Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Истинные ценности в образовании и воспитании учащихся

Дата публикации: 2018-02-13 17:26:41
Статью разместил(а):
Филиппова Валентина Витальевна

Истинные ценности в образовании и воспитании учащихся

(Из опыта работы изучения литературного наследия Сибири во внеурочной деятельности в 1-4 классах по авторской    апробированной программе для молодых педагогов начальной школы)

Автор: Филиппова Валентина Витальевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нелюбинская средняя общеобразовательная школа», Томская область

 

       Изучение литературы родного края – это одно из важных направлений преподавания   в школах  Томской области, главная цель которого изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири, вызвать интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви и уважения к истории и культуре родной земли. Составление  программы «Люби и знай свой город и край » вызвано стремлением помочь детям лучше узнать сибирский фольклор, писателей-земляков, их литературно-художественное богатство. Работу по изучению литературы родного края   важно начинать с  начальной школы. Данная  авторская программа предлагается для внеурочной деятельности.  Она может быть дополнением к  урокам литературного чтения  или самостоятельным курсом  кружка. Практика доказала, что  программа полезна, интересна и востребована. Занятия с большим желанием  посещают учащиеся всего класса.  С учетом возраста детей были определены критерии отбора произведений: доступность, эстетическая и художественная ценность произведений, отражение в них наиболее ярких картин истории родного края, жизни и культуры народов Сибири. Материал для изучения литературного наследия Сибири распределён по темам :

1класс- «Сказка за сказкой»

2класс- «Сказки народов Сибири»

3класс- «Томские сказания»

4класс- «Современные писатели -земляки о нашей «малой»  Родине

        В наш прагматический век, когда многие родители предпочли колыбельной и сказке компьютер, учителю все труднее и труднее преодолеть с младенчества привитое обыденное сознание, обеднённое компьютерными играми и примитивными зарубежными мультфильмами. Во многих семьях до минимума сведена потребность  в чтении вообще, а тем более чтении вдумчивом, приносящем эстетическое наслаждение. Поэтому программа для 1класса, посвященная сказке, наряду с уроками чтения призвана дать нашим воспитанникам представление  о том, каким бесценным наследием  одарили  нас наши предки. Богатство народного опыта, народной мудрости справедливо сравнивают с неисчерпаемым  чудесным источником. Тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нем и через  чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла… Занятия кружка по сказке помогут словеснику вернуть обязательную с детства веру в чудесное, в торжество  справедливости  и добра, привести детей в светлый мир народной сказки, которая выводит своих героев на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. Но  следует убеждать  детей,  что сокровенный смысл сказки, как и всё добро в нашей жизни, приходит через труд: потрудившемуся, любознательному, думающему откроет она свою душу и сделает богаче. В сказках воплотились основы народной этики, веками выработанные правила морали, общечеловеческий идеал. Сказки – это старый завет совестливой и доброжелательной русской культуры.

Соприкасаясь с миром сказки, сначала  слушая её и рисуя, дети, научившись читать, постепенно стремятся и самостоятельно познакомиться с новыми сказками, осмыслить их художественные особенности, вступить в диалог с автором, поделиться  о прочитанном  с одноклассниками. В результате такой работы у обучающихся развиваются память, воображение, речь, накапливается словарный запас. Одновременно воспитывается уважение к культурному наследию  Родины, прививается любовь и потребность к чтению. Программа предусматривает не только знакомство с русскими народными и литературными сказками, но  и со сказками писателей родного края. Больше времени уделяется изучению сказок А.М.Волкова (1книга), Г.Е..Николаевой и Т.Е.Мейко для детей младшего возраста. Учащиеся выполняют рисунки к понравившимся эпизодам.

      Работа по изучению литературного   наследия Сибири  внеурочной деятельности  во 2классе нацелена на знакомство и изучение сказок народов Сибири, которые являются наиболее распространённым жанром фольклора. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом. Но сказка играла и большую воспитательную роль. Она являлась  своего рода школой жизни в формировании знаний об окружающей природе и жизненных навыков, выработанных на основе наблюдений и опыта. Сказки  рисовали яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомили с их представлениями и обычаями. С раннего детства, как только ребёнок начинал понимать речь, он впитывал эти знания. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. Молодые охотники и оленеводы старались подражать героям, которые прославлялись в сказках. Имелись и специальные детские сказки, в которых  раскрывались качества и свойства предметов, говорилось о способах их починки, если они ломались. 

Большое место в фольклоре народов Сибири занимают сказки о животных и птицах.  Сказки эти обычно начинались с вопроса познавательного характера: «Почему у кукши на голове завитые перья?». Ответ всегда давался в художественной, поэтической форме. До сих пор большинство сказок сохраняют этимологическую концовку. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль сказок народов Сибири проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны. Люди, которые сложили эти сказки, хорошо знали свою родину и умели любить и беречь её. Этой главной цели и способствует составленный курс по изучению литературного наследия. 

