Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Психологический тренинг для педагогов "Осознание профессионального имиджа"имиджа

Дата публикации: 2017-12-17 15:32:42
Статью разместил(а):
Балина Ирина Вениаминовна

Психологический тренинг для педагогов "Осознание профессионального имиджа"

Автор: Балина Ирина Вениаминовна

 

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель: Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

• развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

• осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

• повысить коммуникативные навыки педагогов

• повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

• развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы: листы формата А4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, спокойная музыка для релаксации.

Ход тренинга

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог: перед началом тренинга я предлагаю Вам принять общие правила общения в группе:

2. Основные правила общения в группе

• Осознавайте Ваши чувства, как источник творческого самовыражения и доверяйте им.

• Осознавайте свое собственное тело и заботьтесь о нем.

• Любые инструкции психолога – это всего лишь некое предложение. У Вас всегда есть выбор.

• Если Вы приняли решение не следовать инструкции и быть наблюдателем, то наблюдайте без оценки и осуждения.

• Опыт переживаний может пробудить в Вас сильные эмоции, будьте внимательны к ним, принимайте все, что с Вами происходит, используйте для собственного преображения».

3. Упражнение «Визитная карточка».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи, познакомиться с участниками.

Инструкция: я предлагаю вам придумать и оформить свою визитную карточку, на которой должно быть указано ваше имя (может быть любое, которым вы хотите, чтобы вас называли в группе), а также любое ваше качество, умение, талант, наиболее ярко выражающий вашу индивидуальность. Можно сделать небольшой рисунок.

Время: 5мин.

4. Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя …» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мячик другому участнику.

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Велико ли значение имиджа для педагога? 

Безусловно, т.к. данная профессия относится к публичным видам деятельности. Педагог всегда на виду, поэтому для него важно, какое впечатление он произведет на окружающих, - от этого во многом зависит профессиональная успешность. Работе над имиджем не учат в вузах, колледжах, часто и сам человек полагает, что достаточно владеть знанием предмета, быть хорошим специалистом, и не важно, как при этом выглядеть, с каким настроением идти к детям. 

По результатам исследования Е.В. Русской, в списке из десяти профессиональных важных качеств педагога имидж занимал второе место по оценкам детей, и только восьмое – по оценкам коллег. 

Слагаемые имиджа

Если вы решили изменить имидж, не стоит делать это сразу радикально. Лучше выбрать стратегию постепенных изменений, т.к. резкие, неожиданные изменения могут озадачить окружающих, да и вам будет трудно сразу привыкнуть к своему новому образу и чувствовать себя в нем естественно. Создание нового имиджа может продолжаться несколько месяцев.

Итак, давайте определимся с составляющими имиджа, над которыми предстоит работать.

Имидж – понятие многослойное, оно включает не только внешность человека, но и практически все характеристики, доступные восприятию.

Имидж личности – (от англ.Image – образ) – ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение.

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия ОБРАЗА учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

ГАБАРИТНЫЙ (габитарный) - физические данные, одежда, макияж, прическа, аксессуары.

"Мода уходит, а стиль остается". Коко Шанель.

КИНЕТИЧЕСКИЙ: осанка, походка, привычные позы, движения, жесты.

"Если ходить прямо, то и поникшая душа выпрямится". В.В. Вересаев.

МИМИЧЕСКИЙ: мимика, выражение лица, улыбка.

"Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, - иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись". Ж. Лабрюйер.

РЕЧЕВОЙ: словарный запас, грамотность речи, логичность, аргументированность, дикция, тембр голоса, интонация, скорость речи, громкость голоса.

"Истинное красноречие – это умение сказать всё, что следует, и только то, что следует". Ф. Ларошфуко.

СРЕДОВОЙ: всё, что нас окружает: семья, друзья, интерьер квартиры и кабинета, машина, место работы и отдыха.

"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее действовать на нервную систему, чем иные микстуры". В.М. Бехтерев.

КОММУНИКАТИВНЫЙ: Умение и желание общаться, знание норм этикета.

"Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми". Т. Рузвельт.

МЕНТАЛЬНЫЙ: мировоззрение, интеллектуально-эмоциональные особенности.

"Ничто не может быть красиво со всех точек зрения". Гораций.

