Интернет в помощь учителю истории
Интернет в помощь учителю истории
Автор: Степанова Ирина Анатольевна
учитель истории
МБОУ «СОШ №6» г. Нягани им. А.И. Гордиенко
Для многих пользователей Интернета история – увлекательное путешествие во времени или как модно выражаться сегодня - хобби. Ведь раньше мы себе не представляли, что без особого труда сможем находить интереснейший материал, который был ранее нам не доступен. И именно на любителей рассчитано большинство «поисковиков».
Сегодня преподавать историю в школе интересно как никогда и тем, кто этим занимается профессионально можно порекомендовать начать работу с каталога Российского Общеобразовательного Портала (http://www.school.edu.ru) или раздела «История» Интернет-проекта «СОМ - В помощь учителю» (http://som.fio.гu). Хотя, конечно, и эти порталы не в состоянии охватить все богатство современного Интернета.
Библиотеки. Использование ресурсов электронных библиотек во многом решает проблему дефицита специальной литературы и источников (особенно в регионах), позволяет учителям и учащимся существенно расширить круг привлекаемой к занятиям литературы.
В электронных библиотеках исторических факультетов институтов и университетов (http://www.hist.msu.гu/ER) выставляется огромное количество различных текстов по отечественной и всеобщей истории, в первую очередь тех, которые широко используются в историческом образовании - законы Хаммурапи, Салическая правда, «Русская правда», Соборное уложение, произведения М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина и др. Другой приоритет отбора источников - долгое отсутствие переизданий. На этих сайтах представлены наиболее полные коллекции ссылок на тексты исторических источников на русском языке, размещенных еще где-либо в Интернете (http://www.hist.msu.гu/ER/sources.htm), (http://lib.ru/HISTORY). На сайте есть исследования (в основном публицистического характера), тексты источников, ссылки на другие библиотеки.
В массивном Интернет-хранилище Российской Государственной библиотеки (http://rsl.ru) особый интерес вызывают полнотекстовые электронные ресурсы: книги, диссертации, авторефераты, карты и ... коллекции плакатов.
Значимую для педагогов информацию предоставляет Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (http://www.gnpbu.ru) каталог которой отражает все поступления в библиотеку с 1994 г., в том числе новые учебные программы, пособия и учебники по истории. Более 10 тыс. интереснейших материалов гуманитарного профиля собрано в библиотеке портала (http://www.auditorium.ru). Большинство исторических библиотек в Интернете имеет ярко 6ыраженный тематический характер. Так, (http://miriobiblion.narod.ru) собраны произведения античных и византийских авторов; (http://www.geocities.com/stoglav) - литература Руси X-XVII 1313, а в собрании сайта (http://thietmar.narod.ru/Ssylki.htm) - работы средневековых авторов.
Военная литература (http://militera.lib.ru) - это уникальное собрание текстов, имеющих отношение к военной истории и истории войн. Первоисточники, архивные документы, мемуары, исследования, проза и поэзия, биографические работы, пропагандистские материалы, статьи, книги по истории техники и оружия, уставы и наставления и т.д. Множество книг по военной истории собрано и в Военной библиотеке Федорова (http://www.warlib.ru).
Библиотека думающего о России (http://www.patriotica.ru/subjects/ stalinism.html) предлагает, в основном, материалы мемуарного характера.
Множество интересных источников содержит электронная библиотека Российский мемуарий (http://fershal.narod.rujIndex.htm).
Древняя история мира (http://www.earth-history.com) где представлена электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями.
Значительное число полезных для учителя истории материалов содержится на сайтах различных вузов страны. Здесь и правила приема, и репетиционные экзамены, и проверочные тесты. Подобного рода информация необходима как абитуриентам (выбор учебного заведения становится более осознанным), так и учителям старших классов (появляются новые ориентиры). Становится возможным Интернет-взаимодействие с выбранным вузом (переписка, совместные проекты, консультации ...). На сайте исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru) представлена информация о факультете и кафедрах, учебных курсах и исследовательских направлениях. На сайте исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета (http://www.history.yar.ru) отражена библиография, представлены тексты источников, ряда книг, некоторые лекционные курсы и методические пособия.
