Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Комплексная оценка готовности детей к школе

Дата публикации: 2017-12-17 23:59:55
Статью разместил(а):
Ахметжанова Галина Менгалевна

 Комплексная оценка готовности детей к школе

Автор: Ахметжанова Галина Менгалевна

 

Введение 

Актуальность исследования. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идёт в школу.

Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Объект исследования – готовность к обучению в школе детей 6-7 лет. Предмет исследования – комплексное обследование  готовности к обучению в школе детей 6-7 лет. Цель исследования – выявление особенностей комплексного обследования  готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста. Исходя из цели работы, требуется решить ряд следующих задач: описать роль мотивации в готовности к школьному обучению; рассмотреть комплексную оценку  развития детей старшего дошкольного возраста; исследовать понятие психологической готовности в отечественной и зарубежной литературе.

Гипотеза исследования: эффективность подготовки к школе  обеспечивается комплексным характером психолого-педагогических воздействий. Методы исследования: теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение медико-психолого-педагогической документации детей.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы. 

1. Роль мотивации в готовности к школьному обучению

В условиях научно-исследовательской деятельности в качестве мотивов могут выступать как непосредственный интерес к заданию в процессе обучения, так и осознание важности получаемых знаний в жизни настоящем и будущем, стремление самоутвердиться среди товарищей, испытать и проявить свои способности, найти свое место в иерархии социальных отношений в коллективе, получить одобрение взрослых [1, С.12]. 

Многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения для развития и саморазвития личности. Постоянным стимулом для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста является их природная любознательность. Если в процессе обучения отсутствует поисковая активность, то это может стать причиной неспособности личности решать нестандартные ситуации.

Ребенок проявляет исследовательскую позицию по-разному: во время наблюдения и опытов в природе, в своем понимании прочитанного текста, мысленном диалоге с его автором, собственноручном создании поделки, придумывании нового способа решения задачи, нахождении новой информации для проекта, аналогии между удаленными явлениями, признаками и тому подобное. Сильная исследовательская позиция постепенно влияет на отношение ребенка, как к обучению, так и к повседневному стилю жизни. В таком случае можно говорить, что у него развивается исследовательское поведение, которое ярко проявляется в любой среде  [5, С.65]. 

В научной литературе встречаются различные толкования исследовательского поведения, в частности: исследовательское поведение  – поиск информации.

Исследовательское поведение  – вид поведения, направленный на изучение нестандартного объекта или решения нетипичной ситуации.

Учебная деятельность ребенка будет развиваться таким же образом, в несколько этапов, опытным путем.

После прихода ребенка в школу, по большому счету, меняется только ситуация в социальном плане. Внутренне ребенок еще не чувствует себя школьником, основными видами деятельности для него остаются вещи, присущие дошкольному детству. Учебная деятельность еще не развита [1, С.76]. 

Но вместе с осознанием учебных целей и норм поведения у детей младшего школьного возраста формируется умение сознательно управлять своими сложными познавательными и практическими действиями: ребенок становится послушной, исполнительной, соблюдает требования взрослых, без напоминаний, по собственной инициативе, соблюдает правила поведения. Впоследствии, с приобретением опыта дисциплинированного поведения, ученики способны регулировать свою деятельность, заранее планировать ее, контролировать и оценивать свои поступки и сдерживать нежелательные реакции [9, С.87]. 

Таким образом, даже в дисциплинированных детей наблюдаются эпизодические нарушения – баловство, развлечения, грубости в ответ на замечания учителя, нежелание выполнять требования других, отказ помогать старшим и тому подобное. В связи с этим, перед педагогами общеобразовательных учреждений стоит задача: различать отдельные и постоянные нарушения дисциплины. Если первые, при правильных учебно-воспитательных условий,  постепенно исчезают, то вторые, присущие детям с отклонениями в психологическом развитии, требуют соответствующей интенсивной психолого-педагогической коррекции.

2. Аспекты готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

Процесс познания – это процесс перехода от простых моделей мира к более сложным. Ребенок должен развиваться и учиться в любой момент. Необходимо, чтобы непрерывно происходила разнообразная познавательная исследовательская деятельность – в сотрудничестве с учителями, родителями, другими детьми. Как только исчезает заинтересованность, вдохновение, удивление, сразу начинают господствовать лень и принуждение. Тогда трудности в обучении становятся непреодолимыми, и ребенок, который был старательная и дисциплинированная, уже не сможет приобрести настоящих знаний и навыков.

