Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

План урока по теме "Единицы измерения информации"

Дата публикации: 2017-10-24 13:24:08
Статью разместил(а):
Криштофенко Елена Васильевна

Конспект урока информатики на тему 

«Единицы измерения информации» 

Автор: Криштофенко Елена Васильевна

МБОУ г.Иркутска лицей №3

 

Предмет: информатика

Цели урока:              

Образовательная – знакомство учащихся с единицами измерения информации, отработка навыков перевода одних единиц измерения информации в другие.

Развивающая – овладение приемами логического и ассоциативного запоминания

Воспитательная – обеспечение равноправной, инициативно-творческой позиции каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

компьютер

мультимедийный проектор

Раздаточный материал: индивидуальные карточки с заданием для самостоятельного выполнения.

 

Литература:

  1. Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса.  / Л.      Л. Босова, А.Ю.Босова.  – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 216 с.: ил.
  2. Босова. Л.Л. Информатика. 6 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 104 с.: ил.
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том1. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 312 с.: ил.

 

Структура урока:

  1. Организационный этап – 3 мин.
  2. Подготовительный этап – 10 мин.
  3. Мотивационный этап – 7 мин.
  4. Ориентировочный этап – 20 мин.
  5. Этап закрепления полученных знаний – 42 мин.
  6. Этап записи домашнего задания – 2 мин.

 

  1. Организационный этап.

   Проверить готовность учащихся к уроку, чтобы на столах не было посторонних предметов, лежали учебники, тетради, дневники и письменные принадлежности. Проверить наличие выполненных домашних работ. Собрать тетради с печатными основами на проверку.

  1. Подготовительный этап.

Цель: актуализация знаний (представление информации в памяти компьютера).

Метод: репродуктивный

Прием: устный опрос.

1)      Как кодируется информация в памяти компьютера?

2)      Как получить двоичный код целого десятичного числа?

3)      Как по двоичному коду восстановить соответствующее десятичное число?

4)      Каким образом осуществляется двоичное кодирование текстовой информации?

5)      Как представить в цифровом виде графическую информацию?

  1. Мотивационный этап.

Цель:  подвести учащихся к осознанию необходимости изучения темы «Единицы измерения информации», вызвать интерес у учащихся к изучению нового материала.

Метод:  проблемное изложение.

Прием:  создание проблемной ситуации.

 Всем известны единицы измерения:

  • времени
  • веса
  • длины
  • углов

Учащиеся называют эти единицы.

А можно ли измерить информацию, хранящуюся в памяти компьютера? И если можно, то, какие единицы измерения информации существуют?

  1. Ориентировочный этап.

Цель:  знакомство учащихся с единицами измерения информации, правилами перевода одних единиц в другие.

Метод:  объяснительно – иллюстративный (объяснение материала проводится с демонстрацией презентации по теме).

Приемы:  рассказ, беседа, демонстрация.

Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд.

 

(раздаются листы с кроссвордом)

 

Как же пишутся программы?

На особых языках.

А из них простейшим самым

………(БЕЙСИК) числится пока!

 

У тебя вопросов много,

Подскажу тебе я с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечает без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Этот умный телевизор

Называется … (ДИСПЛЕЙ).

 

Тут нам надо разобраться.

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает в момент!

Очень нужный инструмент.

Напечатает картинку

Ловкий мастер

Струйный ...(ПРИНТЕР)

 

Посмотрите на заполненный кроссворд, найдем ключевое слово, которое не раз произносилось во время предыдущих уроков.

 

БИТ.

Таким образом, выяснили единицу измерения информации. Действительно единицами измерения информации являются БИТЫ.

 Что такое бит?

Так как 1 бит самая маленькая единица измерения информации, то кодировать информацию с помощью 1 бита очень громоздко. Поэтому существуют более крупные единицы измерения информации.

 

И снова нам поможет кроссворд.

(листы с кроссвордом лежат на столах у учащихся)

Самая маленькая единица измерения информации? (БИТ)

 

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть ... (МЫШКА)

 

Под дисплеем – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

А зовут его … (СИСТЕМНЫЙ)

 

Там веселых игр десятки

Друг за другом, по порядку!

Блок системный все, что нужно,

У нее узнает. Дружно

Трудятся вдвоем

Утром, вечером и днем!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится …..(ДИСКЕТА).

 

Получили единицу измерения информации – БАЙТ.

 

Информация, хранящаяся в памяти компьютера, представленная в цифровом виде, может быть измерена.

Единицами измерения информации являются биты (0 или 1) и байты (1 байт = 8бит).

Вычислим информациооный объем слова «принтер». Посчитаем количество символов. В этом слове их 7. Для хранения одного символа требуется 1 байт памяти компьютера. Следовательно, для хранения данного слова необходимо:

7 * 1 = 7 байт     или   7 * 8 = 56 бит памяти.

Биты и байты довольно мелкие единицы и на практике чаще используют другие единицы измерения информации:

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

1 Тбайт = 1024 Гайт

Задание 1: заполнить пропуски.

а) 5 Кбайт = _____ байт = _____ бит

б) _____ Кбайт = _____ байт = 12288 бит

в)  _____ Гбайт = 1536 Кбайт = _____ Кбайт

Задание 2: вычислить информационный объем сообщения:

Сидорова Снежана Владимировна 26 августа 1977 года.

Ответ записать в битах, байтах и Кбайтах.

Задание 3: Сколько школьных учебников емкостью 350 Кбайт можно разместить на трехдюймовой дискете? (информационный объем дискеты 1,44 Мбайт).

Для решения задачи к доске выходит один из учащихся.

  1. Этап применения полученных знаний.

 

Цель: достичь умения переводить одни единицы измерения информации в другие, проверить уровень усвоения нового материала.

Метод: частично – поисковый.

Приемы: самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

Каждому учащемуся выдается карточка с заданием, за выполнение которого он получает оценку.

  1. Этап записи домашнего задания.

 

   Учитель: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:

§ 2 (в учебнике).  

Задания 19, 21, 24, 26 (в рабочей тетради).

.  .  .