Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Игротерапия как средство мотивации в обучении и воспитании

Дата публикации: 2018-05-14 16:07:43
Статью разместил(а):
Синельник Лидия Леонидовна

Игротерапия как средство мотивации в обучении и воспитании

Автор: Синельник Лидия Леонидовна

 

В учебно-воспитательной работе каждый ребенок требует внимания и помощи. Он получает психологическую помощь для снятия напряжения,  утверждение уникального роста «Я», повышения его самооценки. В своей работе использую разные методики психологической помощи. Это: 

Песочная терапия. 

Арт-терапия. 

Ароматерапия. 

Музыкотерапия. 

Смехотерапия. 

Сказкотерапия. 

Цветотерапия. 

Игротерапия. 

Эти методики по форме организации деятельности различают:  

групповые; 

индивидуальные. 

Методы: 

активный: 

пассивный; 

освобождающий. 

Практические приемы  этих методик: 

улучшить  самочувствие и гибкость поведения; 

обеспечить эмоциональную разрядку. 

снять напряжение; 

способствовать принятию решения; 

наладить контакт. 

Возможности методик. 

Песочная терапия – оказывает самый лучший путь к усидчивости, избавлению от страха и к умению общаться. 

Арт-терапия – это один из методов воздействия на психику с целью оказания помощи. Арт - терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». 

Аромотерапия – способствует гармонии тела, разума и души. 

Сказкотерапия – это метод, который помогает скорректировать психологические проблемы личности ребенка благодаря сказкам, волшебным историям, басням и былинам.  

Смехотерапия. Одним из наиболее доступных способов улучшения эмоционального состояния является смехотерапия.  

Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. 

Игротерапия. Игровая терапия - метод воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной ему среды. А значит, перед ним  раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты в реальных отношениях ребенка с миром. 

Основные функции ведущего игровые занятия: 

1. Создание атмосферы принятия ребенка. 

2. Эмоциональное сопереживание ребенка. 

3. Отражение его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме. 

Ряд этих методик я применяю в своей практической работе. 

Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни. Это методика  применяется на уроках чтения, когда изучается  устное народное  творчество, сказки, поговорки, пословицы, баллады и былины. На уроках географии  Иркутской области встречаются народные сказания, истории: «О могучем старике Байкале», «О  жизни красавицы Ангары и о  бегстве к жениху Енисею». 

Смехотерапия способствует жизнерадостному мировосприятию. Смех абсолютно естественен, а значит безвреден. У него нет негативных побочных явлений. Смех разворачивает человека на позитивное восприятие жизни. Уходят страхи, переживания, тревоги. Оздоровление и восстановление происходит без лекарств. Каждый человек умеет смеяться. Только он часто и по разным причинам зажимает в себе эту способность. Благодаря смехотерапии подростки учатся максимально открываться смеху, доверять ему, как хорошему, верному другу.  

Цветотерапия. Цвет влияет на состояние человека и его поведение. Использование цвета улучшает настроение, внимание, память. 

Итак, какие цвета и как  воздействуют на ребенка.  

КРАСНЫЙ  повышает внутреннюю энергию способствует активизации. Он символизирует энергию и мощь созидания.  

ОРАНЖЕВЫЙ  помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.  

ЖЕЛТЫЙ  повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. 

ЗЕЛЕНЫЙ  способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз. Это цвет эмоциональных взаимоотношений. 

ГОЛУБОЙ  успокаивает, повышает иммунитет. 

СИНИЙ  вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение. 

ФИОЛЕТОВЫЙ  усиливает интуицию, нормализует состояние. Полезен  при усталости и боли в глазах, успокаивает эмоционально неустойчивых людей.  

В учебном процессе  используется цветовая гамма. Применяются тесты, тренажеры, задания на цветных карточках. Особенно это широко внедряется на уроках  биологии (зарисовка схем органов человека, зарисовка растений и животных). На уроках географии при изучении государств, природных зон, работе с контурной картой, в процессе игр и заданий: географического лото,  составление схемы солнечного освещения ( тепловых поясов), определение на карте экватора  и полюсов. 

