Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

А музы не молчали (Марийские поэты и писатели военных лет)

Дата публикации: 2017-11-07 19:15:46
Статью разместил(а):
Волкова Людмила Анатольевна

А музы не молчали

(Марийские поэты и писатели военных лет)

Автор: Волкова Людмила Анатольевна

 

Цели исследования:

Раскрыть роль поэтического творчества в воспитании любви к Родине, ненависти к врагу. 

создание условий для творческого развития образовательных потребностей детей и подростков  средствами  литературной  деятельности, через осознание значимости  героических событий истории нашей родины.

Задачи  исследования:

·                   обосновать роль литературы в годы войны в создании духовных ценностей;

·                   развивать чувство гордости за историю страны;

·                   совершенствовать творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности обучающихся;

·         активизация интереса детей к более глубокому изучению истории, искусства  и культуры своей страны;

·         патриотическое воспитание юных граждан на основе исторических событий,  ценностей и традиций отечественной культуры, формирование активной гражданской позиции;

 

Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Вспомним старинное изречение: «Когда говорят пушки, умолкают музы».
Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не молчали, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов

Особенно сильно тема войны прозвучала в литературе. Литература служила оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы.

 Литература стала подлинной выра­зительницей патриотических чувств советского народа. Писатели воспитывали в людях священную ненависть к фашистам  и беззаветную любовь к Родине, непреклонную волю к борьбе и веру в победу. 

Марийская литература,как неотъемлемая и состав­ная   часть  всей   советской  многонациональной  литера­туры, в годы войны жила интересами народа.   Вместе со всем многомиллионным советским народом марийские писатели  грудью встали   на защиту   Родины.    Многие писатели надели солдатские шинели,   перо сменили на оружие и на передовой линии фронта в борьбе с немец­ко-фашистскими     захватчиками    показывали    образцы мужества и героизма. Защищая Родину, смертью храб­рых погибли В. Элмар, Ш. Булат, П. Першут, А. Айзенворт, П. Ланов  и другие.    Они отдали Отчизне   самое дорогое,   что есть  у человека — жизнь. В   годы  войны  творчество   марийских  литераторов, как никогда, было тесно связано с современностью. Регу­лярно   выходили   альманахи   «За Родину»   на русском языке, на луговом   и на горном   наречиях   марийского языка. Произведения марийских писателей также печа­тались на  страницах   литературно-эстрадных,   реперту­арных сборников.    С первых   же дней войны   окрепли связи писателей с редакциями газет «Марий коммуна» и «Марийская правда». Все это было доказательством того, что в суровых условиях войны они не прекращали творческой работы. Между   боями из-под пера писате­лей-фронтовиков выходили рассказы, очерки, фронтовые записки,   поэмы,   баллады,   стихотворения.    Вначале   в своих произведениях они сумели дать лишь обобщенную картину  войны,  воспроизвести  первые  впечатления  от увиденного и пережитого. Затем, детально изучая и ана­лизируя события   непосредственно на поле боя, типизи­руя явления действительности, писатели из года в год совершенствовали свое художественное мастерство. 

Марийская поэзия периода   Великой   Отечественной войны, как и вся многонациональная   советская поэзия, отражала мысли и чувства борющегося народа, его живо­творный советский патриотизм. «Убей врага во имя жиз­ни на земле!» — говорила она советскому воину. В образе лирического героя-солдата поэты передавали   характер­ные черты советского человека. С огромной   любовью и нежностью воспевалась наша великая Родина, ее славные героическое прошлое,   защитники,   патриоты   советской Родины, не знающие страха, совершающие чудеса храб­рости на фронте и трудовые подвиги в тылу. Идея друж­бы наших народов в дни тяжких испытаний нашла худо­жественное воплощение во многих произведениях тех лет. С гневом и глубокой ненавистью разоблачалось звериное лицо немецких фашистов.

Многие писатели в дни войны надели военную форму. Одни из них стали фронтовыми корреспондентами, другие сменили перо на оружие. Боевое газетное задание вело писателя из редакционного блиндажа к переднему краю, где решалась судьба войны, вело к человеку, который держал в руках эту судьбу.

