Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методы вовлечения учащихся в систему ценностей здорового образа жизни

Дата публикации: 2018-06-25 10:56:12
Статью разместил(а):
Покаржевский Кирилл Александрович

Методы вовлечения учащихся в систему ценностей здорового образа жизни

Автор: Покаржевский Кирилл Александрович

ДЮЦ «Гелиос», г. Ковров

 

В современных условиях, когда мир стремительно развивается и меняется, подрастающему поколению приходится усваивать все больший объем информации, овладевать все возрастающим количеством навыков. Естественно, это приводит к неизменно возрастающей нагрузке на подростков школьного возраста. Нагрузка эта не только, и может быть даже не столько, физического характера, но умственного и эмоционального. Очевидно, что подрастающему организму для успешного решения всех поставленных перед ним задач необходимо хорошее здоровье. В противном случае, к моменту выхода в «жизнь» бывший подросток либо не освоит всех необходимых навыков, либо будет уже иметь множество проблем со здоровьем, возникших в результате чрезмерных нагрузок на организм. Теперь необходимо определиться, что такое здоровье. Понятие «здоровье» в отношении индивида отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Следующий вопрос, возникающий из определения, как же повысить это самое «качество приспособления» организма. Здесь на ум приходит самая первая и правильная идея, через здоровый образ жизни. Что и говорить, человек, ведущий здоровый образ жизни, значительно лучше приспособиться ко всему. Здоровый образ жизни это система ценностей объединяющая всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, а так же определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Авторы, пишущие на эту тему объединяют в «здоровый образ жизни» следующие базовые составляющие:

-       воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

-       окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

-       отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

-       питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

-       движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

-       гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;

-       эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

-       интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

-       духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др. Тем не менее, проблема формирования здорового образа жизни школьников остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.

Разобравшись с базовыми принципами понятия здоровья и здорового образа жизни, задаемся следующим этапом исследования, более практическим: как привить подрастающему поколению привычку и даже более - философию здорового образа жизни?

Существует специальная наука ВАЛЕОЛОГИЯ, занимающаяся изучением здорового образа жизни. Термин валеология – общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук, введен академиком Израилем Брехманом. Следует различать валеологию медицинскую, педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Далее речь пойдет о педагогической валеологии, которая  изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

В педагогической валеологии выделяют несколько подходов (программ) к формированию у воспитанников осознания ценности здоровья и здорового образа жизни. Самая идеальная такова: вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровы образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей. Но это в идеале, в реальных условиях современной жизни этого достичь крайне затруднительно. Предлагаю рассмотреть ситуацию средне-статистического школьника средних классов, у него могут быть проблемы в семье, не всегда все получается в школе и общении с окружающим социумом. Как привить такому подростку философию здорового образа жизни в условиях современного общеобразовательного учреждения? В настоящее время учебные заведения идут 3 разными путями:

1        Теоретические занятия из разделов валеологии (медицинской и педагогической) подкрепленные разовыми или периодическими занятиями. К этой программе относится, например, деятельность школы по привитию здорового образа жизни через занятия физической культурой, основам ОБЖ, различной внеклассной работой и факультативами специальной направленности. Это дает свои результаты, когда молодой человек сам заинтересован в результате и осознает последующую пользу для себя. Большим недостатком это способа является его полупринудительный характер, особенно если форма подачи информации не всегда приемлема для индивида. Тогда занятия не вызывают интереса у воспитанника и он пытается отлынуть, не осознав важности доносимых до него ЗУНов. Еще один недостаток, это кратковременность курса – отсутствие подобных занятий в дальнейшей взрослой жизни может привести к смещению ценности здорового образа жизни в угоду моде, приобретенным привычкам и т.п.  К преимуществам этого способа относится его наименьшая затратность и минимализация потерь времени воспитанника, в связи с высокой корреляцией с основным учебным процессом.

