Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок русского языка "Безударные гласные, непроверяемые ударением"

Дата публикации: 2017-11-29 06:41:55
Статью разместил(а):
Шабалина Наталья Алексеевна

Урок русского языка

"Безударные гласные, непроверяемые ударением"

Автор: Шабалина Наталья Алексеевна

МКОУ Тутурская СОШ

 

Тип урока: открытие нового способа действий.

Тема урока: Безударные гласные непроверяемые ударением.

Цель  урока: создание условий для освоения способа определения орфограммы.

Планируемые результаты

Личностные: осознание важности взаимопомощи.

Метапредметные: возникновение потребности в обращении к словарю,

Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и целей урока, попытка удержания цели на протяжении всей работы, постановка проблемы  и поиск способов решения совместно с учителем, рефлексия любого аспекта урока в свободном высказывании.

1. Оргмомент.

Уч.: Сегодня на уроке будем раскрывать тайны и загадки русского языка. И начнем с чистописания. Выполнив первое учебное задание (далее УЗ ), (коммуникативное), узнаете, какую букву будем писать.

Загадочная буква. Она обозначает 2 звука и  есть в одном из следующих слов: след, клякса, вьюга, клён.

Запиши искомую букву на линии. Объясни классу свой выбор.

Показываю образец правильного написания заглавной и строчной ю в соединении. Прописывают в тетрадях строчку.

2. Определение темы урока.

Уч.: Тему урока определите, выполнив второе УЗ (когнитивное). Важно дать  слова с непроверяемой гласной, которые еще  не учили на уроках.

Проверяй, не проверяй. Ударение помогает проверять безударные гласные. Всегда ли оно оказывается полезным.

Прочитай слова в таблице, поставь в них ударение. Напротив данных слов запиши проверочные слова и поставь в них ударение. Вернись в первый столбик и подчеркни правильную букву.

Данные  слова

Проверочные слова.

к ( о - а)за

 

л (и - е)сник

 

к (о - а)рмить

 

б ( и - е)седа

 

вет (и - е)р

 

Сделай вывод о проверке гласных в этих словах. Допиши слова в схеме.

Некоторые безударные гласные ударением…

Уч.: Какая будет тема урока? (Дети назовут те и другие безударные гласные. Уточняю, что темой сегодняшнего урока будут лишь непроверяемые ударением безударные гласные).

3. Определение целей урока.

Уч.: Попытайтесь теперь объяснить смысл заголовка этого УЗ. Исходя из этого задания, определите цель дальнейшей работы на уроке. (Дети могут назвать одну цель -  научиться писать правильно слова с такой орфограммой,  или узнать, как их  правильно писать. Подвожу к мысли, что они разные, но обе важны. Ведь знать и уметь - не одно и то же. Рисую на доске 2 мишени. Одну подписываю - «узнать способ правописания непроверяемых гласных », вторую - «научиться этим способом пользоваться».)

Уч.: Если кто-то поймет, что уже достиг какой-либо из целей, подходите как обычно к доске и рисуйте свою стрелу в «яблочко».

4. Поиск способов решения.

Раздаю небольшие листочки и прошу на них написать или изобразить пиктограммой (по желанию) свои предложения, как быть человеку, если нужно записать слова правильно, а проверить не получается. После минутного раздумья дети озвучивают варианты. Если никто не укажет словари, спрашиваю: «Откуда люди чаще всего черпают точную информацию?»  Строим цепь рассуждений: книги-словари - раз проверяем орфограмму, орфографический словарь.

Если никто не заметит достижения первой цели (узнали, что можно воспользоваться словарем), напоминаю, что мы не зря работаем, а чего-то хотим добиться. Возможно, уже добились чего-то!

Физминутка.

Знакомлю с  пособием для учащихся начальных классов «Орфографический словарик» П.А. Грушникова. Раздаю каждому  и прошу выполнить следующее УЗ № 3 (рефлексивное)

Тайна словаря. Как много слов в этой умной книге! Так непросто найти нужное.

Найди в словаре слова б ( и- е )седа, вет (е – и)р. Подчеркни в скобках правильную букву. По сигналу «Стоп!» прекрати работу. (Засекаю 5 минут)

Оцени свою работу по таблице.

Найдено слов

Оценка результата

2

Я раскрыл тайну  словаря.

1

Остались какие-то секреты.

0

Открытие ещё предстоит.

Обсуждаем результаты. Кто-то может уже «поразить вторую цель» своей стрелой.

Уч.: Как быть, если не всем удалось раскрыть тайну словаря?

Вспоминаем правило класса - научился сам, научи других. Прошу «знатоков» этой тайны попытаться сформулировать алгоритм поиска. Корректирую по мере необходимости действия и их порядок. Хвалю детей и говорю, что я их алгоритм записала своими словами, так им пользоваться будет проще. Вывожу на экран алгоритм и даю возможность  тем, кто не смог найти слова, завершить работу. «Знатокам» даю еще по 2 любых слова.

 

Алгоритм поиска слов в словаре.

1. Найду в словаре букву, с которой начинается данное слово. (Алфавит демонстрационный на стене)

2. Выясню, какой из вариантов орфограммы идет по алфавиту раньше, например е или и

3. Веду пальчиком по всем словам, ориентируюсь на следующие буквы (2,3, …), пока не «дойду» до искомой буквы.

4. Если нет слова с одним из вариантов, продолжаю искать до второго варианта.

Нашедшие  хотя бы по одному слову тоже «стреляют» в цель на доске.

Уч.: Сработал ли предложенный  вами способ уточнения правописания слов? Насколько  он удобен?

Подвести к мысли, что полезно владеть этим способом. Но все-таки нужно стараться  запоминать правописание слов с непроверяемой гласной, ведь не всегда словарь может оказаться под рукой.

5. Рефлексия.

Прошу ребят проанализировать урок с любой точки зрения по выбору. Каждый говорит конкретно о себе.

На  доске:

с точки зрения интересных заданий;

с точки зрения затруднений;

с точки зрения достижения целей.

6. Домашнее задание (выполнить УЗ № 4- ценностно-смысловое).

Будет ли стыдно? Почему-то некоторые взрослые не стыдятся подглядывать в словари.

Подготовься устно выразить в 2-4 предложениях свое отношение к таким людям.

 

.  .  .