Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интернет в помощь учителю истории

Дата публикации: 2017-11-13 20:20:28
Статью разместил(а):
Степанова Ирина Анатольевна

Интернет в помощь учителю истории

Автор: Степанова Ирина Анатольевна

учитель истории

МБОУ «СОШ №6» г. Нягани им. А.И. Гордиенко

 

Для многих пользователей Интернета история – увлекательное путешествие во времени или как модно выражаться сегодня - хобби. Ведь раньше мы себе не представляли, что без особого труда сможем находить интереснейший материал, который был ранее нам не доступен. И имен­но на любителей рассчитано большинство «поисковиков».

Сегодня преподавать историю в школе интересно как никогда и тем, кто этим занимается профессионально можно порекомендовать начать работу с каталога Российского Общеобразовательного Портала (http://www.school.edu.ru) или раз­дела «История» Интернет-проекта «СОМ - В помощь учителю» (http://som.fio.гu). Хотя, конечно, и эти порталы не в состоянии охватить все богатство современного Интернета.

Библиотеки. Использование ресурсов электронных библиотек во многом ре­шает проблему дефицита специальной литературы и источников (особенно в регионах), позволяет учителям и учащимся существенно расширить круг привлекаемой к занятиям литературы.

В электронных библиотеках исторических факультетов институтов и университетов (http://www.hist.msu.гu/ER) выставляется огромное количество различных текстов по отечественной и всеобщей истории, в первую очередь тех, которые широко используются в историческом образовании -  законы Хаммурапи, Салическая правда, «Русская правда», Соборное уложение, произведения М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина и др. Другой приоритет отбора источников - долгое отсутствие переизданий. На этих сайтах представлены наибо­лее полные коллекции ссылок на тексты исторических источни­ков на русском языке, размещенных еще где-либо в Интернете (http://www.hist.msu.гu/ER/sources.htm), (http://lib.ru/HISTORY). На сайте есть исследования (в основном публицистического характера), тексты источников, ссылки на дру­гие библиотеки.

В массивном Интернет-хранилище Российской Государственной библиотеки (http://rsl.ru) особый интерес вызывают полнотексто­вые электронные ресурсы: книги, диссертации, авторефераты, кар­ты и ... коллекции плакатов.

Значимую для педагогов информацию предоставляет Государ­ственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (http://www.gnpbu.ru) каталог которой отражает все поступления в библиотеку с 1994 г., в том числе новые учебные программы, посо­бия и учебники по истории. Более 10 тыс. интереснейших материалов гуманитарного профиля собрано в библиотеке портала (http://www.auditorium.ru). Большинство исторических библиотек в Интернете имеет ярко 6ыраженный тематический характер. Так, (http://miriobiblion.narod.ru) собраны произведения античных и византийских авторов; (http://www.geocities.com/stoglav) - литература Руси X-XVII 1313, а в собрании сайта (http://thietmar.narod.ru/Ssylki.htm) - работы средневековых авторов.

Военная литература (http://militera.lib.ru) - это уникальное соб­рание текстов, имеющих отношение к военной истории и истории войн. Первоисточники, архивные документы, мемуары, исследова­ния, проза и поэзия, биографические работы, пропагандистские материалы, статьи, книги по истории техники и оружия, уставы и наставления и т.д. Множество книг по военной истории собрано и в Военной библиотеке Федорова (http://www.warlib.ru).

Библиотека думающего о России (http://www.patriotica.ru/subjects/ stalinism.html) предлагает, в основном, материалы мемуарного ха­рактера.

Множество интересных источников содержит электронная биб­лиотека Российский мемуарий (http://fershal.narod.rujIndex.htm).

Древняя история мира (http://www.earth-history.com) где представ­лена электронная библиотека исторических источников от вави­лонских глиняных табличек до Библии с комментариями.