Игра- задание: «Угадай природную зону».  Показывается карточка любого цвета и ребенок  называет природную зону, которая соответствует  данному цвету. 

«Запомни и выполни». 

Цель: Развитие памяти (запоминание словесной инструкции), мелкой моторики. 

Ход игры: Задание читается медленно и дважды: «Нарисуйте пять кружков по порядку, закрасьте любым цветом, но средний кружок должен быть синим, а последний – жёлтым». Задания могут изменяться, усложняться, а выполнение ограничиваться во времени. 

«Подбери ключи». 

Цель: Развитие зрительной памяти. 

Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии). 

Ход игры: На столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи или можно искать ключи на ощупь.  

«Фокусники». 

Цель: Развитие тактильной памяти, внимания. 

Оборудование: Несколько листков разноцветного картона, отличающихся по фактуре. 

Ход игры: Ребёнку предлагают лёгкими прикосновениями подушечек пальцев обследовать качество каждого листа картона и запомнить цвет каждого. Отвернувшись, на ощупь ребёнок отгадывает цвет. 

«Цветик – семицветик», помогает при снятии агрессивного поведения. 

Цель: игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение. Содержание:  заранее заготавливают вырезанные из картона цветы. На каждом  разноцветном лепестке нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. 

«Точки» (развитие произвольности зрительного внимания и памяти). На игровом поле размещаются в клетках в произвольном порядке по два магнита синего, красного, желтого и зеленого цвета. Ученику предлагается выборочно запомнить расположение «точек» того или иного цвета и зарисовать их по памяти на своем «поле» карандашами соответствующего цвета.  

Игротерапия. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств  взрослыми. 

Игра – обширный круг действий человеческих, … не претендующих на тяжелую работу и доставляющих людям веселье и радость. 

Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей (коммуникативных и познавательных). 

Игра развивает высшие психические функции (внимание, мышление, память). 

«Знаешь – продолжи». 

Цель: Развивать слуховую память, быстроту мышления, слуховое внимание, расширять словарный запас детей. 

Оборудование: МЯЧ. 

«Кто больше знает?» 

Цель: Развивать слуховую память, речь, расширять знание детей о назначениях разных явлений. 

«Скажи наоборот». 

Цель: Развитие образной памяти, речи. 

Оборудование: Карточка с перечнем слов, к которым нужно подбирать анонимы. 

«Подбери ключи». 

Цель: Развитие зрительной памяти. 

Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии). 

Ход игры: На столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи или можно искать ключи на ощупь.  

Также можно устроить специфический диктант. На листе бумаги  записывается несколько сложных и длинных слов, а после того, как ребенок их прочтет, закрыть. Далее он должен  переписать эти слова по памяти и не допустить ошибок. 

Упражнения для развития внимания 

Расшифруй слова и запиши их без ошибок: 

   Аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва. 

Найди слова, которые «спрятались»: 

Аврогазетаатмнисвлшктдомврмченгрозаастргрслонекго 

Раздели слова, которые «склеились»: 

Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянакнигарукаель 

Зачеркни повторяющиеся слова: 

Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходмореискрынебодетиморе 

Расставь числа в порядке возрастания: 

   5, 8, 6, 4, 12, 7, 2,0 ,8 ,10 ,4 ,3 ,2 ,0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21,  15, 17, 30, 27, 32, 18, 8, 7, 4, 42. 

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе  лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. 
Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, которая помогает разрешить  различные конфликты и неурядицы. Нередко для ребенка, игровая терапия - единственный путь помощи. 

Игра благоприятно влияет на формирование положительного поведения и дисциплины. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Игра помогает ребенку приобрести определённые навыки  в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоении социального поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.

.  .  .