И слово было оружием. В своих передачах с фронтов радиожурналисты представляли широкую картину военных сражений, приковывали внимание к небольшой точке фронта, группе бойцов, даже к отдельному бойцу. «Их материалы говорили: «Смотрите, какое нечеловеческое мужество у наших людей, они стоят насмерть, умирают, но не сдаются. И каждым своим подвигом приближают Победу!»

Дневники, мемуары, очерки, статьи, стихи и проза – десятки, сотни документальных и художественных произведений доносят до нас историю Великой Отечественной войны, историю подвигов.

 

Сердцем слышу земли

Добрый голос живой,

Словно крылья растут

У меня за спиной.

Песня рвется из сердца,

И радостно жить…

Мать-земля,

Буду вечно тебе я служить.

Эти строки – своеобразное кредо, определившее творчество известного марийского поэта Макса Майна (Степанова Максима Степановича). Его имя принадлежит к поколению писателей и поэтов, которые «к штыку приравняли перо» и внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

В начале 1942 г. М.Степанов был призван в ряды Красной Армии. Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на За­падном фронте, Орловско-Курском направлении, дошел до Германии, участвовал в штурме Берлина. По воспоминаниям самого поэта, он оставил автограф на стенах рейхстага. 

В годы войны М.Майн выпустил три книги: «Клятва», «Родина верч! Сталин верч!» («За Родину! За Сталина!»), «Патыр-шамыч» («Богатыри»). Публиковался во фронтовых газетах, в альманахе «Родина верч», в республикан­ской периодической печати. 

Впечатления военных лет определили особенности творче­ства Макса Майна. В его стихах и поэмах, в размышлениях и воспоминаниях ведущее место занимала героико-патриотическая тема. Военным событиям Макс Майн посвятил книгу фрон­товых записок «Салтакын ужмыжо» («Глазами солдата»), «Клятва», «Родина верч!», «Патыр-шамыч» («Богатыри»),  дра­му «Ануш», спектакль по которой был поставлен на сцене Маргостеатра им.М.Шкетана. Поэтом также были написаны герои­ческие баллады, сказки. В своем творчестве писатель часто об­ращался к марийскому фольклору.

Боевой и трудовой подвиг Макса Майна был отмечен мно­гими правительственными наградами. В годы войны он был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звез­ды, позже — медалью «За трудовую доблесть», а в 1985 — орденом Отечественной войны.

 

Василий Рожкин

Во время работы в Немдинской школе Новоторъяльского района в январе 1940 г. Василия Рожкина призвали в ряды Красной Армии. 

С первых дней Великой Отечественной войны В.Рожкин находился в действующей армии, участвовал в обороне Ле­нинграда и Пскова, в освобождении Польши. Дошел до Герма­нии. В апреле 1945 г. в боях под Берлином получил тяжелое ранение и в течение двух с половиной лет лечился в госпита­лях. Дарова ние В.Рожкина расцвело в годы войны. Писал о мужестве со­ветских солдат, о вере в победу. Новые произведения посылал в редакции периодических изданий в Йошкар-Олу. Стихи, на­писанные в суровые военные годы, вошли в сборник «Боевой знамя» (1945). Тема войны и героизма была продолжена и в других книгах поэта. В 1960—1970 гг. он издал два сборника стихов, опубликовал несколько поэм, ряд очерков и статей мемуарного характера. 

Боевой и трудовой подвиг В.Рожкина был высоко оценен. За проявленные в боях с фашистскими захватчиками мужество и героизм он награжден орденом Красной Звезды (1943)

В.Рожкин умер в День Победы — 9 Мая 1983 г.

Семен Вишневский

Окончив техникум, Вишневский работает в редакции газеты «Марий коммуна», а осенью 1940 года он был призван в ряды Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны – в действующей Армии. Был рядовым, в дальнейшем – заместитель командира роты по политической части.

Незадолго до окончания войны Семён Вишневский был тяжело контужен.

Было это уже под Кенигсбергом. Взметённый взрывом столб земли так аккуратно укрыл младшего лейтенанта Вишневского, что никто бы не догадался, что под этой толщей находится живой человек. Спасибо, недалеко оказался помощник начальника штаба и земляк Фёдор Васильевич Веселов. Он послал двух солдат к месту взрыва. Они отрыли Вишневского, убедились, что он жив.

