Урок русского языка "Безударные гласные, непроверяемые ударением"
Урок русского языка
"Безударные гласные, непроверяемые ударением"
Автор: Шабалина Наталья Алексеевна
МКОУ Тутурская СОШ
Тип урока: открытие нового способа действий.
Тема урока: Безударные гласные непроверяемые ударением.
Цель урока: создание условий для освоения способа определения орфограммы.
Планируемые результаты
Личностные: осознание важности взаимопомощи.
Метапредметные: возникновение потребности в обращении к словарю,
Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и целей урока, попытка удержания цели на протяжении всей работы, постановка проблемы и поиск способов решения совместно с учителем, рефлексия любого аспекта урока в свободном высказывании.
1. Оргмомент.
Уч.: Сегодня на уроке будем раскрывать тайны и загадки русского языка. И начнем с чистописания. Выполнив первое учебное задание (далее УЗ ), (коммуникативное), узнаете, какую букву будем писать.
Загадочная буква. Она обозначает 2 звука и есть в одном из следующих слов: след, клякса, вьюга, клён.
Запиши искомую букву на линии. Объясни классу свой выбор.
Показываю образец правильного написания заглавной и строчной ю в соединении. Прописывают в тетрадях строчку.
2. Определение темы урока.
Уч.: Тему урока определите, выполнив второе УЗ (когнитивное). Важно дать слова с непроверяемой гласной, которые еще не учили на уроках.
Проверяй, не проверяй. Ударение помогает проверять безударные гласные. Всегда ли оно оказывается полезным.
Прочитай слова в таблице, поставь в них ударение. Напротив данных слов запиши проверочные слова и поставь в них ударение. Вернись в первый столбик и подчеркни правильную букву.
Данные слова |
Проверочные слова. |
к ( о - а)за |
|
л (и - е)сник |
|
к (о - а)рмить |
|
б ( и - е)седа |
|
вет (и - е)р |
|
Сделай вывод о проверке гласных в этих словах. Допиши слова в схеме.
Некоторые безударные гласные ударением…
Уч.: Какая будет тема урока? (Дети назовут те и другие безударные гласные. Уточняю, что темой сегодняшнего урока будут лишь непроверяемые ударением безударные гласные).
3. Определение целей урока.
Уч.: Попытайтесь теперь объяснить смысл заголовка этого УЗ. Исходя из этого задания, определите цель дальнейшей работы на уроке. (Дети могут назвать одну цель - научиться писать правильно слова с такой орфограммой, или узнать, как их правильно писать. Подвожу к мысли, что они разные, но обе важны. Ведь знать и уметь - не одно и то же. Рисую на доске 2 мишени. Одну подписываю - «узнать способ правописания непроверяемых гласных », вторую - «научиться этим способом пользоваться».)
Уч.: Если кто-то поймет, что уже достиг какой-либо из целей, подходите как обычно к доске и рисуйте свою стрелу в «яблочко».
4. Поиск способов решения.
Раздаю небольшие листочки и прошу на них написать или изобразить пиктограммой (по желанию) свои предложения, как быть человеку, если нужно записать слова правильно, а проверить не получается. После минутного раздумья дети озвучивают варианты. Если никто не укажет словари, спрашиваю: «Откуда люди чаще всего черпают точную информацию?» Строим цепь рассуждений: книги-словари - раз проверяем орфограмму, орфографический словарь.
Если никто не заметит достижения первой цели (узнали, что можно воспользоваться словарем), напоминаю, что мы не зря работаем, а чего-то хотим добиться. Возможно, уже добились чего-то!
Физминутка.
Знакомлю с пособием для учащихся начальных классов «Орфографический словарик» П.А. Грушникова. Раздаю каждому и прошу выполнить следующее УЗ № 3 (рефлексивное)
Тайна словаря. Как много слов в этой умной книге! Так непросто найти нужное.
Найди в словаре слова б ( и- е )седа, вет (е – и)р. Подчеркни в скобках правильную букву. По сигналу «Стоп!» прекрати работу. (Засекаю 5 минут)
Оцени свою работу по таблице.
Найдено слов |
Оценка результата |
2 |
Я раскрыл тайну словаря. |
1 |
Остались какие-то секреты. |
0 |
Открытие ещё предстоит. |
Обсуждаем результаты. Кто-то может уже «поразить вторую цель» своей стрелой.
Уч.: Как быть, если не всем удалось раскрыть тайну словаря?
Вспоминаем правило класса - научился сам, научи других. Прошу «знатоков» этой тайны попытаться сформулировать алгоритм поиска. Корректирую по мере необходимости действия и их порядок. Хвалю детей и говорю, что я их алгоритм записала своими словами, так им пользоваться будет проще. Вывожу на экран алгоритм и даю возможность тем, кто не смог найти слова, завершить работу. «Знатокам» даю еще по 2 любых слова.
Алгоритм поиска слов в словаре.
1. Найду в словаре букву, с которой начинается данное слово. (Алфавит демонстрационный на стене)
2. Выясню, какой из вариантов орфограммы идет по алфавиту раньше, например е или и
3. Веду пальчиком по всем словам, ориентируюсь на следующие буквы (2,3, …), пока не «дойду» до искомой буквы.
4. Если нет слова с одним из вариантов, продолжаю искать до второго варианта.
Нашедшие хотя бы по одному слову тоже «стреляют» в цель на доске.
Уч.: Сработал ли предложенный вами способ уточнения правописания слов? Насколько он удобен?
Подвести к мысли, что полезно владеть этим способом. Но все-таки нужно стараться запоминать правописание слов с непроверяемой гласной, ведь не всегда словарь может оказаться под рукой.
5. Рефлексия.
Прошу ребят проанализировать урок с любой точки зрения по выбору. Каждый говорит конкретно о себе.
На доске:
с точки зрения интересных заданий;
с точки зрения затруднений;
с точки зрения достижения целей.
6. Домашнее задание (выполнить УЗ № 4- ценностно-смысловое).
Будет ли стыдно? Почему-то некоторые взрослые не стыдятся подглядывать в словари.
Подготовься устно выразить в 2-4 предложениях свое отношение к таким людям.