В связи с разнообразием важных познавательных вопросов, затронутых в сказках, материал распределён по определённым темам: о явлениях природы, о животном мире, о жизни и деятельности коренных народов Сибири. Для совместного сотрудничества с учащимися поощряется дополнительный самостоятельный поиск сведений о сказках земли Сибирской и её народах. Ребёнок уже в начальной школе должен понять, что Сибирь – огромный,  уникальный, красивый,  населённый разными народами край.  Большую помощь оказывает  мультипликационный сериал «Гора самоцветов», где в игровой форме предложены дополнительная   информация о народностях и  поучительные  сказки. Учащиеся ведут   тетради и альбомы, работают постоянно с  картой Сибири.

        В третьем классе  учащиеся знакомятся с сибирскими легендами и сказаниями. Свод их насчитывает сотни тысяч строк.  Он открывает нам мир чудес, героических деяний, всепобеждающей любви, природной красоты и мудрости. Показывает, кого и за какие поступки народ считал достойным почитания, а кого порицал и высмеивал. Это вымышленный и в то же время реальный мир. Его отличает простодушие, свойственное жителям тайги, гор и степей, особая ритмика и душевный настрой.  История Томска уходит за горизонт четырёх столетий. В эпосе томских татар, шорцев и других народов Сибири  существует довольно заметный пласт легенд и сказаний, в  которых  любовь, соперничество, погоня, борьба с чужеземцами не просто сюжет движут, но являются ещё и поводом, позволяющим  объяснить происхождение тех или иных местных названий. Каждой горе, реке, долине, лесному массиву в них не только имя дано, но и образное сравнение. Но золотые россыпи легенд и сказаний даже самым опытным собирателям далеко не всегда даются.

Там, где меняется уклад жизни коренного населения, его численность, национальный состав поколений, творцов  и носителей устного народного творчества, что-то возникают вновь, а что-то исчезает или видоизменяется. Вот и томские сказания дошли до нас далеко не в первоначальном виде. Поэтому подобраны  наиболее доступные и интересные переработанные легенды известных  томских  писателей Т.Мейко,  С.Заплавного и  педагога Н.В.Татаурова.  Топонимические тексты о родном крае  развивают любознательность,  воспитывают уважение к истории и культуре Сибири. Используются презентации    легенд   не только  о Томске, но и о происхождении названия своей деревни,  пруда,  улиц.  Продолжается ведение тетрадей и альбомов.

        В 4классе предлагается знакомство с творчеством  современных томских поэтов и писателей. Проводятся встречи, экскурсии, литературно-музыкальные композиции. Для изучения  уместны рассказы Р. В. Кошурниковой, стихи  Б. Н. Климычева, М.В.Андреева, И. В. Кисилёвой и других известных  томских поэтов и писателей. Большое внимание важно уделить произведениям и самобытных авторов о родной  деревне и сибирской   природе.

        Интересно и познавательно прошли коллективные мероприятия в начальной школе к юбилеям: «Сказки-побаски бабки Василисы» (Г.Е.Николаевой),  «Сказочный мир Татьяны Мейко» и «Букет тихих слов» (И.В.Кисилёвой).

            Несомненно, очень важно, чтобы в среднем звене изучение литературного наследия Сибири продолжалось. Доказательством являются уже многие годы  внедрённая печатная  авторская  программа  в 5-6классах  «Томские сказочники» и  победы исследовательских работ учащихся  по творчеству писателей. В настоящее время в 5 классе ведётся кружок «Чудесный мир природы» с постановкой экологических сказок.

         Открытые занятия для педагогов округа и  района по внеурочной деятельности в младших классах  всегда получают положительные отзывы и предложения  издания методического пособия. Значит, данное направление работы с учащимися необходимо  и актуально.  Ведь только тогда мы сможем воспитать вдумчивых и благодарных читателей, знающих свою историю и культуру.

 

Литература:

1. Аникин В. П. « К мудрости ступенька». О русских песнях, сказках, пословицах,    загадках, народном языке. Очерки. -М.: «Детская литература», 1988.

2. Багуева З.Н; Поздеева С.И., канд. пед. наук, ТГУ.  Об изучении курса «Литературное наследие Сибири»  в начальных классах  -  Интернет-ресурс.

3. Ермаков В. И. Человек сильнее всех. Эвенкийские сказки. - Красноярское книжное издательство, 1986.

4. Заплавный С.А. «Томские сказания» - Томск,2007

5. Крупина Н. Л. «Древнее и вечно юное». Журнал «Литература в школе»,   №2, 2000.

6. Пустовалова В.В., Тужикова Т.А. Работа со школьниками по литературному краеведению: методические рекомендации. -Томск, 2001.

.  .  .