На фронте Семён Алексеевич продолжает писать стихотворения и песни, призывая советских людей, родной марийский народ к героической борьбе с врагом. Не жалея своей жизни, он сражается против фашистов. Произведения, написанные им в военные годы, изданы тремя сборниками:

«Фронтовая дорога» («Фронтовой корно», 1943 ), «Восточный ветер» («Эрвел мардеж», 1944 ), «Сердце зовёт» («Шумем ужеш»,1946 ).

Стихи поэта-фронтовика, рисующие конкретные военные эпизоды, памятны, убедительны, правдивы. В них воплощена мысль о том, что победа завоёвывается неимоверно дорогой ценой – героизмом воинов, трудом тружеников тыла, женщин, детей и стариков, кровью людей.

За проявленное мужество в боях он был награждён орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу».

В период войны главной в творчестве каждого поэта была тема Родины. Наиболее яркое воплощение она нашла в творчестве Миклая Казакова.

В 1940 г. его призвали в ряды Красной Армии. Уча­ствовал в Великой Отечественной войне, сражался оружием и пером. Демобилизовался в 1946 г. Много работал Миклай  Казаков  в  годы  войны. Будучи на фронте, постоянно поддерживал связь с друзьями-писателя­ми, которые остались в тылу. Выпустил два поэтических сбор­ника. Написал ряд публицистических статей и рецензий. Это поэмы «Отступник» (1942), «Герой-пулеметчик» (1942), «Боевая песня» (1942). Сти­хи, воспевающие героизм советских воинов, патриотизм тру­жеников тыла, вошли в золотой фонд многонациональной со­ветской литературы.

Аркадий Крупняков

А. Крупняков родился 22 мая 1919 года в деревне Чкарино Советского района Марийской АССР, в семье крестьянина. В 1939 году призван в Красную Армию. Он служил на южной границе, где и встретил врага. Творчество А. Крупнякова началось в годы войны.

 С первых же дней был в бою. Тогда А.Крупняков первый раз был ранен. После госпиталя попадает на Волховский фронт. На Синявинских болотах, около Ленинграда, воевал в полку, который охранял высотку на берегу Ладожского озера. Зимой по озеру была «дорога жизни». Полк уничтожал вражеские точки, которые били по нашим грузовикам, а машины по льду везли продукты для блокадного Ленинграда, обратно – эвакуировали детей.

          А. Крупняков также отвечал за связь, был радистом. Как связист-радист он много раз нес тяжелые катушки с железной проволокой через болота, через заминированные участки, ночью, на утро связь была налажена. В 1943 году Крупнякову присвоили звание офицера.

           На протяжении всей войны А. Крупняков вел дневник. Военная пора подарила ему много впечатлений, фактов, пусть очень суровых, но все это пригодилось в сюжетах романов, рассказов, пьес. Но более значительные произведения  появятся только после войны, а творческое вдохновение так и выливалось из души, и он стал писать стихи. Одну тетрадь, другую… Ему немедленно хотелось рассказывать на бумаге о подвигах, о борьбе своих товарищей. Его «Марш дивизии» исполнялся боевыми друзьями. Тогда же в 1943 году его художественные творения опубликовывались на страницах фронтовой печати. Также написал военно-приключенческую повесть «В белые ночи», которая была напечатана в армейской газете «За Родину».

          Узнав о художественных способностях А. Крупнякова, его направили на курсы подготовки военных корреспондентов. Так у него появилась другая фронтовая работа – журналист.

          Он был и разведчиком. Однажды он познакомился с храбрым мальчиком Ларька, а фамилию спросить забыл. Молодой журналист не забыл о нем и написал очерк, его же образ вошел и в пьесу «Журавленок». К концу войны  А. Крупняков  стал настоящим талантливым журналистом.

          За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

          Через 35 лет после Победы А.Крупнякова пригласили в город Псков, потому что воевал в 128 Псковской дивизии,  на встречу с ветеранами войны. Его бывший командир и тогда как бы дал приказ: «Ты, старший лейтенант, напиши книгу о боевом пути нашей дивизии!»

   

Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты и писатели  пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца,бессмертно.

Они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца,бессмертно.

.  .  .