Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Дата публикации: 2018-10-03 17:29:12
Статью разместил(а):
Рожина Альбина Дмитриевна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения во 2 классе

Автор: Рожина Альбина Дмитриевна

МБОУ «Балыктахская СОШ»

Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия)

 

Начальная школа – фундамент образования каждого человека.  Именно в этот период важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в частности подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». В настоящее время важнейшим показателем является расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, который оказывает наибольшее влияние на его образование, именно поэтому в образовательном процессе приобретает особую значимость формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и сотрудничать с ними и взрослыми.

Но, как показывает практика, современные дети ограничены в общении. Очень часто они заменяют общение играми на современных гаджетах или виртуальной перепиской, что, в конечном счете, влияет и на уровень их коммуникативных способностей. Также на уроках часто превалирует фронтальная форма обучения по типу «учитель-ученик», что ограничивает круг общения ученика.

Разработчики ФГОС отмечают, что ученик осваивает коммуникативные УУД не за счет того, что слушает объ­яснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить об­щение в группе, а за счет включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий.

Сущность формирования коммуникативных УУД младших школьников, по мнению И.А. Гришановой, заключается в целенаправленном  взаимодействии  всех участников обучения, общения и развития, которое выражается в переходе объективного коммуникативного опыта в субъективный практический коммуникативный опыт обучающихся и выражается в следующих коммуникативных действиях:

1. Коммуникация как взаимодействие – учет позиции собеседника или партнера по деятельности;

2. Коммуникация как сотрудничество (кооперация) – согласование усилий по достижению общей цели, ориентация на партнера;

3. Коммуникация как условие интериоризации – умение использовать стили и способы построения речевой коммуникации.

Важнейшим средством достижения формирования коммуникативных УУД  является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленных на решение учебных задач. Такими формами, основанными на учебном сотрудничестве младших школьников, являются парные и групповые формы обучения.  Они способствуют формированию навыков сотрудничества, делового общения, взаимопомощи, взаимопонимания, учит уважать ценности и правила, выслушивать мнения других, а также иметь собственное мнение и отстаивать позицию.

           

В. Драгунский «Друг детства».

Задание 1: Обсудите в паре и формируйте общий ответ на следующие вопросы:

Вопросы

Ответ

1

Легко ли было Дениске отказаться от его мечты? Почему?

 

2

Правильно ли он поступил? Почему так думаете?

 

3

Что вы сделали бы на месте героя? Почему?

 

Цель: Развитие умения излагать и обосновать  свои мысли, услышать и слышать друг друга, выразить свою личную позицию.

 

С.А. Седов «Два медведя».

Задание 1: Поделитесь мнением в группе и дайте общий ответ.

1.      Что вы можете сказать о значении  игрушки в жизни  ребенка?

2.      Нужна ли игрушка ребенку? Почему?

 

В.А. Осеева «Волшебное слово».

Задание 1: Составьте групповую сказку о волшебных словах.

Начало сказки: Доброе утро встало утром рано…

Цель задания: Развитие творческих способностей учащихся, умения логически излагать свои мысли, обогащение словарного запаса, освоения смысла «волшебных слов».

Задание 2: Напишите коллективный отзыв на тему «Чему научил рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово»?».

Цель задания: Развитие умения анализировать и обобщить прочитанное, умения оценивать произведения и своего отношения к прочитанному, логически излагать свои мысли, умение работать в сотрудничестве.

 

Н. Носов «Фантазёры».

Задание 1: Обсудите в группе: « Чем отличается врун от фантазера?» Докажите, аргументируйте свой ответ.

Врун

Фантазер

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Цель задания: формирование умений аргументировать, обосновать свои мысли, развитие умений работать в сотрудничестве.

Задание 2: Перед вами на парте набор карточек со словами. На какие 2 группы можно разделить эти слова: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать? Обоснуйте своё решение.

 

Группа 1

Группа 2

Название группы

 

 

Слова

 

 

Цель: Развитие умений работать в группе, находить (определять) значение слов и обосновать свои ответы.

Задание 3: Придумайте вместе в группе смешную историю, продолжая предложение предыдущего товарища. Предыдущий заканчивает свое предложение на самом интересном месте.

Например: Вчера я вышел из дому и вдруг ….

Цель: Развитие творческих способностей учащихся, умения логически излагать свои мысли, обогащение словарного запаса, умение слушать и слышать партнера по общению.

Задание 4: Обсудите в группе.

- Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?

- А бывает ли так, что ложь идёт во благо, что ложь несёт в себе что-то хорошее?

- Бывает ли «ложь во спасение»?

Цель: Развитие умений выдвигать свою позицию и доказывать ее, обосновать свое мнение.

Задание 5: Сделайте рисунок фантастического животного  и  составьте рассказ о нем. Один из вас начинает рассказ, а второй заканчивает. В чьем рассказе будет больше фантазии?

Цель: Развитие творческих способностей учащихся, умения логически излагать свои мысли, обогащение словарного запаса, умение слушать и слышать партнера по общению.

 

Н. Носов «Живая шляпа».

Задание 1: Определите значения слов: кочерга, комод, треснуть, плюхнуться. Используйте для этого словарь. Приведите примеры предложений с данными словами.

Цель: Обогащение словарного запаса, умения работать со словарем, правильно использовать слова в своей речи.

Задание 2: Обсудите в группе и аргументируйте свое мнение примерами из произведения: Как автор относится к героям своего произведения? Почему?

Цель: развитие умений доказать свое мнение, умение работать с текстом, умение слушать и слышать мнения других.

Задание 3: Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Объясните свое мнение. Выразите свое согласие или несогласие с мнением одноклассников.

Цель: развитие умений доказать свое мнение, умение работать с текстом, умение слушать и слышать мнения других, умение дискутировать.

Задание 4. Расположите отрывки текста в соответствии с развитием сюжета рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Дайте название каждому отрывку. Что теперь получилось?

Задание 5: Выберите отрывки текста и составьте рассказ своими словами по данному сюжету.

Задание 6: Перескажите отрывки, следуя составленному плану.

Цель: развитие умений работать с текстом, умения логически излагать свои мысли, умения составлять план к тексту.

Задание 7. Подумайте и допишите: Какие слова надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши, обсуждая вместе со своим товарищем, вставьте пропущенные слова.

Текст: Котёнок Васька сидел на … возле комода и ловил …. А на комоде, на самом …, лежала …. И вот …. увидел, что одна .… села на ….

Цель: Развитие умений пересказывать текст, умение координировать свои действия.

По результатам опыта работа с данными заданиями можно сделать следующие рекомендации:

1. Для организации парной или групповой работы задания должны быть интересные и занимательные, чтобы вызвать у детей желание работать в сотрудничестве.

2. При подборке и составлении заданий необходимо делать упор на коммуникативные трудности учащихся.

Такая организация деятельности учащихся способствует эффективной организации учебного процесса для формирования коммуникативных УУД у учащихся младших классов.

Литература:

1.      Гришанова, И.А. Достижение коммуникативной успешности младшими школьниками как организационно-педагогическая проблема [Текст]: монография / И.А.Гришанова. – Москва – Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2007. – 232 с.

2.      Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.

3.      Троицкая Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения /Н.И. Троицкая //Вести науки ТГУ. – 2012. - №1(8). – С. 289-292.

4.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения во 2 классе


.  .  .