Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка по предмету «Живопись» «Этюд акварелью. Тыквы»

Дата публикации: 2018-10-06 15:22:03
Статью разместил(а):
Пухова Екатерина Владимировна

Методическая разработка по предмету «Живопись»

«Этюд акварелью. Тыквы»

Автор: Пухова Екатерина Владимировна

 

В изобразительном искусстве существует огромное количество самых разнообразных материалов. Одни из них используются довольно редко, другие наоборот известны каждому.  К таким широко известным материалам относится акварель.

Акварель – водяные краски, от латинского agua - вода. Основное свойство акварели – прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой. Высветление насыщенного тона происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварелью построена на таком техническом приеме, когда сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета. Работа акварельными красками характеризуется чистотой, прозрачностью и интенсивностью красочного слоя и обладает возможностями передавать тончайшие оттенки цвета.

Отсюда ясно, что работа акварельными красками, в отличие от масла или темперы, практически почти не допускает переделок – новым перекрытием красочного слоя можно только утемнить, но сделать темное светлым уже нельзя. Серьезный промах здесь полностью не исправишь. Поэтому прежде чем художник положит первый мазок кистью, он должен мысленно представить весь последующий ход своей работы. Конечно, можно испорченное место исправить с помощью белил, но поскольку белила – это краска другой фактуры, исправленное место будет вырываться из общего строя живописи, впечатление свежести и цельности работы исчезнет. Поэтому в акварели, если грубый промах замечен на сравнительно ранней стадии, то губкой или большой кистью смывают всю работу или какую-то ее часть. Остается лишь бледный, едва заметный красочный след. Дав ему подсохнуть, начинают писать почти заново.

Красота акварельной техники в ее влажности. Кисть должна быть набухшей от краски, краска как бы сама должна течь по бумаге, а кисть только помогать ей правильно распределяться. Это требует от исполнителя  виртуозного владения не только техническими приемами акварельной живописи, но и  умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Именно поэтому,  процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной и целенаправленной работы.

Различают несколько способов  работы с акварелью. Во-первых, можно работать многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо слабее и прозрачнее, чем в натуре, а затем постепенно усиливая звучание цвета последовательным, тонким, лессировочным наслоением цвета на подсохшие предыдущие слои. Во-вторых, работают по сухой же бумаге, но в один слой, кладя сразу на белую бумагу нужный цвет в полную силу. В-третьих, в один слой работают и по влажной бумаге (A la Prima), когда мазки слегка расплываются и, сливаясь, лишаются четких границ. Однако такая техника непроста, так как верно чувствовать и определять нужную степень влажности поможет только большой личный опыт. Нанесение мазков на слишком мокрую бумагу может сильно ослабить, разбелить, смыть цвет. Но бывают случаи, когда в одной работе встречается сразу несколько акварельных техник, это зависит от поставленных художником задач.

Основные цели и задачи, стоящие перед преподавателями детских художественных школ – это помочь овладевать такими сложными для детей знаниями и навыками профессиональной грамотности в области живописи, а так же  это научить видеть сложность мира через светоцветовое взаимодействие предметов, сформировать эстетически развитую и творческую личность. От урока к уроку ребенок развивает мыслительную деятельность, зрительную память, цветоощущение, знакомится с теоретическими основами живописи, овладевает практическими умениями.

Рассмотрим методику выполнения  небольшого натюрморта по теме «Этюд акварелью. Тыквы» живописными средствами, где главной задачей является не только развитие у детей технических навыков работы акварелью, они должны понимать, каким образом лепить форму предметов с учетом цветовых и тональных отношений.

На первом этапе легким движением карандаша наносим рисунок. Ластиком пользоваться нежелательно, так как на тех местах, где терли ластиком, верхний проклеенный слой бумаги повреждается. Краска, нанесенная на эти места, ляжет неровно, появятся пятна. Тонкими линиями намечаем градации света и тени: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Стараемся максимально утрировать форму предмета, не скругляем края, а рисуем по типу обрубовки. Таким образом предмет будет более выразительным.

На следующем этапе нам необходимо написать свет на предмете. Свет может быть теплым или холодным, это будет зависеть от источника освещения. Если свет из окна – тогда освещение будет холодным, а если свет искусственный от лампы, то свет будет теплым (если лампа холодного цвета соответственно свет холодный, если теплого – тогда освещение теплое). А если мы находимся на пленере или предмет стоит у открытого окна освещение будет теплым. В нашем случае свет холодный, несмотря на то что локальный цвет предмета может быть теплым, стараемся свет взять более холодными оттенками, добавляя немного голубой краски. Далее переходим к полутени, она на тон будет плотнее чем свет. Незабываем и об окружении предмета, прописываем фон вокруг предмета. Цвет фона дает рефлексы на изображаемый предмет, об этом никогда нельзя забывать, иначе изображение получится вырезанным без связи со средой.

На завершающем этапе, после того как свет и полутень прописаны, переходим к собственной тени, она будет самым темным составляющим предмета. Если с первой попытки сразу не удалось взять нужный тон, этого можно добиться в последующей прописке. Следующая градация светотени это рефлекс. Отражение от ткани – цветной рефлекс. Кистью слегка размываем написанное, набираем цвет фона и вписываем его. Переходим к падающей тени, необходимо точно проследить как ложится падающая тень. Возле предмета тень будет самой темной и четкой, по мере удаления она становится более мягкой и размытой. На этом этапе главное «не пересушить» работу, чтобы осталась свежесть и легкость акварели. 

Создание подобных этюдов акварелью на занятиях в художественной школе, способствует развитию у обучающихся колористического восприятия окружающего мира. Цветом можно выразить определенное настроение и передать его зрителю. Постепенно на уроках живописи идет совершенствование цветового и тонального ощущения. Важно научить ребенка грамотно передавать свое виденье постановки на бумаге.

 

Список используемой литературы:

  1. Бурчик А. И. «Методика работы над натюрмортом» - Гродно, 2001
  2. Лаветт, Д.  Акварель - это просто [текст]: Руководство для начинающих – М.: «Попурри», 2005.
  3. Назаров, А.К. Основные способы акварельной живописи / А.К. Назаров- М.: Орбита, 2002г.
  4. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982
  5. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи.-М.:Архитектура-С, 2015

.  .  .