Алтайский университет (http://hist.asu.ru) - родина ассоциации «История и компьютер». Конечно, присутствует информация о структуре факультета с изложением научных тем, над которыми идет работа на разных кафедрах, о проводящихся на факультете конференциях, правилах приема студентов. На сайте также выставлены учебно-методические пособия, методические материалы, программы читаемых на факультете курсов и т.д. В большой степени на сайте отражены материалы по всеобщей истории.
На сайте Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) (http://www.rsuh.ru) представлена информация по факультетам и научным центрам, выставлены сведения о конференциях и защитах диссертаций; публикациях университета. Дана подробная информация для абитуриентов и - множество учебно-методических материалов по различным периодам российской и всеобщей истории.
Музеи. Возможности виртуального музея достаточно велики. В первую очередь, это различные варианты виртуальных экскурсий. Интересно, когда школьникам предлагается знакомство с экспонатами, предваряющее посещение обычного музея. Возможен вариант обсуждения ресурсов после проведения экскурсии. Важно, чтобы визуальная информация дополнялась вопросами и заданиями, выделением тех деталей, которые затруднительно увидеть во время обычной экскурсии.
«Точкой входа», на сайты многих музеев может стать портал Музеи России (http://www.museum.ru). Сайт имеет ссылки и на сайты зарубежных музеев. Постоянно обновляется информация о проходящих научных конференциях и выставках.
Виртуальный музей Первобытное искусство (http://vm.kemsu.ru) состоит из 6 «залов». Каждый посвящен определенному историческому периоду (от палеолита до бронзового века и скифов). Подробные статьи сопровождаются иллюстративным материалом, который позволяет представить историко-археологические памятники в их естественном ландшафтном контексте и показать в разных ракурсах и гипотетических реконструкциях. Имеется каталог с алфавитным поиском.
С «древностей кремлевского холма» начинается, и экспозиция Музея-заповедника «Московский Кремль» (http://www.kreml.ru). Его материалы позволяют узнать историю Московского Кремля, провести виртуальную экскурсию по музейной коллекции.
Виртуальная экспозиция Третьяковской галереи (http://www.tretyakov.ru) также позволяет провести заочную экскурсию по большинству из 62 залов музея. Сайт (httр://www.hеrmitаgе.ru) первого музея России - Эрмитажа - выгодно отличается качеством изобразительного материала. На сервере музея разместились раздел последних эрмитажных новостей и рассказ о выставках, экскурсиях и лекциях, проводимых в Эрмитаже. Реализована возможность виртуальной экскурсии. При этом план такой экскурсии, а также тщательность рассмотрения экспонатов выбирает сам посетитель. Интересную работу проводит и школьный отдел Эрмитажа. Сайт находится в состоянии активного развития.
Можно «посетить» и зарубежные музеи, например, Лувр, виртуальные экскурсии по которому доступны (http://www.louvre.fr/ francais/visite/ager/ager _ f.htm).
Сайт музея Кижи (http://www.soros.karelia.ru/projects/Kizhi/index.html) помогает не только ознакомиться с памятниками архитектуры, но и самому спланировать виртуальную экскурсию по 11 предлагаемым маршрутам.
Большинство официальных серверов областных центров тоже стремятся показать свои музейные ценности. История прикладного искусства Новгорода уходит своими корнями в глубокую древность. Когда возникла новгородская письменность и были обнаружены первые берестяные грамоты? Что такое вислые печати, в чем особенность иконописных работ древнего Новгорода? Ответы на эти и другие вопросы, как и описания и изображения уникальных работ, присутствуют сразу на нескольких Интернет-проектах (http://www.novgorod.ru/rus/hist).