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ. В этом компоненте профессионального самосознания учителя, на мой взгляд, необходимо различать процесс самопознания и результат — систему знаний о себе, индуцируемую в «образ Я» как профессионала-педагога.
В нашем понимании «образ Я» педагога является обобщенной системой представлений субъекта о себе, образующейся в результате процессов осознания себя в трех взаимодополняющих и взаимопересекающихся системах: в педагогической деятельности, в педагогическом общении и в личностном развитии. 

«Образ Я» педагога имеет преимущественно когнитивный характер и является относительно устойчивым образованием, хотя, разумеется, подверженным периодическим колебаниям под воздействием внутренних и внешних факторов. Нельзя говорить о высоком уровне самосознания в случае неглубокого или неверного понимания себя педагогом хотя бы в одной из указанных выше систем. Когнитивный компонент представляется в структуре самосознания ведущим.

АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ. Этот компонент профессионального самосознания учителя характеризуется совокупностью трех видов отношений:

1) к системе своих педагогических действий, к своим целям и задачам, к средствам и способам достижения этих целей, к результатам своей работы;

2) к системе межличностных отношений с учениками; к реализации основных функций педагогического общения — информационной, социально-перцептивной, презентативной, интерактивной и аффективной;

3) к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как профессионалу.

Одним из важнейших понятий, связанных с аффективной подструктурой профессионального самосознания учителя, является самооценка.

Вообще говоря, самооценка в отечественной психологии рассматривается в двух аспектах: в ее связи с личностью и в ее связи с самосознанием. Разумеется, подобное разделение условно, и эти два подхода не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняются. 

Нам представляется, что для обозначения эмоционально-ценностного отношения к себе следует использовать термин «самооценивание». При этом подчеркивается процессуальная сторона самоотношения. Результатом процесса самооценивания становится устойчивое обобщенное отношение личности к себе.

Если у учителя есть знание о себе, о своих личных и профессиональных качествах, то на основе этих знаний и самооценивания возникает эмоционально-ценностное отношение к себе.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ. Внешние проявления характеризуют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. По нашему мнению, основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью.

Учитель, удовлетворенный собой, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения при общении с учениками. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, он с большей готовностью, чем его коллега с неадекватной самооценкой и высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Тем самым педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном счете оказывает развивающее воздействие на их личность.

Я-КОНЦЕПЦИЯ. Психологической предпосылкой развития профессионального самосознания учителя и его конечного продукта — Я-концепции является конструктивное преодоление педагогом трудностей, препятствующих тем или иным видам деятельности, поведенческим актам, способам самореализации.

А если он не может преодолеть все эти трудности? Или преодолевает их, как «Нарцисс», «Самодур» или, скажем, «Штамповщик», то есть неконструктивно? Основную причину неудач следует искать опять-таки в профессиональном самосознании — точнее, в его невысоком уровне развития. А это значит — неадекватная самооценка, негативное самоотношение, слабая саморегуляция, которые проецируются на учащихся в педагогическом общении. 

Неумение осознать возникающие трудности еще более усугубляет ситуацию. И наоборот — чем выше уровень профессионального самосознания учителя, обусловленный чувством удовлетворенности собой, тем более ясным становится понимание педагогом трудностей и преград, встречающихся в его деятельности. При этом, обладая адекватной самооценкой, позитивным самоотношением и уверенностью в себе, учитель способен находить конструктивные способы преодоления трудностей и тем самым еще более расширять сферу профессионального самосознания.

Тест "Ваше эмоциональное состояние".

Это очень коротенький, почти мгновенный тест, который поможет оценить Ваше текущее эмоциональное состояние и даже немного охарактеризовать Вас как личность. Он займет у Вас буквально 30 сек. времени, а взамен даст Вам возможность узнать о себе кое-что интересное.

Ну что, поехали?

Инструкция: Внимательно посмотрите на картинку с восемью значками и выберите из них тот, который Вам нравится больше всего. Запомните его номер. Ну а теперь выберите тот, который Вам нравится меньше всего, и также запомните или запишите его номер. Не торопитесь, но и не задумывайтесь слишком  долго.

Ну вот и все. Теперь можно получить результаты теста. Для этого обратитесь к таблице, где в пересечении строк и граф найдите цифру, соответствующую Вашему эмоциональному состоянию. Чуть ниже Вы найдете короткое описание рядом с получившейся цифрой.

Но прежде чем почитать о себе, Вам, возможно, будет интересно, что означают эти значки. Дело в том, что они неосознанно ассоциируются с положениями и движениями человеческого тела. Они символически отражают позы или жесты, соответствующие нашему настроению, желаниям и намерениям. Да и рисовались они с соответствующим углом и нажимом кисти художника, отражая, как и почерк, то или иное состояние.