Значительное число полезных для учителя истории материалов содержится на сайтах различных вузов страны. Здесь и правила приема, и репетиционные экзамены, и проверочные тесты. Подоб­ного рода информация необходима как абитуриентам (выбор учеб­ного заведения становится более осознанным), так и учителям старших классов (появляются новые ориентиры). Становится воз­можным Интернет-взаимодействие с выбранным вузом (перепис­ка, совместные проекты, консультации ...). На сайте исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru) представле­на информация о факультете и кафедрах, учебных курсах и иссле­довательских направлениях. На сайте исторического факультета Ярославского государствен­ного педагогического университета (http://www.history.yar.ru) отра­жена библиография, представлены тексты источников, ряда книг, некоторые лекционные курсы и методические пособия.

Алтайский университет (http://hist.asu.ru) - родина ассоциации «История и компьютер». Конечно, присутствует информация о структуре факультета с изложением научных тем, над которыми идет работа на разных кафедрах, о проводящихся на факультете конференциях, правилах приема студентов. На сайте также вы­ставлены учебно-методические пособия, методические материалы, программы читаемых на факультете курсов и т.д. В большой степени на сайте отражены материалы по всеобщей истории.

На сайте Российского государственного гуманитарного универси­тета (РГГУ) (http://www.rsuh.ru) представлена информация по фа­культетам и научным центрам, выставлены сведения о конферен­циях и защитах диссертаций; публикациях университета. Дана под­робная информация для абитуриентов и - множество учебно-­методических материалов по различным периодам российской и всеобщей истории.

Музеи. Возможности виртуального музея достаточно велики. В первую очередь, это раз­личные варианты виртуальных экскурсий. Интересно, когда школь­никам предлагается знакомство с экспонатами, предваряющее по­сещение обычного музея. Возможен вариант обсуждения ресурсов после проведения экскурсии. Важно, чтобы визуальная информация дополнялась вопросами и заданиями, выделением тех деталей, которые затруднительно увидеть во время обычной экскурсии.

«Точкой входа», на сайты многих музеев может стать портал Музеи России (http://www.museum.ru). Сайт имеет ссылки и на сайты зарубежных музеев. Постоянно об­новляется информация о проходящих научных конференциях и выставках.

Виртуальный музей Первобытное искусство (http://vm.kemsu.ru) состоит из 6 «залов». Каждый посвящен определенному историче­скому периоду (от палеолита до бронзового века и скифов). Под­робные статьи сопровождаются иллюстративным материалом, ко­торый позволяет представить историко-археологические памятни­ки в их естественном ландшафтном контексте и показать в разных ракурсах и гипотетических реконструкциях. Имеется каталог с ал­фавитным поиском.

С «древностей кремлевского холма» начинается, и экспозиция Музея-заповедника «Московский Кремль» (http://www.kreml.ru). Его материалы позволяют узнать историю Московского Кремля, провести виртуальную экскурсию по музейной коллекции.

Виртуальная экспозиция Третьяковской галереи (http://www.tretyakov.ru) также позволяет провести заочную экскурсию по боль­шинству из 62 залов музея. Сайт (httр://www.hеrmitаgе.ru) первого музея России - Эрмита­жа - выгодно отличается качеством изобразительного материала. На сервере музея разместились раздел последних эрмитажных но­востей и рассказ о выставках, экскурсиях и лекциях, проводимых в Эрмитаже. Реализована возможность виртуальной экскурсии. При этом план такой экскурсии, а также тщательность рассмотрения экспонатов выбирает сам посетитель. Интересную работу проводит и школьный отдел Эрмитажа. Сайт находится в состоянии актив­ного развития.

Можно «посетить» и зарубежные музеи, например, Лувр, вир­туальные экскурсии по которому доступны (http://www.louvre.fr/ francais/visite/ager/ager _ f.htm).

Сайт музея Кижи (http://www.soros.karelia.ru/projects/Kizhi/index.html) помогает не только ознакомиться с памятниками архитектуры, но и самому спланировать виртуальную экскурсию по 11 предлагаемым маршрутам.

Большинство официальных серверов областных центров тоже стремятся показать свои музейные ценности. История прикладного искусства Новгорода уходит своими корнями в глубокую древность. Когда возникла новгородская пись­менность и были обнаружены первые берестяные грамоты? Что такое вислые печати, в чем особенность иконописных работ древ­него Новгорода? Ответы на эти и другие вопросы, как и описания и изображения уникальных работ, присутствуют сразу на несколь­ких Интернет-проектах (http://www.novgorod.ru/rus/hist).