Педагогическая характеристика включала в себя: наблюдение и анализ здоровья, физического развития ребенка, условия ее всестороннего развития, индивидуальных особенностей умственного развития (как ребенок воспринимает предметы и явления окружающего мира, как у нее происходит формирование понятий, особенности ее языка, как она запоминает, как развито у нее образное и абстрактное мышление, эмоциональную окраску ее языка, который степень ее эмоциональной культуры) среда, обстоятельства, в которых формируется интеллект ребенка (положительные и отрицательные факторы, от которых зависит состояние ее восприятия, представлений, языка, кругозора) анализ интеллектуального, нравственного жизни семьи; анализ эмоциональной культуры ребенка [9, С.21]. 

Традиционно выделяют три аспекта школьной готовности: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспект [6, С.72].   

Говоря об интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе, необходимо отметить, что долгое время уровень развития ребенка определяли по количеству знаний, которые были у него выявлены. Однако, таких показателей недостаточно.

Ребенок, который готов к школе, хочет учиться и потому, что желает занять определенную позицию в обществе (социальный мотив), и потому что у него есть познавательная потребность  [1, С.23].   

Речевая готовность детей к школьному обучению находит отражение, прежде всего, в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Важным также является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.

Волевая готовность к обучению в школе предполагает развитие произвольного поведения, которое является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

Рассматривая  эмоциональную готовность, важно иметь в виду также и потребность в достижении успехов, самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов должна доминировать у ребенка над боязнью неудач.

Период адаптации всегда сложен для любого индивида, так как на его протяжении происходят ломка, разрушение старых стереотипов и способов реагирования и закладка, формирование новых навыков взаимодействия с окружающим миром, адекватных изменившейся жизненной ситуации.

Критерии готовности детей к школе обсуждаются в рамках педагогики, физиологии, психологии и т.д. Интерес к данной проблеме объясняется тем, что готовность к обучению в школе зачастую является основой для успешного обучения в дальнейшем.

3.  Понятие психологической готовности в отечественной и зарубежной литературе

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению.

С первых дней пребывания детей в школе учебная деятельность в корне меняет всю жизнь воспитанников и становится основой их дальнейшего психологического развития. Школьное обучение ставит перед учениками новые требования не только по овладению знаниями, умениями и навыками, но и по их поведению. Однако привыкание к школе требует от детей старшего дошкольного возраста значительного нервного напряжения. В первые месяцы занятий ученик-первоклассник правила поведения объединяет лишь с личностью учителя, не понимая их обусловленность общественной необходимостью  [5, С.43]. 

Однако овладение указанными умениями вызывает у воспитанников, особенно у первоклассников, определенные трудности, обусловленные имеющимися в них чертами импульсивного поведения, тенденцией к подражанию действий других детей и наклоном легко поддаваться чужим влияниям, что часто приводит к непреднамеренного нарушения дисциплины.

Должна быть сформирована социальная позиция ребенка: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Однако школа предъявляет ко всем детям одинако­вые требования, и несоответствие им, отклонение от них в любую, даже в лучшую, сторону оказываются абсолютно нежелательными и могут зна­чительно осложнять жизнь ребенка [5, С.22]. 

Заключение.

Одна из проблем, с которой часто встречаются учителя и родители, связана именно с общением детей со взрослыми. В подготовительной группе детского сада детей учат решать задачи и придумывать их, тем самым их учат выделять учебную задачу. Они ещё не умеют выделять вопрос-проблему, а опираются на наличную ситуацию.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности ребенка будет характеризовать весь период школьного возраста.

С приходом в школу меняется ведущая деятельность семилетнего ребенка. Все виды деятельности (игра, посильный труд, творчество) подчиняются обучению. И нужно, чтобы в первом классе этот переход от игровой к учебной деятельности был постепенным.

В.А. Сухомлинский [8] говорил о том, что существуют разные типы детей, для которых учитель должен найти соответствующую нагрузку, чтобы умственная работа была им посильной и приносила удовольствие. В этом сложном деле  В. Сухомлинский решительно отрицал методы авторитарной педагогики.

Варианты приспособления детей к учебной деятельности посредством игры, игровых форм подачи материала, внесение в занятия элементов сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают.

Такое «обучение» привлекательно для детей, но оно не способствует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольных видов управления действиями.

 

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте . – М.: Педагогика, 2013. – 214 с.

2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 2014. – 196 с.

4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.– М.: Генезис, 2014. – 160 с.

5. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2013. – 256 с.

6. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 c.

7. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 384 с.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016. – 320 с.

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Педагогика, 2013. – 458 с.

 

.  .  .