1. Взлет, прыжок, кувырок — таковы ассоциации с этим символом. Он напоминает летящего над волной дельфина.

2. Рвануть, устремиться вперед — вот значение, вложенное в этот знак.

3. Преодолевать, напрягаться. Этот знак напоминает волевого энергичного человека, преодолевающего любое препятствие, просто врубаясь в него грудью.

4. Непреклонность, прямая осанка — отражает собранность человека, его решимость.

5. Отсутствие напряжения и спокойное сидение. Символ действительно напоминает сидящего человека.

6. Уступать, отступать или оступаться — вот символическое значение знака. Он изображает уход назад, отказ от движения вперед и прорыва.

7. Быть слабым, жалким, бесхребетным, как бы извиваться. Знак отражает беспомощность, опрокинутость.

8. Лежать расслабленно — вот значение этого знака, напоминающего полуулыбку.

Считается, что выбирая знаки, мы тем самым, выбираем ту позу и движение, которые нам нравятся и отвергаем те, которые нам не подходят. А ведь существует прямая связь между нашим настроением и состоянием, и нашими движениями. Когда мы бодры и веселы, наши движения сильны и порывисты. Уныние же отражается и в сгорбленной позе и в вялом жесте, даже в направлении взгляда вниз.

Верна также и обратная мысль: изменяя свои движения, мы можем влиять на свое настроение и состояние. На этот счет существует целое направление в психологии, получившее название Бихевиоризм (от английского слова поведение). Его основатели полагали, что даже если просто искусственно улыбнуться, то через некоторое время Вам станет веселее. Просто мышцы лица, придя в нужное состояние, передадут импульс в мозг, что последний идентифицирует как признак радости и не забудет простимулировать выброс соответствующих гормонов в кровь.

Похожая мысль может быть верна относительно данного теста: возможно, Вы выбираете символ, как наиболее понравившийся не потому, что так себя чувствуете, а потому, что именно этого Вам не хватает, и Вы нуждаетесь в этом на данный момент. Поэтому выбранный как привлекательный значок может послужить для Вас своеобразной подсказкой относительно того, что Вам следует изменить в себе, в своей позе, осанке, движениях, образе действий и даже в привычных мыслях…

Интерпретация результатов: 

1. Вы достаточно торопливы, возможно, чем-то озабочены. Часто Вам не достает нужного терпения. Вполне вероятно также, что Вы честолюбивы.

2. Вы предпочитаете жить просто и без претензий. Вы цените скромность, как в себе, так и в окружающих. Возможно также, что есть что-то, что Вы в себе подавляете.

3. Вы хотите быть человеком собранным и решительным. Вот только Вам не хватает должного спокойствия.

4. Для Вас важна сдержанность и умение сохранять чувство собственного достоинства, что Вы и цените в себе. Правда окружающие могут считать Вас несколько старомодным и даже инертным.

5. Вы считаетесь человеком здравомыслящим и ответственным, но Вам бы хотелось забыть об этих качества на время и почувствовать себя свободным от дел и обязательств. Вполне возможно, что это происходит потому, что немного ранее Вы чересчур уж жестко соблюдали самодисциплину.

6. Вы предпочитаете следовать за обстоятельствами, не слишком напрягаясь, чтобы их изменить. Терпение — Ваша добродетель. Но не прячется ли за этим страх перед жизнью?

7. В общении с людьми Вы часто вынуждены играть какую-то роль, что Вас и тяготит. А так хочется легкости и непринужденности!

8. Вам нравятся люди, которые демонстрируют смирение и полную готовность прийти на помощь в трудную минуту. Вы предпочитаете укрощать свое самолюбие. А ведь Вы должны быть самолюбивы.

9. Вы хотите быть более сильным и смелым, даже агрессивным и бескомпромиссным. Возможно, это происходит от того, что раньше Вы шли на компромиссы гораздо чаще, чем это было нужно и даже позволительно?

10. Вы предпочитаете быть праздным и беспечным. А друзья говорят Вам, что Вы недостаточно целеустремленный человек. Но не испытываете ли Вы в глубине души беспокойство о своем будущем?

11. Вам явно нужен отдых, поскольку Вы чувствуете упадок сил и недостаток энергии. Возможно, это происходит потому, что еще не так давно Вы испытывали сильное внутреннее напряжение.