Подводя итоги этого подраздела, следует сказать, что в 2005 г. стартовал проект Школьные музеи в Интернете (http://www. npstoik.ru/museum), призванный помочь школьным музеям в создании собственных Интернет-представительств.

В Интернете также представлены различные курсы лекций по исто­рии. Их фрагменты могут быть использованы и во время уроков, и при организации исследовательских проектов (http://lants.tellur.ru/history/k1assics.htm).

Особое место в Интернете занимают сайты периодических из­даний - газет и журналов. Использование этих ресурсов позволя­ет существенно сэкономить на подписке и обратиться к старым (иногда уникальным) изданиям. Кроме того, некоторые газеты и журналы существуют только в электронном виде, их сайты дают пользователю дополнительные возможности (форумы, телеконфе­ренции и т.д.), (http://www.lseptember.ru), (http://his. Iseptember.ru).

Сайт Старые газеты (http://oldgazette.narod.ru) - это не памят­ник эпохе СССР, не надгробный камень и не эпитафия ... Скорее, это театр. Театр, в котором постоянно меняются темы и декорации, режиссеры и актеры, меняется даже зритель, ибо тогда эти газеты воспринимались не так, как сейчас.

Некоторые исторические журналы тоже имеют собственные сайты. Так, читатели журнала «Родина» (http://www.istrodina.com) могут заказать на сайте электронные версии интересующих мате­риалов (http://www.zaimka.ru), (http://www.hist.ru), (http://www.historia.ru), (http://www.znanie-sila.ru).

Научные исследования. Такие ресурсы являются незаменимыми при работе в классах с углубленным изучением истории: появляется возможность участия школьников в научной работе.

Важнейшие новости науки можно регулярно узнавать на стра­ницах проекта Научная сеть (http://www.nature.ru). С учетом вы­бранной пользователем сферы научных интересов, можно познако­миться с анонсами конференций, биографиями ученых, дипломными работами и диссертациями, популярными и словарными статьями, а также рефератами. После регистрации на сайте можно писать комментарии к сообщениям.

Коллекции методических разработок. В Интернете все более активно представляется и учительский опыт. К сожалению, несмотря на прилагаемые усилия, какой-то общей системы выявления лучших образцов в масштабе всей стра­ны пока не существует: лишь малая часть школьных сайтов актив­но презентует опыт своих преподавателей. Поэтому очень многое зависит от редакторов уже имеющихся методических коллекций.

Еще раз хочется обратить внимание на Интернет-проект Сетевое объединение методистов (СОМ) - в помощь учителю (http://som.fio.ru). Раздел «История» СОМа включает насыщенную и систематизиро­ванную базу материалов учебно-методического назначения (всего около 3500 наименований). Структура подразделов на СОМе по­зволяет учителю получить всю необходимую для профессиональ­ной деятельности информацию. Сайт предоставляет широкие воз­можности для профессионального общения педагогов: регулярно выходят информационно-методические и тематические рассылки, работают форум и дискуссионный лист, проводятся тематические чаты и конкурсы; на вопросы, заданные посетителями сайта по электронной почте, специалисты СОМа отвечают оперативно и содержательно.

Интересные варианты использования информационных техно­логий в проектной деятельности представлены на российской вер­сии международного проекта Сеть творческих учителей (http://it-n.ru). В рамках проекта работает несколько виртуальных сообществ учителей истории и общественных дисциплин. Все сайты, содержащие методические коллекции, имеют свои особенности. Так, проект А.И. Чернова из Москвы Компьютер на уроках истории, обществознания и права (http://lesson-history. narod.ru) ориентирован на презентационные сопровождения уро­ков, а на сайте Искусство (http://art.ioso.ru) содержатся методиче­ские разработки, помогающие интегрировать уроки истории и ми­ровой художественной культуры.