Подводя итоги этого подраздела, следует сказать, что в 2005 г. стартовал проект Школьные музеи в Интернете (http://www. npstoik.ru/museum), призванный помочь школьным музеям в создании собственных Интернет-представительств.
В Интернете также представлены различные курсы лекций по истории. Их фрагменты могут быть использованы и во время уроков, и при организации исследовательских проектов (http://lants.tellur.ru/history/k1assics.htm).
Особое место в Интернете занимают сайты периодических изданий - газет и журналов. Использование этих ресурсов позволяет существенно сэкономить на подписке и обратиться к старым (иногда уникальным) изданиям. Кроме того, некоторые газеты и журналы существуют только в электронном виде, их сайты дают пользователю дополнительные возможности (форумы, телеконференции и т.д.), (http://www.lseptember.ru), (http://his. Iseptember.ru).
Сайт Старые газеты (http://oldgazette.narod.ru) - это не памятник эпохе СССР, не надгробный камень и не эпитафия ... Скорее, это театр. Театр, в котором постоянно меняются темы и декорации, режиссеры и актеры, меняется даже зритель, ибо тогда эти газеты воспринимались не так, как сейчас.
Некоторые исторические журналы тоже имеют собственные сайты. Так, читатели журнала «Родина» (http://www.istrodina.com) могут заказать на сайте электронные версии интересующих материалов (http://www.zaimka.ru), (http://www.hist.ru), (http://www.historia.ru), (http://www.znanie-sila.ru).
Научные исследования. Такие ресурсы являются незаменимыми при работе в классах с углубленным изучением истории: появляется возможность участия школьников в научной работе.
Важнейшие новости науки можно регулярно узнавать на страницах проекта Научная сеть (http://www.nature.ru). С учетом выбранной пользователем сферы научных интересов, можно познакомиться с анонсами конференций, биографиями ученых, дипломными работами и диссертациями, популярными и словарными статьями, а также рефератами. После регистрации на сайте можно писать комментарии к сообщениям.
Коллекции методических разработок. В Интернете все более активно представляется и учительский опыт. К сожалению, несмотря на прилагаемые усилия, какой-то общей системы выявления лучших образцов в масштабе всей страны пока не существует: лишь малая часть школьных сайтов активно презентует опыт своих преподавателей. Поэтому очень многое зависит от редакторов уже имеющихся методических коллекций.
Еще раз хочется обратить внимание на Интернет-проект Сетевое объединение методистов (СОМ) - в помощь учителю (http://som.fio.ru). Раздел «История» СОМа включает насыщенную и систематизированную базу материалов учебно-методического назначения (всего около 3500 наименований). Структура подразделов на СОМе позволяет учителю получить всю необходимую для профессиональной деятельности информацию. Сайт предоставляет широкие возможности для профессионального общения педагогов: регулярно выходят информационно-методические и тематические рассылки, работают форум и дискуссионный лист, проводятся тематические чаты и конкурсы; на вопросы, заданные посетителями сайта по электронной почте, специалисты СОМа отвечают оперативно и содержательно.
Интересные варианты использования информационных технологий в проектной деятельности представлены на российской версии международного проекта Сеть творческих учителей (http://it-n.ru). В рамках проекта работает несколько виртуальных сообществ учителей истории и общественных дисциплин. Все сайты, содержащие методические коллекции, имеют свои особенности. Так, проект А.И. Чернова из Москвы Компьютер на уроках истории, обществознания и права (http://lesson-history. narod.ru) ориентирован на презентационные сопровождения уроков, а на сайте Искусство (http://art.ioso.ru) содержатся методические разработки, помогающие интегрировать уроки истории и мировой художественной культуры.
Всеобщая история. История Древнего мира
Обзор Интернет-ресурсов по истории Древнего мира начнем с сайтов, непосредственно ориентированных на включение в учебный процесс, использование которых не вызовет больших трудностей у учителя.