12. Вы предпочитаете довольствоваться тем, что есть. Это происходит потому, что Вы больше цените покой и радость, чем достижения и успехи. А так ли много успехов было у Вас в жизни?

13. Ваше кредо — расслабиться и жить спокойно, а не гнаться за чем-то недосягаемым. Возможно, все же, что Вам следует развивать свои бойцовские качества.

14. Вы кажетесь человеком невозмутимым, что Вам и нравиться. Но Ваша невозмутимость, на самом деле, лишь маска.

15. Вас можно назвать человеком практичным и аккуратным, честным и любящим порядок. Правда друзья могут говорить, что Вам не хватает гибкости и вариативности.

16. Вы человек скептичный и доверяете только тому, что не раз проверено жизненным опытом. Человек полный энтузиазма — сказано явно не про Вас. Но все же, кое-кому Вы можете показаться большим ребенком.

17. Долгое маневрирование и ходьба вокруг да около — не для Вас Вы предпочитаете жесткий и решительный натиск. А может быть, именно этого Вам и не хватает в жизни?

18. Вы цените утонченность, элегантность и изысканность. А вот собранность нельзя отнести к числу ваших достоинств. Да и некоторые люди могут попенять Вам за слабохарактерность.

19. Вы хотите, чтобы жизнь была яркой и удивительной, предпочитая бежать от унылого однообразия обыденной жизни с ее скучными правилами и кучей требований. Но так ли уж хорошо все время летать в облаках?

20. Вы человек деловой и энергичный, и это Вам нравится. Вы стараетесь не поддаваться искушению, расслабиться и пустить все на самотек. Вот только Вам не достает немного собранности.

21. Нормы и правила поведения, принятые в обществе, угнетают Вас. Вы предпочитаете не сдерживать себя в самовыражении, как в действиях, так и в чувствах. И ка трудно бывает себя обуздать!

22. Ваш девиз — серьезность, вдумчивость и основательность. Вы избегаете тех решений, которые лежат на поверхности. Но в следствие этой своеобразной тяжеловесности Вы можете терять чувство юмора и легкость общения, что отнюдь не облегчает жизнь окружающим.

23. Вы цените в себе и в людях правдивость и твердость,  стараясь всегда придерживаться их в своем поведении. Но не думаете ли Вы, что это лишает Вас нужной гибкости, а порой делает Вас бестактным?

24. Вы человек довольно мягкий и миролюбивый, по крайней мере, хотели бы быть таковым. Впрочем, возможно, что именно этих качеств Вам и не хватает?

25. Вы человек эмоциональный и даже восторженный. Сухой рационализм и рассудительность Вас отнюдь не привлекают. Хотя,  в глубине души, Вы можете испытывать сильные сомнения.

26. Вы не любите перемен, предпочитая стабильность и неизменность взглядов и привычек, уклада жизни, в конце концов. Вполне возможно, что и властолюбие Вам не чуждо.

27. Вы испытываете недостаток новых впечатлений и нуждаетесь в разнообразии. Но, хотя Вам скучно, Вы не торопитесь проявлять нужную активность, поскольку Вас довольно сложно расшевелить.

28. Душа требует перемен в жизни, как внутри, так и снаружи. Вот только есть что-то, что не позволяет Вам этого сделать, сдерживая Вас в этих устремлениях. Возможно, что Ваши идеи по поводу этих изменений недостаточно основательны и реалистичны?

29. Вы предпочитаете посвятить свою жизнь какому-то серьезному делу и занять, хотя и скромное, но стабильное место. Но не бывает ли так, что порой Вас охватывает жалость к себе самому?

30. Вы человек здравомыслящий (или считаете себя таковым). И Вам нравится Ваша рассудительность. А Вы уверены, что всегда придерживаетесь в своих рассуждениях лишь голые факты, не добавляя к ним собственные домыслы?

31. Вы весьма оптимистичный человек и верите в свою счастливую звезду. Наверное, глубокомыслие заставляет впадать Вас в меланхолию. Но постарайтесь добавить к своему энтузиазму чуть больше трезвого расчета.

32. Больше всего Вы цените в людях доброту, великодушие, готовность протянуть руку помощи и дружелюбность. Стараетесь и сами быть таковым. Но Вы не лишены также упрямства и своенравия.