Всеобщая история. История Древнего мира

Обзор Интернет-ресурсов по истории Древнего мира начнем с сайтов, непосредственно ориентированных на включение в учеб­ный процесс, использование которых не вызовет больших трудно­стей у учителя.

Методические рекомендации по преподаванию истории перво­бытности содержатся в работе А. Лукьянова «Всемирная история для школьников.  (http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id= 10006785).

Интересно и удобно для пользователя выполнены электронные приложения к учебникам для 5 класса В. Уколовой, Л. Маринович «История Древнего мира» (http://www.ancienthistory.spb.ru).

Архив великолепного сайта Древний мир (http://zipsites.ru/pravo/ancient) содержит краткую информацию о цивилизациях древно­сти. Есть сведения про все регионы Древнего Востока, античное Средиземноморье и даже про цивилизацию майя. В описании каж­дой цивилизации - самые основные сведения. Поэтому сайт хо­рош в первую очередь для начального знакомства с историей той или иной страны. Общие разделы сайта - «Карты», «Личности», «Хрестоматия». Последний раздел содержит очень краткую, но существенную информацию. Что же касается карт, они практи­чески без обработки могут быть использованы на соответствую­щих уроках. Грандиозный портал Кемет - История Древнего Египта, к сожа­лению, доступен лишь в архивной версии (http://www.zipsites.ru/pravo/kemet). Здесь содержится большое количество текстов. Во-­первых, это раздел «Переводы древних текстов» (выставлены мир­ный договор Рамсеса II с хеттами, поучение царя Аменемхета I, посмертные автобиографические надписи, перевод надписи Розеттскоro камня и т.д.).

Другой раздел сайта - «Библиография» содер­жит большую аннотированную библиографию книг о Древнем Египте на русском языке. На сайте также выставлено большое ко­личество статей и собираются новости археологии и исследований, взятые автором из различных источников массовой информации, ­прежде всего с ежедневных информационных сайтов. Есть хроно­логический список царей с краткими комментариями об их прав­лениях, разбивкой по династиям и эпохам (хронология доводится до правления Клеопатры).

На сайте много качественных иллюстра­ций. Организованы Фото- и картинная галерея; виртуальный музей с изображениями статуэток и других экспонатов, находящихся в разных музеях мира. Есть раздел, в котором размещены географи­ческие карты Египта разных эпох. На одной из страниц в архивном виде выложены видеоролики - их можно перекачать на свой ком­пьютер и просмотреть. Для школьников очень интересными будут древнеегипетские игры. Есть даже раздел со специализированными компьютерными программами, включая программу с записью зву­ка древнеегипетской трубы из захоронения Тутанхамона. В целом можно характеризовать этот сайт как один из наиболее содержа­тельных, интересных и аккуратных по исторической тематике.

Англоязычный сайт (http://www.bgf1.org/bgf1/cиstom/resources_ftp/client_ftp/ks2/history/egyptians/index.htm) позволит организовать занима­тельное виртуальное путешествие по стране пирамид.

Древний Рим. Самый масштабный проект по данной тематике - сайт Исто­рия Древнего Рима (http://ancientrome.ru). Основное его содержа­ние - статьи и публикации исторических источников. В разделе «Античная литература» собрана богатая электронная библиотека переводов античных авторов, в том числе представлены «История» Геродота, «Римская история» и «Гражданские войны» Аппиана, не­которые книги «Анналов» Тацита и «Истории Рима» Тита Ливия. Статьи современных исследователей разбиты по разделам: «Общественный строй и государство», «Армия и военное дело», «Римское право», «Общественная культура и быт», «Новости археологии». Есть материалы по искусству и архитектуре античного Рима. Пред­ставлена большая коллекция изображений и описаний античных монет.

Из зарубежных сайтов можно порекомендовать (http://www.roman-empire.net) и (http://www.exovedate. com/ancient_timeline_one.html). Каждый из этих ресурсов содержит большое количество как текстового, так и изобразительного мате­риала.

Карты по истории Древнего Рима можно найти в коллекции проекта (http://abuss.narod.ru/Biblio/mapsl.htm) и на сайте (http://darkwing.uoregon.edu/Eatlas).

