Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Деятельность специалистов постинтернатной службы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Дата публикации: 2018-01-23 18:45:49
Статью разместил(а):
Чураева Анджела Александровна

Деятельность специалистов постинтернатной службы по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Автор: Чураева Анджела Александровна

социальный педагог ГБУ «Елабужский детский дом»

 

В последние годы государство прилагает огромные усилия по устройству в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приёмные семьи). Как правило, семьи готовы принимать маленьких детей без особых проблем со здоровьем. Что касается устройства в семью ребёнка с тяжелыми и множественными нарушениями развития, то каждый такой случай сейчас рассматривается как исключение-несмотря на меры по дополнительной финансовой поддержке семей, берущих на себя воспитание детей с инвалидностью.

Кроме того, замещающие семьи, которые фактически являются профессиональными семьями, начали проявлять больший интерес к детям с инвалидностью с учётом ряда документов, стимулирующих усыновление детей с инвалидностью.

Мы говорим о тех родителях, которые приняли решение: «Это наш ребёнок! Мы справимся! Он выздоровеет, и все будет хорошо».Начинается ежедневная, ежеминутная борьба за ребёнка, и часто- это борьба против системы, которая не хочет принимать такого ребёнка. Среди наших замещающих семей, имеется одна семья, где одинокая женщина с рождения воспитывает девочку с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и нарушением опорно-двигательного аппарата. С рождения врачами был вынесен вердикт, что девочка не проживет и одного месяца. Однако, приёмная мама не отчаялась, а, наоборот,  приложила максимально усилий для того, чтобы ребёнку провели сложнейшую операцию на головной мозг. После заключения ПМПК, врачи отказались прописать девочке индивидуальный план развития, мотивируя тем, что ребёнок не жилец.  В результате семья  оказалась в изоляции, так как ни один реабилитационный центр и медицинские учреждения не брали на лечение данного ребёнка. Специалисты службы сопровождения замещающих семей обратились в средства массовой информации с просьбой о том, чтобы был снят репортаж о данной семье и их проблеме. Вследствие чего, многие граждане нашего города и района предложили помощь для устройства ребёнка в реабилитационный центр. Также была изыскана возможность данному ребёнку посещать занятия ЛФК. На сегодняшний день девочке исполнилось 3 года, она самостоятельно сидит и стоит при помощи взрослого.

Таким образом, практика показала, что максимально раннее проведение грамотных реабилитационных мероприятий позволяет многое компенсировать и корректировать. Однако не везде есть возможность получить раннюю помощь. Семейная забота и воспитание расширяют возможности ребёнка в части получения образования, реабилитации, проведении оздоровительных мероприятий и во многом определяют будущую модель организации его жизни.

Шансы детей с нарушениями развития попасть в замещающую семью значительно выше в период первых лет жизни, пока ребёнку не исполнилось 6 лет. Поэтому дети с ОВЗ в первую очередь нуждаются в замещающей семье. Между тем, дети с ОВЗ имеют меньше шансов, по сравнению с сохраненными детьми, выйти из учреждения не только в силу особенностей их здоровья. На решение потенциальных родителей о приёме ребёнка с умственными или множественными нарушениями в замещающую семью влияет в первую очередь их знание дальнейшей жизненной ситуации, в которую эти дети попадают в связи с отсутствием развития форм сопровождаемого проживания и поддерживаемого трудоустройства для взрослых с умственной и психической инвалидностью. Перспектива попадания такого взрослого в психоневрологический интернат при потере возможности родителя за ним ухаживать останавливает даже самых решительных потенциальных опекунов.

Если ребёнок в возрасте до 4 лет попадает в силу жизненных обстоятельств в дом ребёнка, и вопрос с его юридическим статусом решён однозначно  (является истинным сиротой или родители лишены родительских прав), у него есть высокие шансы обрести новую семью, даже если ребёнок имеет особенности здоровья. В условиях нашего детского дома дети проживают в смешанных семьях, происходит некая интеграция, и у детей с ОВЗ есть больше шансов тянуться за сверстниками. Это помогает социализации и развитию, что тоже повышает шансы ребёнка с ОВЗ обрести приёмных родителей. Администрация нашего детского дома, а также специалисты службы сопровождения замещающих семей ведут непрерывную работу с родителями и родственниками (если таковые имеются), чтобы понять, есть ли у ребёнка шансы вернуться в кровную семью, и, если родители не выполняют своих воспитательских функций и ребёнок в реальности  лишен родительского попечения, меняется и  его юридический статус. Тогда у ребёнка появляется шанс обрести новую семью.

Сейчас признание того, что любой ребёнок обучаем и имеет огромный жизненный потенциал и значимость, стало общепринятым. Перед взрослыми встала задача создавать такие условия жизни детям, чтобы они могли максимально полно использовать свои возможности и развиваться. Для этого  необходимо:

1.Подобрать семью с наименьшим количеством детей, проживающих в одной семье.

2.Условия проживания должны быть максимально комфортными для ребёнка с ОВЗ.

3.Уйти от стереотипов и разделения детей по диагнозам, возможностям, ограничениям.

4.Необходимое присутствие в жизни каждого ребёнка с ОВЗ значимого взрослого (тьютера). И обязательно у таких детей должен быть контакт с внешним миром: выезды за пределы своего города, района, контакты с другими детьми, не имеющими ограничения, посещать по возможности массовую школу и досуговые мероприятия, чтобы овладевать социально приемлемыми навыками. Таким образом, замещающая  семья представляет собой одну из перспективных форм полноценного развития ребёнка с ОВЗ, оказавшегося в сложных жизненных условиях.