33. Вы четко ориентированы на результат, практичны и деловиты, и предпочитаете не тратить время попусту, особенно на ненужные или глупые с Вашей точки зрения разговоры. Но окружающие могут оценивать эти праздные разговоры совсем по-другому. Поэтому у них может складываться впечатление, что вы не цените других людей.

34. Вас можно охарактеризовать как человека целеустремленного и весьма напористого. Вот только не скрывается ли за этими качествами горечь разочарования и внутренний пессимизм?

35. Для Вас ценно все то, что прекрасно и возвышенно, что заставляет Вас трепетать. Но в то же время, отнюдь не столь красивые чувства Вы испытываете к людям, не способным разделить Ваши устремления, смотря на них с высока, и даже в тайне презирая их.

36. Вы предпочитаете смотреть на мир по-философски, порой даже с изрядной долей юмора. Возможно, что за такой позицией скрывается сильная печаль или же разочарование.

37. Вы довольно независимы и не любите уступать кому бы то ни было. В своих достижениях Вы предпочитаете опираться только на собственные силы. Но Вам не хватает в жизни доброты и терпимости.

38. Вы стараетесь избегать долгих и серьезных размышлений, предпочитая просто жить и радоваться жизни. Вы человек живой и любознательный. Но этих качеств явно недостаточно для того, чтобы достигнуть успеха. Подумайте над этим.

39. Вы переживаете внутренний подъем и воодушевление, которым хотели бы с кем-то поделиться — с тем, кто Вас поймет и поддержит. А вот люди скучные, рассудительные и занудные заставляют Вас держаться от себя подальше. Но возможно, что такое состояние Вы испытываете отнюдь не часто.

40. У Вас есть желание быть немного скромнее, уметь чаще уступать и научиться прощать людям обиды. А возможно, Вы сами кого-то обидели и теперь переживаете и жалеете об этом?

41. Вы предпочитаете основательно и терпеливо вникнуть в суть проблемы, стараясь избегать опрометчивых выводов и категоричных суждений. Предпочитаете понять чужую точку зрения, а не настоять на своей. Возможно, раньше Вы были отнюдь не столь гибки и толерантны.

42. Вы человек довольно чувствительный и способны переживать чужое горе, как свое собственное. Вот только всегда ли Вы готовы что-то предпринять для того, чтобы помочь ближнему?

43. Вами завладела лень и нежелание что-то делать, и даже думать над решением сложившейся ситуации. Но не скрываются ли за этой внешней апатией весьма честолюбивые замыслы?

44. Вам надоели шум и суета повседневной жизни, и Вы испытываете желание уединиться и поглубже заглянуть внутрь себя. Найдите такую возможность, ведь Вы давно этого не делали.

45. Видимо, Вы  испытываете желание побыстрее и с наименьшими затратами закончить текущее дело, уладив его как можно лучше. Вот только Вы сомневаетесь, а возможно ли это в принципе.

46. Вам хотелось бы больше простоты, ясности и безмятежности в своей жизни. Но Ваша выраженная индивидуальность явно сопротивляется подобному уплощению.

47. Вы стремитесь руководствоваться в своей жизни чувством справедливости и благими намерениями по отношению к окружающим. Вот только Вы уверены, что в погоне за правдой Вы не стали ожесточенным?

48. Для Вас важна четкая опора на реальность и отказ от иллюзий. И в людях Вы цените способность твердо стоять на земле, а не летать в облаках. Но сами Вы человек довольно впечатлительный.

49. Вам импонирует в людях их изобретательность и гибкость, умение обращать ситуацию себе на пользу. Сами обладая этими качествами, Вы все же не достаточно энергичны и слабо мотивированы на реальные действия.

50. Сейчас Вам хочется бурного веселья, блеска и впечатлений. Не помешает даже немного баловства. Может, в глубине души Вас что-то гнетет?

51. Больше всего Вы цените стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а также покой и умеренность. Возможно, Вам не помешало бы немного здорового честолюбия и смелости в мыслях и поступках?

52. Живость и непосредственность — вот Ваше кредо. Трезвый взгляд на вещи — совсем не для Вас. Ведь это так скучно! Но задумайтесь, может быть, Вам стоит добавить к своим достоинствам немного самодисциплины.

53. Вы человек уверенный в себе и ценящий собственную независимость. А вот окружающие могут считать Вас гордецом. Тем не менее, время от времени, Вас может одолевать выраженное чувство беспомощности.