Методические рекомендации по преподаванию истории первобытности содержатся в работе А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. (http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id= 10006785).
Интересно и удобно для пользователя выполнены электронные приложения к учебникам для 5 класса В. Уколовой, Л. Маринович «История Древнего мира» (http://www.ancienthistory.spb.ru).
Архив великолепного сайта Древний мир (http://zipsites.ru/pravo/ancient) содержит краткую информацию о цивилизациях древности. Есть сведения про все регионы Древнего Востока, античное Средиземноморье и даже про цивилизацию майя. В описании каждой цивилизации - самые основные сведения. Поэтому сайт хорош в первую очередь для начального знакомства с историей той или иной страны. Общие разделы сайта - «Карты», «Личности», «Хрестоматия». Последний раздел содержит очень краткую, но существенную информацию. Что же касается карт, они практически без обработки могут быть использованы на соответствующих уроках. Грандиозный портал Кемет - История Древнего Египта, к сожалению, доступен лишь в архивной версии (http://www.zipsites.ru/pravo/kemet). Здесь содержится большое количество текстов. Во-первых, это раздел «Переводы древних текстов» (выставлены мирный договор Рамсеса II с хеттами, поучение царя Аменемхета I, посмертные автобиографические надписи, перевод надписи Розеттскоro камня и т.д.).
Другой раздел сайта - «Библиография» содержит большую аннотированную библиографию книг о Древнем Египте на русском языке. На сайте также выставлено большое количество статей и собираются новости археологии и исследований, взятые автором из различных источников массовой информации, прежде всего с ежедневных информационных сайтов. Есть хронологический список царей с краткими комментариями об их правлениях, разбивкой по династиям и эпохам (хронология доводится до правления Клеопатры).
На сайте много качественных иллюстраций. Организованы Фото- и картинная галерея; виртуальный музей с изображениями статуэток и других экспонатов, находящихся в разных музеях мира. Есть раздел, в котором размещены географические карты Египта разных эпох. На одной из страниц в архивном виде выложены видеоролики - их можно перекачать на свой компьютер и просмотреть. Для школьников очень интересными будут древнеегипетские игры. Есть даже раздел со специализированными компьютерными программами, включая программу с записью звука древнеегипетской трубы из захоронения Тутанхамона. В целом можно характеризовать этот сайт как один из наиболее содержательных, интересных и аккуратных по исторической тематике.
Англоязычный сайт (http://www.bgf1.org/bgf1/cиstom/resources_ftp/client_ftp/ks2/history/egyptians/index.htm) позволит организовать занимательное виртуальное путешествие по стране пирамид.
Древний Рим. Самый масштабный проект по данной тематике - сайт История Древнего Рима (http://ancientrome.ru). Основное его содержание - статьи и публикации исторических источников. В разделе «Античная литература» собрана богатая электронная библиотека переводов античных авторов, в том числе представлены «История» Геродота, «Римская история» и «Гражданские войны» Аппиана, некоторые книги «Анналов» Тацита и «Истории Рима» Тита Ливия. Статьи современных исследователей разбиты по разделам: «Общественный строй и государство», «Армия и военное дело», «Римское право», «Общественная культура и быт», «Новости археологии». Есть материалы по искусству и архитектуре античного Рима. Представлена большая коллекция изображений и описаний античных монет.
Из зарубежных сайтов можно порекомендовать (http://www.roman-empire.net) и (http://www.exovedate. com/ancient_timeline_one.html). Каждый из этих ресурсов содержит большое количество как текстового, так и изобразительного материала.
Карты по истории Древнего Рима можно найти в коллекции проекта (http://abuss.narod.ru/Biblio/mapsl.htm) и на сайте (http://darkwing.uoregon.edu/Eatlas).
