Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль школьного самоуправления и детской организации в становлении социально активной личности

Дата публикации: 2017-09-05 13:34:35
Статью разместил(а):
Корепина Елена Николаевна

Роль школьного самоуправления и детской организации в становлении социально активной личности

Автор: Корепина Елена Николаевна

педагог-организатор МБОУ СОШ №14 г.Ноябрьск, ЯНАО

 

«Однажды Завтра мы поймем,

Как нам Сегодня не хватало.

Как было нам ничтожно мало

Того, что было этим днем.

Однажды завтра мы поймем,

Как был нам дорог день вчерашний,

Но снова бьют часы на башне,

И в наше Завтра мы идем.»

 

Каким будет это Завтра, несомненно, зависит от сегодняшнего дня. Социокультурные перемены, происходящие в последнее время, повлекли за собой пересмотр многих позиций в самом  обществе. Примером тому может служить возросший интерес к ученическому самоуправлению и детским общественным объединениям.

Нередко  коллеги сетуют  на то, что дети пассивны. Стоит задуматься, нет ли в этом и нашей вины. Ведь нам проще и быстрее все сделать за детей: придумать, провести, оформить и т.д. Лишая их самостоятельности, ответственности и желания делать что-либо самому. Необходимо помнить,  чтобы ребенок нашел себя в той или иной деятельности, мы,  прежде всего, должны создать условия, которые позволят ему реализоваться.

Ученическое  самоуправление дает возможность ребенку проявить себя, раскрыть творческий потенциал, ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

Следует отметить, что создание такой структуры в образовательной организации,   как  ученическое самоуправление,  предусмотрено Уставом  МБОУ СОШ№14, Указом Президента РФ от 1июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и  Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

Самоуправление в школах нашего города и в других городах России может принимать совершенно разные организационные формы.

Модель Ученического Самоуправления нашей школы проста и понятна. И в этом её преимущество.

 Высшим органом Ученического Самоуправления является Конференция учащихся. на которой   ставятся задачи,  утверждается план работы на год, подводятся итоги. На конференциях  ребята  реально оценивают свою деятельность, честно говорят об успехах и неудачах, отмечают своих лидеров, вносят инновационные предложения в учебно-воспитательный  план школы. Эти предложения рассматриваются на заседаниях педагогического и управляющего советов.

На ученической конференции открытым голосованием из учащихся 9-11 классов. выбирается состав совета старшеклассников.

  Работает такой орган самоуправления как старостат, в состав которого входят старосты  классов, а также ответственные классных секторов.

Планирование, организация и проведение различных мероприятий осуществляется комиссиями  различной направленности.

Помимо организации жизнедеятельности школьного коллектива ученическое самоуправление решает вопросы учебы и дисциплины, разрешает конфликтные ситуации между учащимися, отстаивает права школьников, участвует в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией школы.

Представители ученического сообщества входят в управляющий совет школы.

Задача  школьного самоуправления – сообща решать все важнейшие проблемы школьной жизни и сделать эту жизнь яркой и насыщенной.

Как средство развития фантазии, самостоятельности и инициативы школьников использую такие приемы работы как практические занятия по активным формам организации досуга и творческую учебу, которая проводится 1 раз в четверть. Содержание таких занятий разнообразно. При их разработке учитываются пожелания ребят, степень сформированности у них организаторских умений и навыков, уровень развития самодеятельности. Стараюсь дать ребятам более широкий круг знаний. Убеждена, что разносторонне развитый человек сможет быстрее найти выход из сложной ситуации, добьется большего в своей деятельности.

Каждый год тематика занятий различна.

Это способствует  и  разработке  системы  «преемственности поколений активистов», чтобы  в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, была равноценная замена, готовая поддержать традиции ученического самоуправления.

Ежегодный «День дублёра» используется как отбор и своеобразная учёба будущих активистов.

Вот уже несколько лет подряд у школьников есть прекрасная возможность научиться чему-то новому, интересному, попробовать свои силы, оценить возможности,  обучаясь  по программе  « Школа актива», которую проводит городской Центр Детского Творчества .

Чтобы избежать определенной «закрытости» и изолированности органов ученического самоуправления используется принцип «периодической отчетности» выборных органов перед школьниками. Создано информационное поле: школьный сайт, интерактивный экран, наглядные средства деятельности

Таким образом, ученическое самоуправление носит прозрачный и открытый характер.