История Средних веков.  Один из разделов сайта Странный научный мир посвящен Средневековью (http://scientist.nm.ru/midindex.html). Представлены ил­люстрированные очерки об истории католической церкви и кре­стовых походов, Столетней войне и инквизиции ... Особую методи­ческую ценность представляет уникальная подборка исторических карт этого периода, а также страница «Музыка Средних веков».

Сайт тоже город (http://tgorod.go.ru) позво­ляют учителю, например, организовать виртуальную экскурсию по средневековому городу, а созданные по эскизам профессионалов рыцарские доспехи займут достойное место в школьных историче­ских постановках и ролевых играх.

Сайт Великая французская революция (http://liberte.newmail.ru) встречает каждого посетителя вполне уместной «Марсельезой». В рамках проекта представлено семь содержательных и три слу­жебных раздела: «Статьи из энциклопедий», «Хроника Великой французской революцию», «Политические деятелю», «Карты», «Литература» и «Наши публикации». В последнем находится более 200 книг, статей, документов, относящихся к изучаемой пробле­матике.

История Наполеоновских войн: кампании 1806-1813гг, важ­нейшие сражения, карты нашли свое отражение на сайте (http:/www.napoleon-online.com). По­дробно рассматриваются армии противников: командующие, состав, обзор различных формирований (кавалерия, артиллерия, пехота), потери в битвах, вооружение, обмундирование, награды, повсе­дневная жизнь солдат;

История Первой мировой войны описана на специализирован­ном сайте (http://www.worldwarl.com).

Новейшая история. Центральное событие ХХ в. - Вторая мировая война - пред­ставлено в сети Интернет многими сайтами и web-страницами. Специальный сайт-каталог (http://world-war2.chat.ru) содержит многочисленные ссылки на ресурсы Интернета по данной про­блеме, Великая война (http://www.dio.ru/great_war) представляет историю Второй мировой войны: крупнейшие сражения в Африке, Европе и на Тихом океане, а также обзор вооружения и бронетех­ники. Здесь же собран ряд важных персоналий, имеется коллекция фотографий. Документы об отношениях между нацистской Германи­ей и Советским Союзом в период Второй мировой войны представ­лены на англоязычном сайте (http://www.yale.edu/lawweb/avalon/ nazsov/nazsov.htm).

Фотоальбом, художественная галерея, Холокост глазами де­тей -  вот основные темы проекта Холокост в искусстве - галерея в Интернете (http://holocaust2001.narod.ru/holocaust_rиssian/index_ russia n.html). Обширные материалы по истории Холокоста есть и на сайте (http://remember.org), а на сайте (http://holocaust.ioso.ru/history/index.htm) - учебно-методические материалы к факультативному курсу.

Отечественная история.  Фотогалерея языческих праздников, материалы и статьи, по­лезные ссылки по теме есть на сайте Славянское язычество (http:// paganism.ru), а информация о дохристианской культуре славян ­на сайте Курган (http://www.kurgan.kiev.ua).

Интересная коллекция из 165 картин русских художников с сю­жетами на темы отечественной истории размещена в Картинной галерее Александра Петрова (http://art-rus.narod.ru). Имеется раздел с русскими народными песнями MIDI. В Виртуальном каталоге икон (http://www.wco.ru/icons) представлены иллюстрации икон Древ­ней Руси XI-XVI ВВ., иконопись древних Новгорода, Пскова, Твери, литература по иконографии, изображения некоторых икон из кол­лекции художника П. Корина.

Сайт Древнерусская литература (http://www.pisatel.org/old) со­держит только средневековые русские тексты. Сюда отбираются наиболее известные и многократно изданные памятники русской литературы, причем: чаще всего в литературных переводах, хотя для некоторых текстов есть и оригинальные версии. Тексты выставле­ны полностью. Среди представленных произведений - Лихачевский перевод «Повести временных лет», «Житие протопопа Аввакума», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина».

