Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Круг задач в интерпретации миниатюры П.И.Чайковского в фортепианном классе

Дата публикации: 2017-10-23 21:49:05
Статью разместил(а):
Даминова Гузель Ринатовна

КРУГ ЗАДАЧ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ МИНИАТЮРЫ П.И.ЧАЙКОВСКОГО В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ

(НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС «ПОДСНЕЖНИК» И «БЕЛЫЕ НОЧИ» ИЗ ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА»)

Автор: Даминова Гузель Ринатовна

преподаватель по классу фортепиано

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»

 

Цикл пьес «Времена года» соч.37 bis были написаны П.Чайковским по просьбе Н.Н.Бернарда, издателя и редактора журнала «Нувеллист». Там печатались произведения современных композиторов: русских и зарубежных. Пьесы выходили каждый месяц с эпиграфом, которые были написаны редактором. Издатель брал эпиграфы у тех авторов, к которым чаще всего обращался П.Чайковский. Это: А.С. Пушкин, А. Фет, А.К. Толстой, В.А. Жуковский, П.А.Вяземский и др. Пьесы цикла небольшие, самая большая – не более 5 минут, но несмотря на такую краткость и лаконичность, произведения цикла многозначны и содержательны.

Тематика пьес очень понятна, она посвящена красотам русской природы, русскому быту. В них очень много зарисовок, некоторые из которых посвящены русским праздникам: «Масленница», «Жатва», «На тройке».

Сочинен этот цикл был довольно быстро, в течение года. Пьесы получились такими глубинными и многозначными по причине того, что композитором  к тому времени был накоплен достаточный опыт в творчестве. Было сочинено 3 оперы: «Воевода», «Опричник», «Кузнец Вакула», симфонические поэмы, первый фортепианный концерт, а также ранние опусы фортепианных сочинений и романсы.

Основные приоритеты русской композиторской и исполнительской школы: это лаконичность, законченность тем, а также необычайный мелодизм, который стоит на  грани мелодии и слова.

Несколько общих советов при исполнении пьес цикла:

-Необходимо расшифровать каждую пьесу, пробудить собственную фантазию, выявить различные слои текста, подтекста.

-Определить форму, просмотреть кульминации;

-Определить движение, темп пьесы;

-Просмотреть педаль;
-Большое внимание должно быть уделено полифонии.

Итак, что обьединяет цикл?

1.Общая тематика пьес (как правило это посвящение красотам русской природе, русскому быту, традициям, праздникам). 2. Форма( все пьесы написаны в трехчастной  форме).  3.Драматургия ( кульминация наступает на стыке средней части и репризы). 4. Полифоничность фактуры ( применение подголосочной полифонии, имитаций). 5.Бескрайний  мелодизм тем. 6.Богатый гармонический язык (обилие различного рода модуляций). 7. Использование всех тесситур нашего инструмента.

Проанализируем подробнее пьесу  «Подснежник» («Апрель»).

Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то вероятно, самое точное определение - трепетность. Ее передают, каждый по-своему, оба главнейших элемента музыки: мелодия и аккомпанемент. В мелодии короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. Эта пьеса хрупкая, прозрачная, акварельная. Она дышит в ауре трепетности, зыбкой надежды. Небольшая по продолжительности, написана в трехчастной форме, длится не более двух минут. Первая часть написана в форме периода повторного строения, состоит из двух предложений (8+8 тактов) В середине - яркие кульминации. Пьеса написана в B dur, а серединка в тональности медианты - d moll. В конце пьесы - небольшая кода, которая построена на материале главной темы.

Какие основные исполнительские?

Мелодическая линия состоит из мелких мотивов, которые нужно собрать в 8 тактов, иначе мышление будет очень мелким и подробным.

Большое внимание нужно уделить педали. Она больше  ручная, нежели ножная. Концы лиг играются без педали, хотя кажется, что они есть. Педаль можно брать на затакт, а также на сильную долю (для меня предпочтительней на затакте пользоваться ручной педалью, а на сильную долю брать ножную)

Аккомпанемент очень многослойный, полифоничный. Он должен быть мягкий, пушистый, чтобы не затенять мелодию в правой руке. Лучше его играть как бы не отнимая пальцы от клавиатуры. В нем нужно слышать не аккордовое сопровождение, а три голоса, два из которых все время двигаются.