2        Формирования у воспитанников осознания ценности здорового образа жизни через вовлечение в систематические занятия спортом. Фактически это деятельность различных объединений спортивной направленности, работающих в системе дополнительного образования, либо на общественных началах. Задача этих структур как раз и заключается, прежде всего, в приобщении к спорту. Даже подверженный негативному воздействию социума подросток вынужден будет вести здоровый образ жизни, чтобы добиться хоть сколько-нибудь значимых результатов в спорте. Кроме того, к этому его будет толкать все окружение: тренер, более старшие и именитые соратники по секции. Преимущества этой программы формирования:

-       добровольность выбора воспитанника (он сам выбирает вид спорта), а значит ему гарантирован интерес к этому виду деятельности;

-       длительность достигнутого эффекта. Если воспитанник по настоящему увлекся спортом, то скорее всего, он в той или иной форме будет стремиться заниматься им всю жизнь, задача руководителя лишь не дать пропасть интересу к систематическим или периодическим занятиям. Это будет стимулировать человека вести здоровый образ жизни и держать себя в форме.

-       наличие дополнительной социальной группы общения, долгосрочное объединение людей на добровольной основе, в отличие от класса в школе, что приводит к приобретению новых коммуникативных навыков.

К недостаткам этой программы формирования можно отнести, высокую затратность реализации как для государства, так и для воспитанников, необходимость большого количества дополнительного внеурочного времени, отнятых от пассивного отдыха.

3        Еще одна программа формирования относится к области первичной профессиональной ориентации учащихся общеобразовательного учреждения. Эта фактическая деятельность школ по открыванию профильных классов: кадетских, МЧС и прочих ведомств. Здесь философия очень проста, специалист (военный, полицейский, пожарный и пр.) должен иметь крепкое здоровье и сильные морально-волевые качества, как следствие здоровый образ жизни просто необходим, и все воспитанники должны его придерживаться. Эта программа имеет в качестве преимуществ: долговечность достигнутого результата – поскольку предполагается, что в будущем специалист станет работать по профилю и должен будет поддерживать форму; относительно небольшая затратность, в связи с большой корреляцией в учебный процесс. К недостаткам можно отнести выборочность применения программы, т.к. не все хотят и могут идти в профильные классы по разным причинам (здоровье, личные интересы, убеждения и предпочтения).

Как видно из трех перечисленных выше способов  формирования у воспитанников осознания ценности здорового образа жизни самым эффективным, хотя и наиболее затратным, можно считать вовлечение в систематические занятия спортом. В г. Коврове на базе ДЮЦ «Гелиос» уже 20 лет реализуется эта программа формирования через спортивные объединения настольного тенниса. Такой срок позволяет делать выводы о долгосрочной перспективе выпускников. Настольный теннис, это один из наиболее удачных видов спорта, в смысле долгосрочной перспективы формирования привычки здорового образа жизни, поскольку в настольный теннис можно играть в любом возрасте. Достаточно взглянуть на календарь Федерации настольного тенниса России, или к примеру Владимирской области, там присутствуют соревнования не только для юношей и девушек, но так же для мужчин и женщин и ветеранов старше 40 и 60 лет. Но чтоб выступать на этих турнирах необходимо систематически заниматься, что приводит к сохранению приобретенной привычке к здоровому образу жизни.

Результаты мониторинга среди воспитанников ДЮЦ «Гелиос» по настольному теннису от 15 до 18 лет, имеющих спортивный разряд, показывают: курильщиков среди них 5% (1 из 20), в то время как средняя статистика по стране 38%, систематическому употреблению алкоголя не подвержен ни один из воспитанников (в том числе разрядники выпущенные из объединения несколько лет назад), употребление наркотических и психотропных веществ так же 0%. Успеваемость в общеобразовательной школе среди теннисистов разрядников разных возрастов находится на уровне 4 баллов (50 чел.).

Справедливости ради нужно сказать, что не все виды спорта рассчитаны на занятия в течении всей жизни. Если такими видами как футбол, волейбол, баскетбол, теннис, плавание, велоспорт, лыжи, легкая и тяжелая атлетика можно заниматься на протяжении всей жизни, то наравне с ними занятия, к примеру: художественной гимнастики или фигурного катания рассчитаны до определенного возраста, но тоже в случае успешного освоения программы гарантируют формирование системы ценностей здорового образа жизни.

.  .  .