Очень много полезных (особенно в методическом плане) мате­риалов размещено в рамках проекта «Страна Гардарика» (http://www. еdu.nsu.ru/~gardarika). «Русская правда» удостоилась специального сайта, где анализируется и ее история, и сам текст документа с пра­вовой точки зрения (http://truthrus.ehat.ru). Сайт представляет интерес, прежде всего для использования при углубленно-профильном обучении в старшей школе.

На сайте Русь древняя и удельная (http://avorhist.narod.ru) со­держится разноплановая литература и источники, а определенное осмысление происходивших в то время процессов - в историче­ском Интернет-альманахе «Русь средневековая» (http://medievalrus. narod.ru).

Исторические карты по данному периоду представлены в коллек­циях В. Николаева (http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html), (http://lants.tellur.ru/history/maps), (http:// lesson-history.narod.ru/maprl.htm). 

Интересен сайт «Россия - это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век» (http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/put.cgi?item=6r1450r040325154633).

При изучении более позднего времени можно обратиться к учебно-методическому комплексу С. Степанова «Сословно-пред­ставительная монархия XVII в.» (http://stepanov01.narod.ru/history/history00.htm), (http://school.ort.spb.ru/library/projects2003/zhuvesh/firs t.html).

Истории Семилетней войны посвящен специализированный сайт (http://www.militaryheritage.comj7yrswar.htm) а развитию оте­чественной науки в XVIII в. ресурс Михаил Васильевич Ломоносов (http://www.lomonosov-diplom.narod.ru/index.htm).

Сайт Российского дворянского собрания (http://www.rds.org.ru) предоставляет учителю широкие возможности воспользоваться документами, новостями, материалами по истории дворянских родов и при написании научных работ.

Интернет-проект «1812 г.» (http://www.museum.ru/museum/1812) содержит более 3 тыс. файлов, в которых сконцентрированы Документы о войне 1812 г. Это очень качественный тематический ре­сурс по отечественной истории, содержащий самую разную инфор­мацию, имеющую отношение к событиям Отечественной войны 1812 г. Наибольшую ценность представляет библиотека проекта, содержащая следующие разделы: «Мемуары и письма», «Современ­ные документы» (например, рапорты русских военачальников о Бородинской битве, «Афиши 1812 года» московского главнокоман­дующего Ф.В. Ростопчина, завещание Наполеона и т.д.), «Научно­-историческая литература», «Исторические романы и повести», «Стихи и эпиграммы». В разделе научной литературы много авто­ритетных исследований. На сайте есть виртуальная картинная галерея, биографические сведения о военачальниках времени Отечественной войны, статьи в разделе «Армия и воору­жение» и т.д. Часть материалов можно заказать на CD-RОМе.

Закономерный интерес вызывает история восстания декабри­стов. В Интернете имеется виртуальный Музей декабристов (http://decemb.hobby.ru). Это тематический сайт, посвященный всему, что связано с восстанием 1825 г. В разделе «Архив» представлены все важнейшие источники по истории восстания декабристов - «Рус­ская правда» П. Пестеля и проект Конституции Н. Муравьева, уставы декабристских обществ, законы и манифесты, относящиеся ко вступлению на престол Николая I, следственные материалы по делу декабристов. В разделе «Мемуары» - воспоминания участни­ков восстания и жен декабристов. Другие разделы сайта - «Статьи», «Алфавит» (биографии декабристов), «Галерея», «Декабристы гла­зами судей» и т.д. Значительный интерес представляет раздел «Взгляд с той стороны», где декабристы представлены глазами следователей и судей.

Интереснейший и очень простой в навигации проект Россий­ская империя в фотографиях (http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?pg=O&kk=bOlaI9b8e3) содержит подборку из почти 2 тысячи уникальных фотографий, систематизированных по 37 разделам.

