Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие дзюдо (спорт слепых) в условиях государственного общеобразовательного учреждения

Дата публикации: 2017-09-12 13:21:34
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

Развитие дзюдо (спорт слепых) в условиях государственного казенного общеобразовательного учреждения

Авторы: Тимофеева Татьяна Борисовна и Попов Елладиус Иосифович

(ГКОУ Ростовской области «Новочеркасская специальная школа-интернат №33»)


 

Аннотация

Последние десять лет спорт для лиц с ограничениями по зрению во всем мире развивается бурными темпами. Одним из направлений спорта слепых является дзюдо. Авторы делятся наблюдениями и достижениями в области развития данного направления спортивной работы с незрячими детьми в условиях специальной школы-интерната.

Ключевые слова: дзюдо (спорт слепых), развитие сенсорной сферы, ориентировка в пространстве, самоконтроль, воля.

Abstract the last ten years, sports for persons with vision restrictions around the world evolves at a rapid pace. One of the directions of the sport of Judo is blind. The authors share observations and achievements in the field of development of this trend sport working with blind children in conditions of special boarding school.

Keywords: Judo (sport for the blind), the development of the sensory areas, orientation in space, self-control, willpower.

В последние десятилетия спорт для лиц с ограничениями по зрению во всем мире развивается бурными темпами. Одним из направлений спорта слепых является дзюдо. Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан (яп. 講道館 кодо:кан?, «Институт изучения Пути») в 1882 году. По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к так называемым современным боевым искусствам (гэндай будо, в противоположность традиционным воинским искусствам — корю будзюцу).

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на трёх главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, наилучшее использование тела и духа, и поддаться чтобы победить.

Техника дзюдо была положена в основу многих современных стилей единоборств, в том числе самбо, бразильского джиу-джитсу, Каваиси Рю дзюдзюцу, Косэн дзюдо. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуё Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу), Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля Ёсинкан айкидо).

В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешённых приёмах.

В государственном  казенном  общеобразовательном  учреждении  Ростовской области «Новочеркасской специальной  школе-интернате  №33» одним из направлений спортивной работы являются занятия дзюдо (спорт слепых). Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями.

Паралимпийское дзюдо является адаптацией японского боевого искусства дзюдо для слепых и слабовидящих спортсменов. Правила лишь немного отличаются от обычных соревнований по дзюдо. Паралимпийское дзюдо является частью программы летних Паралимпийских игр с 1988 года для мужчин и с 2004 года для женщин.

Соревнования по паралимпийскому дзюдо регулируются Международной федерацией дзюдо (IJF) с некоторыми изменениями в правилах, установленными Международной спортивной ассоциацией слепых (IBSA). Основное отличие в правилах заключается в том, что дзюдоисты начинают соревноваться, удерживая друг друга за кимоно (этот захват называется «кумиката») и, если связь спортсменов нарушена, то судья командой «матэ» (ждите), или «стоп» останавливает борьбу, и спортсмены возвращаются в исходное положение.

Мы провели исследования группы по адаптации незрячих и слабовидящих детей при обучении их приемам дзюдо

Результаты оценивались по пятибалльной системе представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты адаптации

незрячих и слабовидящих детей при обучении их приемам дзюдо

Обучающиеся

Наталья П.

Семен Р.

Валерий С.

Антон К.

Михаил П.

Годы/направление

2014

2015

2016

Ср.балл

2014

2015

2016

Ср.балл

2014

2015

2016

Ср.балл

2014

2015

2016

Ср.балл

2014

2015

2016

Ср.балл

Скорость, сила

4

4

5

4,3

4

4

5

4,3

4

4

5

4,3

4

4

4

4

3

4

5

4

Развитие сенсорной сферы

4

4

5

4,3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

3,6

Ориентировка в пространстве

4

5

5

4,6

4

4

5

4,3

4

4

5

4,3

4

4

5

4,3

4

4

5

4,3

Самоконтроль

3

4

5

4

3

4

5

4

3

4

5

4

3

4

5

4

3

4

5

4

Воля

4

5

5

4,6

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

4

3,3

 