История Средних веков. Один из разделов сайта Странный научный мир посвящен Средневековью (http://scientist.nm.ru/midindex.html). Представлены иллюстрированные очерки об истории католической церкви и крестовых походов, Столетней войне и инквизиции ... Особую методическую ценность представляет уникальная подборка исторических карт этого периода, а также страница «Музыка Средних веков».
Сайт тоже город (http://tgorod.go.ru) позволяют учителю, например, организовать виртуальную экскурсию по средневековому городу, а созданные по эскизам профессионалов рыцарские доспехи займут достойное место в школьных исторических постановках и ролевых играх.
Сайт Великая французская революция (http://liberte.newmail.ru) встречает каждого посетителя вполне уместной «Марсельезой». В рамках проекта представлено семь содержательных и три служебных раздела: «Статьи из энциклопедий», «Хроника Великой французской революцию», «Политические деятелю», «Карты», «Литература» и «Наши публикации». В последнем находится более 200 книг, статей, документов, относящихся к изучаемой проблематике.
История Наполеоновских войн: кампании 1806-1813гг, важнейшие сражения, карты нашли свое отражение на сайте (http:/www.napoleon-online.com). Подробно рассматриваются армии противников: командующие, состав, обзор различных формирований (кавалерия, артиллерия, пехота), потери в битвах, вооружение, обмундирование, награды, повседневная жизнь солдат;
История Первой мировой войны описана на специализированном сайте (http://www.worldwarl.com).
Новейшая история. Центральное событие ХХ в. - Вторая мировая война - представлено в сети Интернет многими сайтами и web-страницами. Специальный сайт-каталог (http://world-war2.chat.ru) содержит многочисленные ссылки на ресурсы Интернета по данной проблеме, Великая война (http://www.dio.ru/great_war) представляет историю Второй мировой войны: крупнейшие сражения в Африке, Европе и на Тихом океане, а также обзор вооружения и бронетехники. Здесь же собран ряд важных персоналий, имеется коллекция фотографий. Документы об отношениях между нацистской Германией и Советским Союзом в период Второй мировой войны представлены на англоязычном сайте (http://www.yale.edu/lawweb/avalon/ nazsov/nazsov.htm).
Фотоальбом, художественная галерея, Холокост глазами детей - вот основные темы проекта Холокост в искусстве - галерея в Интернете (http://holocaust2001.narod.ru/holocaust_rиssian/index_ russia n.html). Обширные материалы по истории Холокоста есть и на сайте (http://remember.org), а на сайте (http://holocaust.ioso.ru/history/index.htm) - учебно-методические материалы к факультативному курсу.
Отечественная история. Фотогалерея языческих праздников, материалы и статьи, полезные ссылки по теме есть на сайте Славянское язычество (http:// paganism.ru), а информация о дохристианской культуре славян на сайте Курган (http://www.kurgan.kiev.ua).
Интересная коллекция из 165 картин русских художников с сюжетами на темы отечественной истории размещена в Картинной галерее Александра Петрова (http://art-rus.narod.ru). Имеется раздел с русскими народными песнями MIDI. В Виртуальном каталоге икон (http://www.wco.ru/icons) представлены иллюстрации икон Древней Руси XI-XVI ВВ., иконопись древних Новгорода, Пскова, Твери, литература по иконографии, изображения некоторых икон из коллекции художника П. Корина.
Сайт Древнерусская литература (http://www.pisatel.org/old) содержит только средневековые русские тексты. Сюда отбираются наиболее известные и многократно изданные памятники русской литературы, причем: чаще всего в литературных переводах, хотя для некоторых текстов есть и оригинальные версии. Тексты выставлены полностью. Среди представленных произведений - Лихачевский перевод «Повести временных лет», «Житие протопопа Аввакума», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина».
