Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Классный час "Что такое труд?"

Дата публикации: 2018-03-17 13:13:55
Статью разместил(а):
Кудряшова Альбина Маратовна

Классный час "Что такое труд?"

Автор: Кудряшова Альбина Маратовна

МАОУ "Гимназия №5", г. Стерлитамак, Р. Башкортостан

 

Цель:  Способствовать восприятию, осмыслению и систематизации  основных понятий и терминов о труде.

Способствовать формированию навыков самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели до результата).

Содействовать развитию умений брать инициативу и активность в свои руки в процессе трудовой деятельности, нести за нее ответственность. Включение учащихся в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд).

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, плакат «Виды профессий».

Структура классного часа:

1. Вступительное слово                                                                         3-4 мин.

2. Подготовительный момент. Актуализация знаний  труде             10 мин.

3. Что такое труд? В чем его польза?                                                   10 мин.

4. Практическая работа.                                                                        5-8 мин. 

5. Страничка юридической грамотности                                          7-10 мин. 

6. Заключение                                                                                            5 мин 

 

 Ход занятия

Как хочешь ты трудиться,

Но приобрести не льстись

Ни благородности, на славы,

Коль нет в твоих трудах

Ни пользы, ни забавы.

И. Крылов 

 

1.   Вступительное слово. Здравствуйте!  Сегодня поговорим о самом главном в жизни человека- о труде. Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

2.  Подготовительный момент. Актуализация знаний  труде.             Труд  как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не даёт ничего ни разуму, ни душе.   Скажите, какие вы знаете пословицы и поговорки с применением слова труд?

Без труда не выловишь и рыбки из пруда;

Терпенье и труд все перетрут;

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Маленькое дело лучше большого безделья;

Глаза страшатся, а руки делают.

Дело мастера боится.

Всякий человек у дела познаётся.

Кто рано встает, тому Бог подает.

В труде рождаются герои.

Кончил дело - гуляй смело.

Делу - время, потехе — час.

 

3.  Что такое труд? В чем его польза?

Как вы считаете что такое труд? (возможные ответы –работа, деятельность, активность и др.)

 По определению А.Маршалла, труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

 История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

Какие виды труда можете выполнить вы, и в чем их польза для окружающих?

Выслушать мнения учащихся.

Теперь рассмотрим некоторые данные из Центра занятости:

Ситуация на рынке труда г. Стерлитамака и Стерлитамакского района на 1 января 2017 г. Численность безработных граждан, зарегистрированных в ГКУ ЦЗН г. Стерлитамака, на 1 января 2017 года составила 1535 человек, что составляет 0,90% от экономически активного населения г. Стерлитамака и Стерлитамакского района.

1.     Возраст: 16–24 лет — 10,0% (154 чел.), 25 — 29 лет — 12,2% (187 чел.), 30 и старше — 77,8% (1194 чел.).

2.     Пол: мужской — 30,9% (474 чел.), женский — 69,1% (1061 чел.).

3.     Образование: высшее — 36,6% (562 чел.), среднее профессиональное — 48,2% (740 чел.), не имеют основного общего образования — 0,3% (5 чел.).

4.     Причина увольнения: ликвидация организации либо сокращение численности или штата работников — 19,0% (291 чел.); собственное желание — 57,5% (882 чел.).

Трудовое воспитание детей начинается еще в раннем возрасте, в семье, когда у малыша формируются элементарные представления о труде, как форме деятельности. Труд всегда был одним из основных средств, участвующих в становлении личности.

- А что же такое труд?

- Где взять точное определение слова труд (спросить  у взрослых, прочитать в словаре, найти в интернете).

Теперь открываем тетради и записываем несколько определений слова труд:

Труд- это…

 - Работа, занятие.

 - Результат деятельности, работы, произведение.

 - Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий

труда  материальных и духовных ценностей.

 - Усилие, направленное на достижение чего-либо..

4. Практическая работа.

А теперь поработаем по карточкам, здесь изображен тот или иной предмет вам нужно будет отгадать к каким видам труда (умственный или физический) они соответствуют! Работать будем по группам, время — 5 минут. Далее 1 человек из команды выходит к доске, показывает карточку и говорит о профессии или видах труда. 

Конечно же,  труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. 

Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

А теперь,  проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:

На первой карточке у вас таблица с профессиями, на второй- характеристики-антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.

 

Профессия

 Характристика труда

шахтер

 

учитель

 

художник

 

Домохозяйка

 

программист

 

дворник

 

космонавт

 

продавец

 

полицейский

 

повар

 

 

Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический,

оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной-

автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный

индивидуальный.

Проверка (коллективная).

Как оценивается труд.

- Ребята, а как оценивается труд работника?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. 

Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

5.     Страничка юридической грамотности.

Трудовые отношения, права и обязанности работника регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Гарантией нормального трудоустройства является трудовой договор, в котором фиксируются все

условия работы, в том числе реальный размер заработной платы. И все дополнительные обещания работодателей также необходимо подтверждать документально.

По общему правилу начать работать молодые люди могут по достижении 16 лет. Если несовершеннолетний получил основное общее образование (либо в случаях, предусмотренных законодательством, оставил школу), он может начать трудовую деятельность с 15 лет.

С 14 лет молодые люди могут с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключить трудовой договор на выполнение в свободное от учебы время легкой работы, если такая работа не причинит вреда их здоровью и не будет мешать учебе в школе.

С несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, трудовой договор с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства может быть заключен, только если такие несовершеннолетние участвуют в создании художественного произведения (например, снимаются в кино, выступают в цирке или играют в театре).

В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним. Они также должны добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда, соблюдать требования по охране труда, бережно относиться к имуществу работодателя. Однако в области охраны труда, рабочего времени, времени отдыха и т.д. несовершеннолетние работники пользуются преимуществом по сравнению с совершеннолетними.

Условия труда несовершеннолетних. 

В частности, для несовершеннолетних работников рабочая неделя сокращена:

• на 16 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет;

• на 4 часа в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет.

Продолжительность ежедневный работы (смены) не может превышать:

для работников в возрасте от 15 до 16 лет — 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу и работу, в возрасте от 14 до 16 лет — 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 3,5 часа.

Трудовой кодекс Российской Федерации

от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (принят Госдумой РФ 21.12.2001 г.) (действующая редакция) 

(Извлечения ) 

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночном кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет.

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.

Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 41 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику по истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

Действующее трудовое законодательство предоставляет молодым людям возможность сочетать работу с обучением, обязывает работодателя создавать для этого необходимые условия.

Статья 270. Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет.Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными правовыми актами, могут утверждаться пониженные нормы выработки.

 

6.     Заключение.

Труд общественно-полезный – это не что иное, как работа на благо школьного коллектива, самообслуживание дома и в школе, домашний бытовой труд, навыки которого нужны и в школе во время дежурств по классу, уход за насаждениями во дворе дома или школы. Сюда же можно отнести любую шефскую работу: над младшими классами, над детдомовцами, над инвалидами или над ветеранами войны.

.  .  .