Военная история отражена на сайте Дедовские войны (http:// grandwar.kulichki.net), где имеются материалы о Кавказской, Крымской, Русско-турецкой 1877-1878 гг. войнах, приведены биб­лиография, карты, тексты военных песен. Есть и ресурс, повест­вующий об истории флота: Военно-морская история 1855-1945гг. (http://www.tsushima.org.ru). А Павел Степанович Нахимов удосто­ился персонального сайта (http://nakhimov.boom.ru). Фотографии времен Крымской войны: пехоты, кавалерии, офицерского и гене­ральского состава войск Англии, Франции и Турции, наград за войну, коллекция мундирных пуговиц того времени нашли отраже­ние на страницах сайта Крымская война 1853-1856 гг. в фотографи­ях и раритетах (http://www.crimeawar.hl0.ru).

Восстановленные по новейшим технологиям цветные фото­снимки, сделанные С.М. Прокудиным-Горским в 1910-1916 гг. и хранящиеся в библиотеке Конгресса США, представляют видовую и жанровую съемку, документальные кадры Первой мировой войны, фотоальбом национальных окраин России. Проект так и назы­вается: Дореволюционная Россия в фотографиях С.М. Прокудина­-Горского (http://www.loc.gov/exhibits/empire/object.htm1).

Сразу несколько сайтов раскрывают проблематику Русско­-японской войны 1904-1905 гг. Это: Русский флот 1904-1905 гг. (http://sarto.narod.ru) и Война с Японией: 100 лет спустя (документы и материалы) (http://www.japantoday.ru/voina).

Материалы по русской культуре начала ХX в. размещены на сайте Серебряного века силуэт ... (http://www.silverage.ru) и в спра­вочнике Русская культура ХХ века (http://www.ruslit-XX.ru/ruslit2/guest/index.html).

Сайт Последний император (http://imperator.spbnews.ru) представ­ляет видеорепортаж о захоронении ceмьи Николая II и публикации на эту тему.

Разработчики проекта Белая гвардия (http://www.whiteforce.newmail.ru) хотят организовать сайт, содержащий максимально возможную информацию о белогвардейском движении. Структура сайта включает множество очень интересных разделов: «Мемуары», «Белогвардейское законодательство», «Художественная литература о Белой гвардии», «Ордена и награды», «Знамена и штандарты», «Хронология», «Фотогалерея» (где планируется также выставление биографий высших офицеров). Задуман раздел, где будет база данных о белогвардейских полках.

Общее количество Интернет-ресурсов, связанных с историей Великой Отечественной войны, исчисляется тысячами. Соответст­венно, выявляются различные варианты использования Интернет-­ресурсов в урочной и внеурочной деятельности по предмету (http://WWW.pobeda-60.ru), (http://www.may9.ru/ru) - официальный сайт медиаобеспечения, (http:// www.9may.ru/inform) публикует полные тексты сводок Совинформ­бюро, свидетельства участников войны, фронтовые фотографии, плакаты и даже песни военных лет. На сайте (http://victory.rusarchives.ru) разме­щены архивные фотодокументы. Основу экспозиции составили материалы из фондов специализированных архивов.

Целый ряд сайтов посвящен отдельным этапам и даже эпизо­дам войны.

Битва за Москву (http://www.serpukhov.su/dima/war). Ленинград. Блокада. (http://blokada.otrok.ru), (http://lenbat.narod.ru), история Сталинградской битвы (http://www.stalingrad.com.ru), (http://www.stalingrad.ws). Есть любопытная фо­тоэкспозиция «Солдатский быт». Вы увидите, как происходила доставка еды на позиции, как трудились парикмахеры в окопах, как работала фронтовая прачечная. Официальный сайт государст­венного учреждения культуры «Историко-мемориальный ком­плекс, (http://battle.volgadmin.ru), курская битва (http://kursk60.narod.ru), (http:// www.bsu.edu.ru:8834), (http://www.ugz-front.hl.ru).  Размещены материалы о со­бытиях каждого дня, краткий биографический справочник, фото­графии и песни военных лет.

Поиск советских граждан, пропавших без вести в годы Второй мировой войны на территории Германии, проходит и через сайт Вторая мировая. Имена и судьбы (http://mitglied.lycos.de/ww2memoria1). Электронная книга памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом 1941-1945 (http://www22.brinkster.com/zasalex). предусматривает увековечение памяти 205 тыс. воинов-евреев, по­гибших, пропавших без вести, умерших от ран на фронтах Второй мировой войны.