Очень много полезных (особенно в методическом плане) материалов размещено в рамках проекта «Страна Гардарика» (http://www. еdu.nsu.ru/~gardarika). «Русская правда» удостоилась специального сайта, где анализируется и ее история, и сам текст документа с правовой точки зрения (http://truthrus.ehat.ru). Сайт представляет интерес, прежде всего для использования при углубленно-профильном обучении в старшей школе.
На сайте Русь древняя и удельная (http://avorhist.narod.ru) содержится разноплановая литература и источники, а определенное осмысление происходивших в то время процессов - в историческом Интернет-альманахе «Русь средневековая» (http://medievalrus. narod.ru).
Исторические карты по данному периоду представлены в коллекциях В. Николаева (http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html), (http://lants.tellur.ru/history/maps), (http:// lesson-history.narod.ru/maprl.htm).
Интересен сайт «Россия - это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век» (http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/put.cgi?item=6r1450r040325154633).
При изучении более позднего времени можно обратиться к учебно-методическому комплексу С. Степанова «Сословно-представительная монархия XVII в.» (http://stepanov01.narod.ru/history/history00.htm), (http://school.ort.spb.ru/library/projects2003/zhuvesh/firs t.html).
Истории Семилетней войны посвящен специализированный сайт (http://www.militaryheritage.comj7yrswar.htm) а развитию отечественной науки в XVIII в. ресурс Михаил Васильевич Ломоносов (http://www.lomonosov-diplom.narod.ru/index.htm).
Сайт Российского дворянского собрания (http://www.rds.org.ru) предоставляет учителю широкие возможности воспользоваться документами, новостями, материалами по истории дворянских родов и при написании научных работ.
Интернет-проект «1812 г.» (http://www.museum.ru/museum/1812) содержит более 3 тыс. файлов, в которых сконцентрированы Документы о войне 1812 г. Это очень качественный тематический ресурс по отечественной истории, содержащий самую разную информацию, имеющую отношение к событиям Отечественной войны 1812 г. Наибольшую ценность представляет библиотека проекта, содержащая следующие разделы: «Мемуары и письма», «Современные документы» (например, рапорты русских военачальников о Бородинской битве, «Афиши 1812 года» московского главнокомандующего Ф.В. Ростопчина, завещание Наполеона и т.д.), «Научно-историческая литература», «Исторические романы и повести», «Стихи и эпиграммы». В разделе научной литературы много авторитетных исследований. На сайте есть виртуальная картинная галерея, биографические сведения о военачальниках времени Отечественной войны, статьи в разделе «Армия и вооружение» и т.д. Часть материалов можно заказать на CD-RОМе.
Закономерный интерес вызывает история восстания декабристов. В Интернете имеется виртуальный Музей декабристов (http://decemb.hobby.ru). Это тематический сайт, посвященный всему, что связано с восстанием 1825 г. В разделе «Архив» представлены все важнейшие источники по истории восстания декабристов - «Русская правда» П. Пестеля и проект Конституции Н. Муравьева, уставы декабристских обществ, законы и манифесты, относящиеся ко вступлению на престол Николая I, следственные материалы по делу декабристов. В разделе «Мемуары» - воспоминания участников восстания и жен декабристов. Другие разделы сайта - «Статьи», «Алфавит» (биографии декабристов), «Галерея», «Декабристы глазами судей» и т.д. Значительный интерес представляет раздел «Взгляд с той стороны», где декабристы представлены глазами следователей и судей.
Интереснейший и очень простой в навигации проект Российская империя в фотографиях (http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?pg=O&kk=bOlaI9b8e3) содержит подборку из почти 2 тысячи уникальных фотографий, систематизированных по 37 разделам.