Рисунок 1.  Динамика результатов адаптации незрячих и слабовидящих детей при обучении их приемам дзюдо

 

С 2014 по 2016 годы слепые и слабовидящие воспитанники проходили тренировки по дзюдо под руководством учителя физической культуры Попова Елладиуса  Иосифовича. К 2016 году  у обследуемых обучающихся, воспитанников увеличились показатели направлений диагностики по мере их способностей и состояния здоровья, начал систематизироваться процесс развития сенсорной сферы, мышления, и формиро­вания компенсаторных функций организма, тонкой духовной и адаптированной мотивации к жизни личности, системы компенсации зрительных нарушений незрячего школьника.

Анализ результатов тестирования двигательных способностей показал, что все обучающиеся экспериментальной группы имеют прирост в показателях двигательных способностей. 75% имеют общий уровень развития двигательных способностей средний и 25 % выше среднего. И такие способности как скорость, сила, координация с низкого уровня поднялись до ниже среднего и среднего.

С 18 по 28 августа 2015 года в Новочебоксарске (Чувашская Республика) состоялись финальные соревнования II Всероссийской летней Спартакиады инвалидов. Спартакиада проводится раз в четыре года.
Общее руководство организацией и проведением Спартакиады осуществляли Министерство спорта Российской Федерации, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр подготовки спортивного резерва».  Около 1600 спортсменов из разных уголков России приехали в столицу Чувашии, чтобы принять участие в самом масштабном спортивном форуме для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В финальных играх соревновались юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и интеллекта. Впервые на спартакиаде выступали спортсмены-дзюдоисты, воспитанники нашей школы-интерната: Поцелуева Светлана, Тарасов Геннадий и Ротов Семен. Упорные тренировки в школе-интернате, где созданы все условия для развития этого вида спорта, принесли отличные результаты:

·              Поцелуева Света — 1 место,  

·              Ротов Илья-1 место,  

·              Тарасов Гена-3 место. 

А 8 по 10 апреля 2016 года четверо обучающихся, воспитанников ГКОУ РО  Новочеркасской специальной  школы-интерната  №33 приняли участие в Первенстве России по дзюдо (спорт слепых) в г. Анапе Краснодарского края. В Первенстве России по дзюдо (спорт слепых) участвовали 100 школьников с ограниченными возможностями здоровья (спорт слепых)  из 12 регионов страны. По результатам Первенства России по дзюдо (спорт слепых) все четверо обучающихся, воспитанников ГКОУ РО  Новочеркасской специальной  школы-интерната  №33 заняли призовые места:

среди девушек

·               1 место – Поцелуева Светлана;

среди юношей

·               1 место – Сагайдак Валерий;

·               2 место – Ротов Семен;

·               3 место – Калинин Антон;

Участие в соревнованиях способствует выбору правильного направления в применении средств специальной подготовки. Специальная подготовка в непосредственной методической связи с соревнованиями на определенных этапах становится соревновательной подготовкой. Она способствует лучшему решению задач тактической и морально-волевой подготовки занимающихся. Участие в соревнованиях является действенным средством повышения спортивного мастерства воспитанников,однако необходимо помнить, что частые старты утомляют нервную систему, у спортсмена пропадает желание состязаться. Поэтому соревновательная подготовка должна быть спланирована в интересах всего тренировочного процесса и нацелена на основное соревнование сезона.

 

Литература:

1.   Паралимпийский спорт: нормативное правовое и методическое регулирование. М.: Советский спорт, 2010., А.В. Царик, П.А. Рожков.

2.  Программа по дзюдо для спортивных школ и коллективов, Москва,    1995г. 

3.   Сборник нормативных правовых документов в области Паралимпийского спорта. - М.: Советский спорт, 2009-784 с.ил.

4.   Сборник примерных программ по дзюдо для системы дополнительного образования детей :ДЮСШ и СДЮШОР. Советский спорт, Москва 2003 г.

5.   Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 

.  .  .