В период становления и стремительного роста количества приёмных семей актуализируется проблема тщательного изучения этого нового общественного и социально-педагогического явления. Важнейшей задачей становится выявление условий успешной научно-методической и психолого-педагогической  подготовки приёмных родителей детей с ОВЗ и грамотного сопровождения их после создания приёмной семьи.

Как показывает практика у замещающих родителей много фантазий и ожиданий по поводу предстоящего принятия ребёнка в семью, его эмоциональных и поведенческих проявлений, что, безусловно, будет влиять на качество детско-родительских отношений и отношение к ситуации принятия ребенка в семью. При первых расхождениях возникает конфликт между ожиданием и реальностью.

К сожалению, сегодня далеко не все приёмные родители понимают значение и влияние прошлого на настоящее ребёнка, обуславливающее его развитие и потребности. Многие потенциальные родители стремятся удовлетворить свои потребности при принятии ребёнка с ОВЗ в семью, как правило, они не ориентированы на нужды самого ребёнка. Другая группа родителей не видит характерных особенностей в воспитании приёмного ребенка с ОВЗ, они готовы стать родителями, но не готовы быть профессиональными воспитателями (тьютерами), помогающими поддерживать кровные связи ребёнка, помогать ему в переживании его потерь, травматического опыта. И лишь немногие понимают профессиональность родительской позиции, ориентированность на удовлетворение потребностей ребёнка, преодоление задержек в его развитии, возможность временного устройства ребёнка в семью, важность сотрудничества со специалистами.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема сопровождения семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. К детям с ОВЗ относятся несовершеннолетние, имеющие физический или психический недостатки, которые препятствуют развитию ребёнка без создания специальных условий. К этой категории детей относятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллектуальной недостаточностью, с задержкой психического развития и олигофренией, особенностями поведения, обусловленными различными синдромами, или психическими заболеваниями.

Все выше перечисленные нарушения затрудняют не только обучение, но и приобретение различных социальных навыков. Причем в первую очередь страдает коммуникация и, как следствие, в дальнейшем возникают проблемы социализации и интеграции ребенка с ОВЗ в общество. Наблюдается очевидная закономерность между развитием ребёнка и семейным благополучием. Чем сильнее семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения, гармоничные же отношения способствуют не только более результативной работе с ребёнком, но и формированию положительных качеств личности.

Замещающие родители не всегда адекватно принимают ребёнка с проблемами в развитии, а складывающаяся на этом фоне неудовлетворенность в эмоциональных отношениях способствует формированию у ребёнка дисгармоничного взаимодействия с окружением. Кроме того, наличие неблагоприятной обстановки для развития ребёнка с особенностями внутрисемейной атмосферы, неправильный выбор стратегии и тактики воспитания приводит к формированию у ребёнка негативных личностных качеств.

По этой причине сопровождение замещающих семей, принявших детей с ОВЗ, должно быть направлено, в том числе, и на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, которые обеспечивают эффективность её функционирования, удовлетворяют потребности особого ребёнка, способствуют формированию у него адекватных межличностных отношений и социальной активности.

Таким образом, дальнейшее сопровождение направлено не только на разработку и реализацию мероприятий, имеющих целью формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье, а еще и на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребёнка. Здесь на первый план выходят следующие задачи:

1.Гармонизация семейного климата

2. Изменение приоритетов жизненных ценностей

3. Создание социальной коррекционной среды для ребёнка с ОВЗ.

Мы выделяем 3 вида сопровождения: мониторинговое, активное, кризисное.

Мониторинговое сопровождение. Данный вид сопровождения применим к замещающим семьям, имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в семью. Психологический климат благополучный.

Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового  большей частотой взаимодействия семей со специалистами по сопровождению.

Данные виды сопровождения осуществляются по плану специалиста или по запросу со стороны замещающих семей.

Кризисное сопровождение осуществляется в семье при появлении выраженных проблем различной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду замещающей семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьёй обусловлена необходимостью.

Сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ, должно осуществляться с момента приёма ребёнка в семью и до момента его выпуска, а в случае необходимости и всю жизнь.

Сопровождение замещающих семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, необходимо рассматривать не как сумму консультаций, указывающих семье, что нужно сделать, а как сложную многоуровневую систему, включающую в себя психолого-педагогическую диагностику, психологическую поддержку, коррекцию имеющихся дефектов и т.д. Важно помнить, что специалисты, осуществляющие сопровождение, должны работать в тесной взаимосвязи не только с замещающими родителями, но и с ближайшим окружением ребенка. Сами замещающие родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Это способствует эффективной организации коррекционно-развивающей среды, успешной социализации ребёнка в социуме, и как следствие, полноценному развитию его личности в целом. Только слаженная работа специалистов и родителей, их искренняя заинтересованность и желание изменить ситуацию позволяет получить положительный и стойкий результат.

Родительская позиция включает не только личностные качества, эмоциональное отношение к ребёнку, тип родительского поведения и характер семейного воспитания, но и профессиональные задачи, стоящие перед замещающими родителями:

-защита и воспитание детей с ОВЗ

-удовлетворение потребности детей в развитии и преодоление отставания в развитии,

-поддержание связи между детьми и биологическими семьями (если таковые имеются)

-создание для детей с ОВЗ постоянной безопасной семейной среды,

-взаимодействие приёмных родителей с командой профессионалов.

 Важно помнить о том, что  в работе по передаче детей с ОВЗ в замещающие  семьи значительную роль играет создание разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых, направленных на развитие активной жизненной позиции в семье и повышение педагогической компетенции приёмных родителей. 

Таким образом, системная и целенаправленная деятельность службы сопровождения замещающих семей способствует гармоничному и всестороннему развитию детей с ОВЗ в замещающих семьях.

.  .  .