Военная история отражена на сайте Дедовские войны (http:// grandwar.kulichki.net), где имеются материалы о Кавказской, Крымской, Русско-турецкой 1877-1878 гг. войнах, приведены библиография, карты, тексты военных песен. Есть и ресурс, повествующий об истории флота: Военно-морская история 1855-1945гг. (http://www.tsushima.org.ru). А Павел Степанович Нахимов удостоился персонального сайта (http://nakhimov.boom.ru). Фотографии времен Крымской войны: пехоты, кавалерии, офицерского и генеральского состава войск Англии, Франции и Турции, наград за войну, коллекция мундирных пуговиц того времени нашли отражение на страницах сайта Крымская война 1853-1856 гг. в фотографиях и раритетах (http://www.crimeawar.hl0.ru).
Восстановленные по новейшим технологиям цветные фотоснимки, сделанные С.М. Прокудиным-Горским в 1910-1916 гг. и хранящиеся в библиотеке Конгресса США, представляют видовую и жанровую съемку, документальные кадры Первой мировой войны, фотоальбом национальных окраин России. Проект так и называется: Дореволюционная Россия в фотографиях С.М. Прокудина-Горского (http://www.loc.gov/exhibits/empire/object.htm1).
Сразу несколько сайтов раскрывают проблематику Русско-японской войны 1904-1905 гг. Это: Русский флот 1904-1905 гг. (http://sarto.narod.ru) и Война с Японией: 100 лет спустя (документы и материалы) (http://www.japantoday.ru/voina).
Материалы по русской культуре начала ХX в. размещены на сайте Серебряного века силуэт ... (http://www.silverage.ru) и в справочнике Русская культура ХХ века (http://www.ruslit-XX.ru/ruslit2/guest/index.html).
Сайт Последний император (http://imperator.spbnews.ru) представляет видеорепортаж о захоронении ceмьи Николая II и публикации на эту тему.
Разработчики проекта Белая гвардия (http://www.whiteforce.newmail.ru) хотят организовать сайт, содержащий максимально возможную информацию о белогвардейском движении. Структура сайта включает множество очень интересных разделов: «Мемуары», «Белогвардейское законодательство», «Художественная литература о Белой гвардии», «Ордена и награды», «Знамена и штандарты», «Хронология», «Фотогалерея» (где планируется также выставление биографий высших офицеров). Задуман раздел, где будет база данных о белогвардейских полках.
Общее количество Интернет-ресурсов, связанных с историей Великой Отечественной войны, исчисляется тысячами. Соответственно, выявляются различные варианты использования Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности по предмету (http://WWW.pobeda-60.ru), (http://www.may9.ru/ru) - официальный сайт медиаобеспечения, (http:// www.9may.ru/inform) публикует полные тексты сводок Совинформбюро, свидетельства участников войны, фронтовые фотографии, плакаты и даже песни военных лет. На сайте (http://victory.rusarchives.ru) размещены архивные фотодокументы. Основу экспозиции составили материалы из фондов специализированных архивов.
Целый ряд сайтов посвящен отдельным этапам и даже эпизодам войны.
Битва за Москву (http://www.serpukhov.su/dima/war). Ленинград. Блокада. (http://blokada.otrok.ru), (http://lenbat.narod.ru), история Сталинградской битвы (http://www.stalingrad.com.ru), (http://www.stalingrad.ws). Есть любопытная фотоэкспозиция «Солдатский быт». Вы увидите, как происходила доставка еды на позиции, как трудились парикмахеры в окопах, как работала фронтовая прачечная. Официальный сайт государственного учреждения культуры «Историко-мемориальный комплекс, (http://battle.volgadmin.ru), курская битва (http://kursk60.narod.ru), (http:// www.bsu.edu.ru:8834), (http://www.ugz-front.hl.ru). Размещены материалы о событиях каждого дня, краткий биографический справочник, фотографии и песни военных лет.
Поиск советских граждан, пропавших без вести в годы Второй мировой войны на территории Германии, проходит и через сайт Вторая мировая. Имена и судьбы (http://mitglied.lycos.de/ww2memoria1). Электронная книга памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом 1941-1945 (http://www22.brinkster.com/zasalex). предусматривает увековечение памяти 205 тыс. воинов-евреев, погибших, пропавших без вести, умерших от ран на фронтах Второй мировой войны.
В Общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и Межрегиональном информационно поисковом центре (http://otechestvo.ipian.kazan.ru/index.htm) создана компьютерная база данных, включающая более 2 млн имен погибших воинов, составленную по данным архивов Книгу Памяти регионов России, запросы родственников погибших, результаты поисковых экспедиций и т.д. Имеются электронные справочники полевых почт, воинских частей времен Великой Отечественной войны.
Серьезное отношение к работе в Интернете предполагает переход от концепций «найти хоть что-нибудь» и «найти все, что есть» к задаче получить только нужные документы, максимально соответствующие теме запроса. В сети Интернет находятся около 6 млрд. документов, и при отсутствии знаний в области поиска информации успешность работы становится значительно ниже.
Вместе с тем практически все крупные темы школьных курсов истории и обществознания находят то или иное отражение при помощи Интернет-ресурсов. Различие в их качественных и объемных характеристиках, а также наличие дополнительных сервисных услуг позволяет генерировать разнообразные методические приемы использования новых информационных технологий в школьной практике.
Литература:
1. http://avorhist.narod.ru/ - на сайте «Русь древняя и удельная» представлены литература и источники по следующим направлениям: история Руси с древнейших времен до конца ХУН в., история христианства, теория и методология истории.
2. http://decemb.hobbv.ru/ - виртуальный «Музей декабристов» содержит иллюстративно-документальный материал по истории движения декабристов.
3. http://ekaterina2.bnd.ru - сайт посвящен Екатерине Великой.
4. http://rusimper.narod.ru/about.html - сайт содержит биографии всех российских императоров, биографии известных политических деятелей, великих русских композиторов, писателей, ученых Российской империи.
5. http://el.integrum.ru - на сайте размещен электронный архив исторических документов.
6. http://it-n.ru
7. http://lesson-history.narod.ru
8. http://narovo1.narod.ru/ - сайт посвящен истории «Народной воли».
9. http://old-rus.narod.ru/index.html - на сайте представлены более 300 произведений русской литературы до конца ХVII в.
10. http://rurik.genea1ogia.ru/ - сайт посвящен генеалогии Рюриковичей. http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtm1 - на сайте представлена энциклопедия «Династия Романовых».
11. http://schoo1.ho1m.ru/predmet/history/russia - сайт содержит материалы по истории России с древности до 1917 r.
12. http://som.fio.ru - сайт «В помощь учителю»
13. http://vivovoco.nns.ru/VV.PAPERS/NYE/EIDELMAN.htm - на сайте содержатся труды и интервью Н. Я. Эйдельмана.
14. http://www.museum.ru/museum/1812/prj1812.htm1 -сайт «Проект «1812 год».
15. http://www.ancienthistory.spb.ru
16. http://www.dvaveka.pp.ru/ - сайт «Два века» посвящен событиям XVIII - XIX вв.
17. http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm - сайт содержит информацию и электронные версии монографий по истории России XV в.
18. http://www.hist.msu.ru/ER/Etextlindex.html - электронная библиотека источников исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
19. http://som.fio.rusubiect.asp?id=10000189 - сайт Федерации интернетобразования «В помощь учителю».
20. http://www.historv.ru/histr.htm - сайт «Клио софт» содержит мультимедийный учебник по истории России XIX в., методические рекомендации для учителей.
21. http://www.hronos.km.ru/ - сайт «Хронос» содержит сведения по отечественной и всемирной истории.
22. http://www.mtu-net.ru/shadows/project / - на сайте опубликованы материалы по истории государства Российского в памятниках архитектуры и градостроительства.
23. http://www.school.edu.ru
24. http://www.thietmar.narod.ru/ - сайт «XIII в.» посвящен военной и политической истории Средневековья.
25. http://www.tretyakov.ru