Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Функционал педагога ДО

Дата публикации: 2018-02-26 10:38:46
Статью разместил(а):
Балина Ирина Вениаминовна

Функционал педагога дополнительного образования

Автор: Балина Ирина Вениаминовна

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие», г. Калуга

 

Введение

В системе дополнительного образования детей педагог - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей учащихся, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности.

В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогически необходимых умений и знаний.

Очевидно, что ответственность, которая возлагается сегодня на педагога дополнительного образования, не могла не привести к стандартизации его трудовых функций и составляющих их трудовых действий, знаний и навыков. Утверждение отраслевого стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»[1] следует считать закономерным результатом государственной политики в сфере дополнительного образования.

1.      Функционал педагога в рамках профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции.

Каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции.

Основной функционал педагога дополнительного образования сосредотачивается сегодня вокруг организации деятельности учащихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы, ее программно-методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки образовательных результатов учащихся (табл.1).

Функциональная карта вида профессиональной деятельности:

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

 

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

- понимать мотивы поведения  учащихся, их образовательные потребности и запросы;

- создание педагогических условий для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы;

- использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства организации деятельности учащихся с учетом особенностей состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья)

- техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; 

- техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению вида деятельности;

- основные характеристики, способы педагогической диагностики и развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста; 

- основные подходы  и направления  работы в области профессиональной ориентации, поддержка и сопровождение профессионального самоопределения;

- особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании;

- источники, причины, виды и  способы разрешения конфликтов.

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

- понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся;

- создавать условия для обучения  воспитания и развития учащихся, формирования благоприятного психологического  климата в группе.

- техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; 

- основные подходы  и направления  работы в области профессиональной ориентации, поддержка и сопровождение профессионального самоопределения;

- особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании;

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

- организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся; 

- устанавливать целесообразные взаимоотношения с родителями, разрешать конфликтные ситуации. 

- особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы с семьями учащихся; 

- особенности  работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями; 

- основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся; 

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

- анализировать  и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей  учащихся;

- использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся; 

- средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся.

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

- планировать образовательный процесс, занятия, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе  одаренных детей, учащимися  с ограниченными возможностями здоровья, специфики инклюзивного подхода в образовании.

- основные характеристики, способы педагогической диагностики и развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста; 

- специальные условия, необходимые для образования  лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании;

- профориентационные возможности занятий,  основные подходы  и направления  работы в области профессиональной ориентации, поддержка и сопровождение профессионального самоопределения.

Обозначенное содержание трудовых функции на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное.

Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает то, что осуществление указанных элементов трудовых функций потребует от педагога определенных знаний:  возрастной, педагогической, клинической  психологии, конфликтологии, а также элементарных психодиагностических  и консультационных умений.  

В общей сложности предстоящее введение профессионального стандарта педагога дополнительного образования   требует  изменения в системе повышения квалификации. Должна проводиться работа по обеспечению социальной адресности и сбалансированности программ повышения квалификации педагогов системы дополнительного образования, личностно-ориентированных к выбору индивидуального пути профессиональной роста.

Не исключено, что организации дополнительного образования детей смогут выполнять функции стажировочной площадки по отдельным аспектам профессионального стандарта.

Такая работа проводится, в частности, в ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги. Уже сегодня разрабатываются и осуществляются актуальные  мероприятия с целью повышения профессионализма педагогов дополнительного образования: методическая неделя «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования», открытая методическая неделя «Профессиональный стандарт. Методическая копилка»

Мероприятия ориентированы на овладение современными психолого-педагогическими технологиями работы с учащимися с учетом их индивидуальных, возрастных и др. особенностей; освоение методики диагностики социокультурного развития учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности; предупреждение конфликтов и создание благоприятного климата в детском коллективе.

2. Повышение эффективности воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования в соответствии с новым функционалом педагога дополнительного образования 

Сегодня «Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [1].

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования [3].

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями [3].

Организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [3].

В Концепции развития дополнительного образования детей ключевой социокультурной ролью дополнительного образования становится «мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [2].

На протяжении многих лет Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги реализует воспитательную систему учреждения, которая  стимулирует процесс целенаправленного самоопределения ребенка через организацию субъект - субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Центр создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных учащихся, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для взаимодействия семьи и педагогического сообщества, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Психолого-педагогическую основу воспитательной системы Центра «Созвездие» составляют теоретические подходы, принципы и методы, описанные в работах Сухомлинского В.А., Мудрик А.В., Караковского В. А., Бондаревской Е.В., Новиковой Л.И., Иванова В.П., Ситарова В. А., Маралова В. Г., Ковалёва Г.А., Конниковой Т. Е., Выготского Л.С.,  Теплова Б.М., Леонтьева А.А. и др.

Осуществляется разработка научно-педагогических материалов, обеспечивающих повышение качества воспитательной деятельности.

С 2017 года вводится в действие профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и будет применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [4].

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы, обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания – трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт [4].  

Главная воспитательная задача Центра «Созвездие» в условиях перехода на новый стандарт – увлечь, и максимально поддержать учащегося в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и идеями.

Повысить эффективность воспитательной деятельности учреждения возможно при организованном целенаправленном взаимодействии участников образовательно-воспитательного процесса, каждый из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления.