В Общественной молодежной организации «Объединение «Отече­ство» Республики Татарстан и Межрегиональном информационно­ поисковом центре (http://otechestvo.ipian.kazan.ru/index.htm) создана компьютерная база данных, включающая более 2 млн имен погибших воинов, составленную по данным архивов Книгу Памяти регионов России, запросы родственников погибших, результаты поисковых экспедиций и т.д. Имеются электронные справочники полевых почт, воинских частей времен Великой Отечественной войны.

Серьезное отношение к работе в Интернете предполагает пере­ход от концепций «найти хоть что-нибудь» и «найти все, что есть» к задаче получить только нужные документы, максимально соответ­ствующие теме запроса. В сети Интернет находятся около 6 млрд. документов, и при отсутствии знаний в области поиска информации успешность работы становится значительно ниже.

Вместе с тем практически все крупные темы школьных курсов истории и обществознания находят то или иное отражение при по­мощи Интернет-ресурсов. Различие в их качественных и объем­ных характеристиках, а также наличие дополнительных сервисных услуг позволяет генерировать разнообразные методические прие­мы использования новых информационных технологий в школь­ной практике.

Литература:

1.               http://avorhist.narod.ru/ - на сайте «Русь древняя и удельная» предс­тавлены литература и источники по следующим направлениям: исто­рия Руси с древнейших времен до конца ХУН в., история христиан­ства, теория и методология истории.

2.               http://decemb.hobbv.ru/ - виртуальный «Музей декабристов» содер­жит иллюстративно-документальный материал по истории движения декабристов.

3.               http://ekaterina2.bnd.ru - сайт посвящен Екатерине Великой.

4.               http://rusimper.narod.ru/about.html - сайт содержит биографии всех российских императоров, биографии известных политических деятелей, великих русских композиторов, писателей, ученых Российской импе­рии.

5.               http://el.integrum.ru  - на сайте размещен электронный архив исто­рических документов.

6.               http://it-n.ru

7.               http://lesson-history.narod.ru

8.               http://narovo1.narod.ru/  - сайт посвящен истории «Народной воли».

9.               http://old-rus.narod.ru/index.html - на сайте представлены более 300 произведений русской литературы до конца ХVII в.

10.            http://rurik.genea1ogia.ru/  - сайт посвящен генеалогии Рюриковичей. http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtm1  - на сайте представлена энциклопедия «Династия Романовых».

11.            http://schoo1.ho1m.ru/predmet/history/russia  - сайт содержит материа­лы по истории России с древности до 1917 r.

12.            http://som.fio.ru  - сайт «В помощь учителю»

13.            http://vivovoco.nns.ru/VV.PAPERS/NYE/EIDELMAN.htm  - на сайте содержатся труды и интервью Н. Я. Эйдельмана.

14.            http://www.museum.ru/museum/1812/prj1812.htm1 -сайт «Проект «1812 год».

15.            http://www.ancienthistory.spb.ru

16.            http://www.dvaveka.pp.ru/  - сайт «Два века» посвящен событиям XVIII - XIX вв.

17.            http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm  - сайт содержит информацию и электронные версии монографий по истории России XV в.

18.            http://www.hist.msu.ru/ER/Etextlindex.html - электронная библиоте­ка источников исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

19.            http://som.fio.rusubiect.asp?id=10000189  - сайт Федерации интернет­образования «В помощь учителю».

20.            http://www.historv.ru/histr.htm  - сайт «Клио софт» содержит мульти­медийный учебник по истории России XIX в., методические рекомен­дации для учителей.

21.            http://www.hronos.km.ru/  - сайт «Хронос» содержит сведения по отечественной и всемирной истории.

22.            http://www.mtu-net.ru/shadows/project / - на сайте опубликованы ма­териалы по истории государства Российского в памятниках архитекту­ры и градостроительства.

23.            http://www.school.edu.ru

24.            http://www.thietmar.narod.ru/  - сайт «XIII в.» посвящен военной и политической истории Средневековья.

25.            http://www.tretyakov.ru 

.  .  .