К работе ученического самоуправления привлекается педагогический потенциал родителей, хотя на первый взгляд кажется, что  в современном мире у них  мало времени на дела школы. Но всегда найдутся родители готовые помочь. Главное показать им, что школа  нуждается в их опыте и знаниях, что школа готова учитывать их желания, их стиль жизни и требования, т.е. учитывать рабочий график, принимать во внимания культурные и языковые барьеры. Важно дать понять родителям, что их участие совсем не подразумевает сложного всепоглощающего процесса.

Подросткам полезно ощущать поддержку отца или матери в совместном познавательном  или спортивном состязании.

Формы работы с родителями разнообразны: 

- привлечение родителей к судейству на соревнованиях и конкурсах 

- сопровождение детей на различные мероприятия 

- участие родителей в городских конкурсах

- фестивали и праздничные концерты, где родители выступают в качестве певцов, танцоров, чтецов 

- совместные трудовые десанты и участие в социально-значимых акциях   

 - уникальные по своей сути  семейные праздники.

Востребованность ученического самоуправления  в школе  за последний год значительно возросла. Это важнейший  показатель улучшения психологического климата в учебном заведении. 

Успех и результативность работы ученического самоуправления достигается путем использования принципов: самостоятельности  и  добровольной инициативы, приоритета социально значимой деятельности, развития и становления активной гражданской позиции,  творческого подхода и ответственности.

Благодаря четкой системе организации,  увеличивается количество школьников, реально участвующих в работе органов  ученического самоуправления.  Этих ребят отличает активная жизненная позиция, широкий кругозор, высокая внутренняя культура, способность брать на себя ответственность, самостоятельно и творчески  мыслить.

На определенном этапе развития школьного коллектива  возникла необходимость создания детской организации. По инициативе детей 15  октября 2003 года такая организация была создана. Она собрала единомышленников  для социально значимой деятельности на благо себя и города. В нее вошли ребята из 5-11классов. Именно эти дети  придумали название  «ТАИР: творческие, активные, инициативные ребята».

Была определена основная цель:  

формирование творческой целеустремленной личности, готовой к созидательной деятельности.

Высший орган самоуправления в детской организации «ТАИР» - конференция.

Собирается 1 раз в  год. В промежутках между конференциями деятельностью руководит Совет организации и председатель.

 

Детей в детской организации объединяет

·         любовь к Родине, отчему краю;

·         стремление сделать жизнь лучше, добрее, справедливее

·         желание научиться слышать и понимать друг друга и действовать вместе;

·         потребность знать больше

Вступить в  организацию могут все желающие  от 11 до 16 лет в независимости от социального статуса, а так же дети «группы риска». В сентябре ежегодно для учащихся 5 классов организуется презентация  детской организации «ТАИР» 

Основные направления деятельности организации :

1.      Экологическое

2.      Гражданско-патриотическое

3.      Творческое, благотворительное

Достигается это работой комиссий по различным направлениям.

У данных комиссий есть собственные цели, задачи и  функции. Так как  комиссии работают по разным направлениям, это позволяет детям выбрать для себя то, что им ближе, в чем они могут себя проявить, что им может пригодиться в жизни.

Дети в организации  разные по возрасту, по темпераменту, стараюсь вырабатывать у них чувство терпимости по отношению друг к другу. Большим плюсом является то, что дети старшего возраста передают свои знания, опыт в той или иной области младшим. Складывается  ситуация сотрудничества. Так же дети учатся слушать и слышать, отстаивать свою точку зрения.          

Хочется отметить активное участие в работе организации  и родителей.

Информация о работе «ТАИРА» систематически  размещается на страницах газеты «Пионерская правда»,  на сайте школы,  Всероссийских сайтах «Все настоящее детям!»,  «Зеленая планета», экологического движения «ЭКА»,  а так же на официальном сайте Международном союза СПО-ФДО.

Результатом работы детской организации являются и  победы в конкурсах различного уровня.

Посильное и реальное участие в жизни школьного общества не  проходит бесследно, приобретенный опыт ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Ребенок, принимающей непосредственное участие в жизни школы, и во взрослой жизни не будет бояться ответственности, сможет работать в команде. Не будет потребителем, а будет созидателем.

.  .  .