54. Вы предпочитаете делать акцент на положительных сторонах жизни, стараясь воспринимать каждый день как праздник. Вот и живете только сегодняшним днем, стараясь не задумываться о будущем. А действительно ли это правильно?

55. Вы предпочитаете жить безмятежно, попросту не замечая тех неурядиц, которыми полна наша жизнь. Возможно, это объясняется не только оптимизмом, но и недостатком уверенности в себе.

56. Вы предпочитаете быть, или хотя бы казаться сильным. Слабость Вы абсолютно отвергаете, боясь ее показать на людях. Эта подчеркнутая стойкость часто воспринимается окружающими как проявление злости и даже жестокости. Но на самом деле, Вы гораздо слабее, чем хотите казаться даже самому себе.

5. «Хрустальный букет».

Есть легенда Гусь-Хрустального о букете хрустальных цветов, с помощью которого дочь мастера Разумея Васильева исцелилась от недуга. Однажды зимой у одного крепостного мастера Разумея Васильева, заболела единственная дочь. От высокой температуры, девочка бредила, и в бреду вспоминала лето, луг, цветы, с которыми она летом играла.

Отцу очень хотелось облегчить её страдания, но зимой негде было взять живых цветов. Тогда, отец в отчаянии пошел в гуту, где варился хрусталь и стекло. За одну ночь, из остатков цветного хрусталя и стекла, Разумей Васильев сделал для своей дочери вазу с целым букетом цветов. К утру, отец принес букет своей дочери. Увидев букет цветов, она очень обрадовалась. С этого момента болезнь стала отступать и вскоре девочка поправилась. Это был ее букет, она была счастлива, он помог ей излечиться от недуга.

А цветок из Вашего детства, какой он? Какие листья, стебель, а может быть были шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень?

Инструкция: «Соберите из представленных цветков и стеблей свой»

После того, как участники сделали свой выбор, продолжаем работу с цветком.

«Напишите что-то важное на лепестках, что поможет и вам быть счастливыми» (Звучит музыка)

Обсуждение: Расскажите о Вашем цветке. Что помогает быть Вам счастливым, заставляет Вас улыбаться, дает положительные эмоции? Воспоминания? Любимые занятия? Качества, которые Вы цените?

Посмотрите, какие они все разные, непохожие на других. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. Каждый из Вас, как и эти цветы уникальны, но при этом вы часть этого мира, часть нашего коллектива.

Так же, как и цветы педагог растет, стремится вверх.

«Педагог реальный - педагог идеальный».

Инструкция: «Предлагаю каждому из Вас подумать и написать на листьях, качества, составляющие картину педагогического мастерства» (Профессионализм, откровенность, эмпатия,  любовь к детям, коммуникабельность, культура, эрудиция, тактичность, пр.).

Обсуждение: Обладаете ли Вы сами указанными качествами? Что мешает Вам обладать этими качествами, развивать их?

На пути нашего саморазвития, самосовершенствования могут возникать некоторые затруднения, проблемы.

«Превращение проблем в цели»

Инструкция: Подумайте, что Вам мешает, от чего Вы хотели бы избавиться. Сформулируйте проблему. Затем переформулируйте проблему в позитивную цель и напишите ее на стебле Вашего цветка.

Обсуждение: Были ли затруднения? Какие? Что вызывало трудности? Как изменилось отношение к проблеме, после преобразования ее в цель? Стала ли цель достижимой? Может кто-нибудь озвучит Нам одну проблему и цель. Представьте себе выгоды от достижения цели. Зачем Вам это надо? Что Вы от этого получите для Вашей личной жизни?

Давайте поставим Ваши замечательные, цветы в вазу. (Поставили). Посмотрите, у нас получилась ваза с цветами подобная той, что создал Разумей для дочери. Она наполнена нашими положительными эмоциями, тем что Нас делает счастливыми. Нашими положительными качествами, которые помогают в работе, наполняют Нас. Нашими целями, которые мы, непременно, достигнем.

Из чего складывается имидж, и кто его формирует?

Во-первых, каждый человек сам несет ответственность за свой имидж, за то, каким его видят и воспринимают другие люди.

Во-вторых, окружающие также вносят свой вклад в формирование имиджа своими суждениями, оценками, отзывами о нас.

В-третьих, на формирование имиджа учителя влияют средства массовой информации, создавая определенные стереотипы об образе профессии в общественном сознании.

