начать с чего-то  личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).

Концовка занятия: 

  • Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен - вы не были равнодушными, вы не боялись  возражать,  не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».
  • Вызвать смех.
  • Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер. Помните «Два капитана»? «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
  • Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий  назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы
  • Призыв к действию.

 

Правила организации занятия

Первое - определить цель, заранее запланированный конечный результат (чего надо дос­тичь).

Второе - отобрать содержание материала занятия, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом учащихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ учащихся.

Материал занятия делится на более обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов. Второстепенные же вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На этих узлах сосредоточивается внимание обучающихся и делаются выводы.

Третье - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с по­ставленными целями и задачами и содержанием материала.

В зависимости от содержания материала занятия планируется и деятельность обучающихся. При одних методах активность детей на занятии ограничивается пониманием и запоминанием учеб­ного материала. При других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения добывать их, самостоятельно работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил. Именно такие ме­тоды обучения развивают познавательные интересы учащихся. Вызывают максимальную ак­тивность, удовлетворяют их разнообразные запросы.

Четвертое - оснащение занятия разнообразными средствами обучения. Оснащение тесно связано с методами занятия и оказывает существенное влияние на их эффективность.

Пятое - управление деятельностью учащихся со стороны педагога. Педагог - не только ис­точник знаний. Он обучает и воспитывает всеми качествами своей личности, оказывает всесто­роннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методи­чески опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педаго­гическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Шестое - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

 

План действия педагога при разработке структуры занятия

План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей по­следовательности:

Формулировка цели и задач занятия.

Выбор модели структуры занятия.

Выделение смысловых блоков.

Формулировка познавательных задач к каждому блоку.

Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познава­тельной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).

Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и за­дач.

Внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя­занностей учащихся.

Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся.

Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.

Систематическая обратная связь.

Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.

 

Наблюдение за занятием должно охватывать:

1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, мне кажется, такая схема:

1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.

2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;

3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;

4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;

5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных  специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);

6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

 

Лист наблюдения  и оценки учебного занятия

Проверяющий: ...

Дата: ...  Объединение: ...

Ф.И.О.педагога: ...

Количество детей в группе: ...., на занятии: ....

Тема: ...

Технологическая карта занятия приложена.

Требования к

деятельности педагога

оценка

Требования к деятельности

обучающихся

оценка

уд.

хор.

отл.

уд.

хор.

отл.

1. Начало занятия

 

 

 

1. Внимание детей на различных этапах:

В начале

В середине

В конце

 

 

 

2. Повторение и проверка  знаний

 

 

 

2. Интерес к теме

 

 

 

3.Теоретический уровень

    изложения:

Научность

Логичность

Систематичность

Последовательность

Доступность

 

 

 

3. Активность детей при   опросе:

при изучении

при закреплении

 

 

 

4.Раскрытие темы

 

 

 

4.Прочность знаний,   умений, навыков

 

 

 

5. Отбор материала

 

 

 

5.Самостоятельность  суждений

 

 

 

6. Организация внимания детей

 

 

 

6.Отношение к педагогу

 

 

 

7.Воспитательная сторона  занятия

 

 

 

7.Культура труда

 

 

 

8.  Использование ТСО, наглядности, дидактического материала

 

 

 

8.Речь

 

 

 

9.Индивидуальный подход

 

 

 

9.Вопросы к педагогу

 

 

 

10. Эмоциональность

 

 

 

10. Самоконтроль

 

 

 

11.Педагогический такт

 

 

 

11. Дисциплина:

готовность к занятию

во время занятия

во время самостоятельной работы

во время объяснения

во время объяснения  д/з

 

 

 

12.Речь

 

 

 

Мнение педагога, проводившего занятие и рекомендации проверяющего:

 ...

13. Расчет времени

 

 

 

14. Организация самостоятельной      работы:

содержание

методика

 

 

 

15. Объективность

 

 

 

16. Домашнее задание

 

 

 

/подпись проверяющего/ ...

 

Технологическая  карта занятия

Педагог: ...

Тема занятия: ...

Дата проведения: ...

Возраст детей: ...

Цель занятия: ...

Задачи занятия: ...

Тип занятия, форма проведения: ...

Методы, используемые в процессе занятия: ...

Предполагаемый результат: ...

 

ЭТАПЫ

ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

Анализ учебного занятия:

Постановка цели и задач учебного занятия

- Умение ставить понятную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи

- Соотнесение цели с конечным результатом

-Воспитательные ценности учебного материала

Использования методов обучения, их соответствие выдвинутым задачам

-Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка

-Оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения

-Положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение…)

Структурная организованность, логическая упорядоченность учебного занятия

-Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию

- Предъявление четких требований к учебной деятельности

-Достаточность предложенного материала, заинтересованность им детей

Направленность учебной деятельности на реально достижимый результат

- Последовательность и системность в решении задач

- Использование специально разработанных технологий для достижения результата

Побуждение обучающихся к активному самостоятельному добыванию знаний и приобретению умений

- Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска

- Постановка неоднозначных вопросов

-Желание детей полученные знания применить на практике

-Индивидуальные творческие и исследовательские задания

- Самостоятельная работа детей с учебными пособиями и литературой на занятии и дома

Оценка учебных достижений обучающихся, поддержка ребенка в ситуации преодоления учебных трудностей

- Индивидуальный подход к результату каждого

- Оценка является анализом выполненной работы

- Использование стимулирующих методов оценивания

- Формирование адекватной самооценки

- Контроль за отрицательными мотивами в обучении

-Умение видеть и исправить свою ошибку

Ценностно-смысловая насыщенность учебного занятий

- Наличие образовательной составляющей занятия

- Учебно-тематическое согласование с предметами школьного курса

- Практическая направленность учебного занятия

Воспитание культуры межличностных взаимоотношений в учебной группе

- Педагогическая культура самого педагога

- Организация работы в микрогруппах

- Помощь старших детей в разновозрастных группах

- Коммуникативные умения детей

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии

- Побуждение детей к выражению положительных эмоций

- Использование различных форм поощрений

- Создание перспективы успешной деятельности

-Уютный кабинет и доброжелательность педагога

- Минутки отдыха или расслабления на занятии

Учет индивидуальных и возрастных познавательных возможностей детей

- Знание возрастной психологии ребёнка

- использование индивидуальности каждого в подборе творческих заданий

- Стимулирование различных точек зрения у ребят

Развивающая направленность учебного занятия

- Личная и общественная значимость занятий

- Перспектива дальнейшей деятельности

- Развитие высших психических функций личности

Творческий характер деятельности

 

Примерная памятка для самоанализа занятия

 педагогом дополнительного образования

   1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

   2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

   3. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

     4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

     5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?

     6.  На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

     7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

    8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

     9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

    10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?

     11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

     12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

    13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?

    14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

    15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

.  .  .