Религия Древней Греции
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Автор: Злобина Павлина Павловна
Цели:
• Используя разнообразные формы и методы, познакомить ребят с особенностями религии древних греков, с мифами об Олимпийских богах.
• Опираясь на фактический материал, сделать вывод о влиянии греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
• Развивать абстрактное и образное мышление, память, внимание, умение работать самостоятельно и в группах. Учить анализировать, делать выводы, высказывать и защищать свою точку зрения.
• Продолжать работу по формированию навыков работы с учебной и справочной литературой, картой, отвечать полно и аргументировано.
• Расширять словарный запас учащихся и их кругозор. Активизировать интерес к истории, развивать творческие способности детей.
План:
1. Мифы древних греков.
2. Боги-олимпийцы.
3. Культ или почитание богов.
4. Жертвоприношения.
ХОД УРОКА
I Проверка домашнего задания по теме «Ахейская Греция»
На доске: отметить события на ленте времени:
· Расцвет Микенской цивилизации
· Зарождение Критской цивилизации
· Раскопки Кносского дворца
· Начало Троянской войны
· Раскопки Трои
· Расцвет Критской цивилизации
2 учащихся: Рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы.
Устно:
1. Когда возникла первая цивилизация на территории материковой Греции? Как она называлась и кто был её создателем?
2. Чем отличались ахейские дворцовые государства от критских? Покажите их на карте.
3. Почему Микены называли «златобильными»?
4. По каким источникам можно узнать о событиях Троянской войны?
Слайд 1
О ком идет речь:
Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он не сходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно. (Полифем)
У них были туловища птиц и лица прекрасных женщин. (сирены)
Страшное чудовище с шестью головами на длинных шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти, с двенадцатью ногами и лающее, как собака. (Сцилла)
Днем она без устали ткала, а ночами распускала нитки. Обман продолжался три года, на четвертый год одна служанка открыла женихам тайну хозяйки. (Пенелопа)
Царь феаков на острове Схерия, мудрый, гостеприимный и великодушный правитель, который помог Одиссею возвратиться на родину. (Алкиной)
Вывод учителя: Пока на земле живут люди, замечательные поэмы Гомера будут читать и изучать. В «Илиаде» и «Одиссее» рассказывается о событиях, происходивших более трёх тысяч лет назад. Если бы у современных учёных не было на руках поэм Гомера, они почти ничего не знали о греках XI, X, IX веков.
Слайд 2
Слайд 3
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с историей Древней Греции. Тема нашего урока – “Религия древних греков”.Наша сегодняшняя задача не просто в знакомстве с религией греков. Мы должны проследить, как религия повлияла на жизнь греков, какое влияние она оказала на развитие архитектуры, доказать, что мифология Древней Греции – это важный исторический источник.
II Изучение нового материала.
1. МИФЫ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо вспомнить некоторые понятия, относящиеся к нашей теме.
Фронтальный опрос, беседа:
- Что такое религия, почему она возникает?
- Что такое миф?
- С какими мифами мы уже знакомы?
Слайд 4
Кто из героев мифов мог бы выразить своё родительское горе такими
словами:
- Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица… Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, небо станет подвластным людям!
- Афиняне! Я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет паруса! Мой сын Погиб…
- Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне мою дочь
Сообщение учащегося. Миф о Деметре и Персефоне.
Сообщение учащегося. Миф о Прометее.
Учитель: в образе Прометея греки чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей.
Вопрос учащимся: Почему можно считать мифы – важнейшими историческими источниками о далёком прошлом Греции?
Учитель: Несмотря на то, что в мифах много вымысла, в них много рассказывается о борьбе древних греков с природой, их занятиях, орудиях труда, обычаях, о том, в каких бывали странах, в каких богов верили.
II БОГИ-ОЛИМПИЙЦЫ
Слайд. Послание
Здравствуй, Наша благословенная Земля!
Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.
Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?
- сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100*300 =30000 лет назад)
- где жили в древности боги?
Слайд Карта.
1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена?
2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название
Учитель: Таким образом, в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп в Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.
Слайд гора Олимп
Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.
Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?
Таким образом, боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?
По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.
Слайд Три поколения богов.
Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи.
Слайд Пантеон греческих богов
Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.
Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.
Сообщение о статуе Зевса
Слайд Статуя Зевса
Слайды богов
Задание учащимся: Заполнить таблицу:
Имена богов |
Каким занятиям покровительствовали |
Зевс Посейдон Аид Гера Арес Афина Аполлон
Афродита Гермес Артемида Дионис Деметра Персефона Гефест
|
бог дождя и молнии бог морей и океанов бог подземного царства защитница семьи бог войны богиня мудрости и защитница городов бог-воин, покровитель искусства и прорицатель богиня любви и красоты покровитель торговли богиня охоты бог виноделия богиня земледелия богиня царства мёртвых покровитель кузнецов |
Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Арес, Афина, Аполлон, Афродита, Гермес, Артемида, Дионис, Деметра, Персефона, Гефест, Нимфы, Сатиры
III КУЛЬТ ИЛИ ПОЧИТАНИЕ БОГОВ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
Работа с учебником, стр. 15-16
Закрепление:
Тест:
1 Боги обитали:
А) На холмах
Б) На горе Олимп
В) На небесах
2 Богом моря был:
А)Дионис
Б)Аполлон
В)Посейдон
3. Выращивать пшеницу людей научила богиня:
А) Деметра
Б) Гера
В) Афродита
4 Покровителем торговли считался бог:
А) Дионис
Б) Гермес
В) Гефест
5. Главный бог у греков:
А) Посейдон
Б) Зевс
В) Аид
6. Кто из героев подарил людям огонь:
А) Геракл
Б) Прометей
В) Зевс
7. Богиня красоты у греков:
А) Афина
Б) Гера
В) Афродита
8. Храм Зевса находился в:
А) Спарте
Б) Олимпии
В) Афинах
9. Жертвы богам приносились:
А) Перед храмом
Б) На улице
В) В море
10. Богиня Ника:
А) богиня любви;
Б) богиня победы;
В) богиня справедливости
Ответы: 1Б, 2В, 3А, 4Б, 5Б, 6Б, 7В, 8Б, 9А, 10Б.
Рефлексия.
Подведение итогов.