Если мы вас заинтересовали темой, то предлагаем обсудить в группах следующие вопросы:

1 группа. Что бы вы хотели изменить, чтобы усилить эффективность имиджа педагога?

2 группа. В чем состоит главная слабость имиджа педагога?

3 группа. Что вы считаете самой сильной стороной в имидже педагога? (2 мин).

Наш имидж создают одежда, прическа, макияж, походка, лексика, дело, которым мы занимаемся, предметы и люди, которые нас окружают. 

Имидж настолько тесно врастает в нас (или мы в имидж), что даже если мы кардинально поменяем свой гардероб и вместо «Жигулей» приедем на работу на новеньком «Мерседесе», окружающие поначалу воспримут новый имидж, как что-то абсолютно противоестественное нам, как бы с чужого плеча. Бывает, что человек давно пересел на хорошую машину и похудел на 20 кг, а люди вокруг все еще видят в нем бедного толстяка. В чем дело? Человек поменял внешнее, но оставил нетронутым внутреннее ощущение себя. Чтобы этого не случилось, нужно постараться изменить к лучшему свой внутренний имидж. Закройте глаза и представьте себя в комнате. Открывается дверь, и входите вы сами. Каким вы видите себя? Что на вас надето, как, и главное, на сколько лет вы выглядите, что держите в руках, каково ваше выражение лица? Предельно честно оцените этот образ. Он вам нравится? Если нет, то осмотритесь вокруг. О, так это не просто комната, это гардеробная. В ней полно вещей на любой вкус.

Представьте себя стилистом, который подбирает одежду для гостя – вас. Выберите вещи для более молодого возраста. Признайтесь, вам всегда хотелось хоть раз померить эти порванные на коленях джинсы, нахлобучить ковбойскую шляпу и ремень с пряжкой ковбоя Мальборо. Так в чем же дело? Одевая себя, следите за собственными ощущениями. Вам хорошо? Поменяв имидж воображаемого себя, также мысленно сожгите его старые вещи. Они не нужны. Оставьте себя таким, каким вам захотелось быть. 

“Я желаю себе и другим …” 

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу. 

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Допишите незаконченные предложения.

- Я научился(ась) …

- Я узнал(а), что …

- Я был(а) удивлен(а) тем, что …

- Мне понравилось …

- Я был(а) разочарован(а) тем, что …

- Самым важным для меня было ….

- Я буду использовать в своей работе  …

Упражнение 8. «Релаксация «Роза».

Цель: снятие эмоционального напряжения, расслабление.

Предлагаемое упражнение потребует способностей к визуализации.

Если вам сложно представлять картинки, пользуйтесь тем способом, который вам привычнее — можете ощущать, слышать или иным другим способом представить себе розу, не напрягаясь в вызывании именно картинки.

Итак,

1. Сядьте удобно, так, чтобы ваше тел было максимально расслаблено и имело надежную опору в области шейно-плечевого отдела.

2. Начинайте дышать в свободном ритме, представляя, что на вдохе вы наполняете все свое тело светлой, яркой энергией. Окрасьте эту энергию в тот цвет, который захотите. На выдохе вы избавляетесь от всего напряжения и негатива, который растворила эта волшебная энергия.

3. Подышите так какое-то время. Постарайтесь достичь успокоения мыслей и мышечного расслабления. Почувствуйте, как напряжение покидает вас с каждым выдохом.

4. Представьте удобным и привычным для вас способом бутон розы. Рассмотрите, почувствуйте его. Он покрыт сияющими каплями росы. Он совершенен.

5. Ваш бутон розы начинает распускаться. Вы чувствуете едва уловимый, тонкий аромат цветка.

6. Рассмотрите его сверху, сбоку. Покрутите розу. Полюбуйтесь ею.

7. Попробуйте окрасить вашу розу в другой цвет.

8. Попробуйте усилить ее запах.

9. Загляните в раскрывшийся розовый бутон. Что вы там увидели?

10. Насладившись прекрасным цветком, теперь удаляйте его от себя. Пусть он исчезает вдали, пока не превратится в маленькую точку и не исчезнет совсем.

11. Почувствуйте, что ваше тело наполнено ее ароматом, цветом и нежностью прекрасной розы.

12. Посчитайте от 3 до 1 и потянитесь всем телом.

13. Откройте глаза.

14. Не вставайте сразу. Потянитесь еще раз, почувствуйте, как ваше тело наполняется энергией без напряжения.

 

.  .  .