Отдельное внимание заслуживают затактовые ноты. Они легкие, стремятся к сильной доле. Также нужно прислушиваться к разрешениям, которые должны исполняться мягко.

Средняя часть - очаровательна, грациозна, неуловима. По темпу  немного подвижней предыдущей. Здесь два элемента:1) протяжный, напоминающий слезы; 2) более грациозный, чем - то напоминает балетное воплощение, которое было очень близко П.Чайковскому. (Стоит напомнить, что композитором было написано 3 балета: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»). Второй элемент я бы предпочла играть легкими пальцами и на диминуэндо (по совету К.Н.Игумнова), хотя в нотах стоит крещендо. В окончании каждой из частей излагается излюбленный прием П.Чайковского. Он вычленяет полюбившийся ему мотив и повторяет его много раз. Этот прием композитор использует во многих пьесах из цикла.

Очень интересен переход к средней части пьесы. Первая часть заканчивается на терции B - dur, а начинается средний раздел с тоники d - moll.

В пьесе много подголосков в аккордовом изложении левой руки. Их нужно прежде всего слышать и озвучивать  в данной фактуре.

В коде автор много раз повторяет полюбившуюся ему интонацию.

Разберем пьесу «Белые ночи» («Май»).

Мелодии «Белых ночей», как и другие мелодии Чайковского - «душевно-приветливые, … неотрывные и незабываемые». Пьеса «Май» - это ноктюрн. Но в отличие от ноктюрнов Ф.Шопена, это русская музыка с ее широкими мелодиями, попевно-подголосочной полифонией и плагальными оборотами. Относительно географической атмосферы, то К.Игумнов связывает пьесу с Петербургом, с рекой  Нивой. Форма трехчастная. Довольно часто меняется темп. В целом вся композиция длится не более трех минут. Интересно соотношение тональностей: крайние части написаны в соль мажоре, а серединка в си миноре (в тональности медианты).

Что интересного в первой части?

Хотелось бы обратить внимание на неровность предложений. Первое содержит 9 тактов, вместо привычных 8, а второе-10.

Очень интересна пьеса в отношении тональности. При ключе зафиксирован один диез, а начинается она в ре мажоре. Основная тональность( соль мажор) появляется только во втором такте, да и то мимолетно. Заканчивается же предложение в ре мажоре. Интересны сопоставления тональностей: 2 предложение заканчивается в ре мажоре, а затем сразу звучит си-бемоль мажор.

Заканчивается пьеса повторениями мотивов, которые взяты из темы, очень красивой гармонией.

Основная тема состоит из коротких мотивов, которые нужно собрать в предложение. При этом не потерять верхний голос. В разложенных арпеджио педаль следует исполнять от баса.

Серединка носит совсем другой характер. Она шутлива, скерцозна, более подвижна. Здесь какие-то скольжения, игры, а может и балетное воплощение. Средняя часть пьесы схожа по изложению с серединкой пьесы «Подснежник». В шестнадцатых нотах я не рекомендую брать педаль, дабы услышать все ноты. Брать же ее нужно при появлении более длинной мелодии.

Органный пункт на звуке «ля» приводит нас к кульминации, которая звучит в фа-диез мажоре. Это своего рода  восторг, восхищение. Длится она 10 тактов, затем возвращается основная тема средней части. В пьесе две кульминации. Вторая - лирическая, звучит в ми миноре, а затем возвращается к репризе.

В пьесе очень разнообразна динамика -  от ррр до ff. Важно это показать и правильно рассчитать. Самое яркое воплощение должно приходиться на кульминацию.

Заканчивается пьеса (как и первая часть) секвенциями из основной темы, теми же аккордами.

 

Список литературы:

1. Астафьев Б. « О музыке Чайковского». Издательство «Музыка» Ленинград 1972г.-375 с.

2. «История русской музыки»: В 10-ти томах-М.: «Музыка» 1994г.-Т8: О.Е.Левашева, Н.П.Рахманова, Л.М.Соколова-534 с

3. Полякова Л. «Времена года Чайковского»-М.:1960г.

4. Альшванг А. «Опыт анализа творчества Чайковского» М.:1950г.

.  .  .