В связи с переходом на профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в центре «Созвездие» проектируется модель воспитательного пространства.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

(обобщение, анализ, прогнозирование актуальных проблем воспитания детей)

Схема 1. Проектирование содержания компонентов воспитательного

Важнейшими составляющими модели воспитательного пространства являются три  внутренних процесса: педагогическое соуправление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом соуправлении.

Соуправление проявляется в появлении, рождении идеи (или формулировании проблемы), создании творческой группы единомышленников, которая разрабатывает проект, проводит его экспертизу, готовит проект управленческого решения. На этих стадиях неважно, на какой ступеньке управленческой вертикали родилась идея, кто по возрасту ее автор - взрослый или ребенок. Важен ее воспитательный и творческий потенциал.  

  Демократическая функция соуправления - строить жизнедеятельность коллектива, идя от ребенка, его интересов, запросов, ценностей, идеалов, создавая в коллективе атмосферу защищенности для каждого.

Самоуправление. При самоуправлении возможно локальное управление, когда конкретное детское объединение имеет свои органы управления и может работать самостоятельно.  Так самоуправление позволяет определить и выполнить «детский социальный заказ».

Сотворчество объединяет процессы педагогического соуправления и детского самоуправления в единую систему. В процессе сотворчества педагоги, дети и родители, решая воспитательные задачи, могут в полной мере осознать общность своего коллектива, почувствовать себя  ответственными субъектами воспитательного процесса.  Именно в сотворчестве педагогов и воспитанников происходит формирование партнерских отношений между людьми разного возраста, имеющих разный жизненный, социальный и творческий опыт.

Проектирование осуществляется на основе программного подхода. Общая программная стратегия Центра осуществляется по следующим направлениям.

Таблица 1. Направления и формы воспитательной деятельности Центра

Направления

Формы 

1. Культурно-досуговая деятельность

Конкурсы, фестивали, выставки, концерты, экскурсии, досуговые мероприятия и культурно-просветительские программы.

2. Рекреативно - оздоровительная деятельность

Оздоровительно-профилактические  смены.

Спортивные мероприятия. Недели здоровья. Соревнования.

3. Социально-продуктивная деятельность.

Профильные смены. Социально-значимые городские проекты. Благотворительные акции. Работа с детьми-инвалидами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Творческие выступления в больницах, домах престарелых, интернатах, детских домах.

4. Работа детских общественных организаций.

Работа педагогических отрядов. Совет старшеклассников. «Домоуправление» МЭШДОМ. Отряд советников.

5. Работа с родителями.

Открытые занятия. Индивидуальные консультации. Совместные экскурсии, походы. Семейные праздники и выставки. Концерты для родителей. Семинары, круглые столы, конференции, родительские собрания. Родительский форум. Конкурс «Семья года».

6. Работа со школами

Праздник «День Центра в школе».

Городские конкурсы, соревнования, выставки.

Организация творческих мастерских, круглых столов, семинаров.

В разработке и реализации программ Центра участвуют различные специалисты:

-          педагоги и специалисты службы воспитательных технологий (педагоги-организаторы, режиссеры, концертмейстеры, художники, звукооператоры) и других подразделений Центра;

-          родительский комитет и детско-юношеский актив Центра;

-          представители учреждений дополнительного образования детей и общественности;

-          заместители директоров по ВР, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования школ.

Воспитательная система Центра – это постоянно развивающееся явление. Развитие системы – процесс управляемый, поэтому мы всегда стремимся найти оптимальное сочетание между традициями и новациями. Создаются все условия, начиная от социального заказа родителей для воспитанников раннего возраста до формирования выбора самим воспитанником сферы профессиональной деятельности.

Перспектива развития воспитательной системы Центра «Созвездие» направлена на реализацию следующих задач:

-          развитие детского самоуправления и  социально-значимых инициатив воспитанников;

-          активизация роли детей в культурной жизни Центра и города;

-          создание условий для социализации детей, формирования их коммуникативных навыков;

-          обеспечение социально-психологической и информационно-культурной поддержки семьи.

Заключение.

При осуществлении воспитания и обучения подрастающего поколения педагог выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая состоит в «производстве» самого человека как социальной личности.

Социализация является процессом и результатом вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; это усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация состоит из двух взаимосвязанных составляющих: социальной адаптации – приспособления личности к социальным условиям и индивидуализации (обособления) – осознания ею неповторимости своей индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности оставаться самой собой и реализовать свой творческий потенциал. Все это осуществляет не столько адаптацию личности к социальным условиям, но и готовность к их преобразованию.

Педагог должен всегда иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация человека в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится основным механизмом социализации в настоящий момент.

Необходимость социализации человека устанавливает определенные требования к построению наставником своей педагогической деятельности, которая должна не останавливаться на научении, а обеспечивать моделирование и воспроизводство в учебно-воспитательном процессе разнообразия всех жизненных отношений личности.

 

Библиографический список:

1. Чернов С.В., Буйлова Л.Н. В преддверии введения профстандарта педагога дополнительного образования. Управление начальной школой. 2016. № 2. С. 4-11. 

2. Вебинар «Профессиональный стандарт педагога» доклад Ямбурга Е.А.

 

.  .  .