Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок-обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика"

Дата публикации: 2017-10-11 15:53:59
Статью разместил(а):
Фатыхова Алина Нургаяновна

Урок-обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика"

Автор: Фатыхова Алина Нургаяновна

 

Цель урока: Систематизировать знания студентов о лексике русского языка.

Задачи урока: 
1. Повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. 
2. Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами. 
3. Воспитание внимания, формирование активности личности, творческой инициативы. 

 

Тип урока: Урок общения, систематизации и закрепления знаний

Вид урока: практический

Методы обучения: репродуктивный, продуктивный.

Материально-техническое обеспечение урока:  компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (MicrosoftOfficePowerPoint).

 

План урока:

9. 35-9.36.     

Организационный момент.

9.36- 9. 38    

Вступительное слово преподавателя

9.38 – 9.42     

Актуализацию опорных ЗУН-ов провожу в виде фронтального опроса.

 

9.42 -  10.14   

Обобщение знаний по теме Лексика» с выполнением    практических заданий , с проверкой уровня усвоения  знаний

10.14 – 10.16

Итоги.

10.16 – 10. 20

Рефлексия.

      

 

План – конспект:

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

 

1.     Организационный момент.

Цель: включение студентов в деятельность на лично – значимом уровне.

       Добрый день, ребята! Я готова продуктивно сотрудничать  с вами! Удачи!

 

II. Вступительное слово преподавателя.

 

   В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушенного в военном деле и вдобавок еще хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевленные его песнями, воспрянули духом и разбили врагов[4]. Эта легенда рассказывает о силе слова, о его могучем воздействии на человека. О значении слова для общества, коллектива говорится и в многочисленных пословицах и поговорках: «Человеческое слово стрелы острее»; «Живое слово дороже мертвой буквы», «Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу»; «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». Во всех этих пословицах и поговорках подчеркивается, что с помощью слова можно поднять людей на борьбу за правое дело, повести их за собой.

 

 

 

3. Беседа с группой: 

1) Что же такое слово? (звук или сочетание звуков, имеющее определенное ЛЗ и ГЗ) (основная лексическая единица языка, которая является звуком или комплексом звуков, обладающим значением и употребляющихся  в  речи  как самостоятельное  целое) (слайд3, 4)

Сколько значений имеет слово? (Два – ЛЗ и ГЗ)

- Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова — это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово, смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)

-Что такое грамматическое значение слова? (Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.) 

 

4. Обобщение знаний по теме «Лексика» с проверкой уровня усвоения  знаний.

Слайд ( 5-25)

 

Мы переходим к основной части урока: повторяем изученное по теме "Лексика".

Записываем число и тему урока «Обобщение и  систематизация знаний по теме «Лексика»». Оценивать свои знания будете сами по оценочным листам.

Все слова делятся на однозначные и многозначные. 

Однозначные слова — слова, у которых есть только одно лексическое значение.

Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения.

Примеры однозначных слов: брюки, перпендикуляр, торт, прелестный.

Примеры многозначных слов:
рука (часть тела — левая рука; почерк, творческая манера — рука мастера)
красивый (внешне привлекательный — красивая девушка; интересный, эффектный, сложный для исполнения — красивое решение задачи, красивый гол; рассчитанный только на внешний эффект — это только красивые слова)
крем (косметическое средство — крем для рук, кондитерское изделие — торт с шоколадным кремом.

 

Значение слова может быть прямым или переносным

 Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наи­меньшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении.

Переносное значение слова — это его вторичное значение,  которое возникло на основе прямого.

 

5. Оценки за урок. 

6. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студенты отвечают на вопросы преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока.

Приводят  свои примеры

Самостоятельно выполняют задания  и проверяют правильность своих ответов  со слайдов

 

Список литературы:

·        Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2006

·        А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008

·        Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. Русский язык и культура речи: учебник для студ. Ср. проф. Уче. Заведений. – М: «Академия», 2007

·        Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

·        Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2007

·        Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2006.-68С.

·        Справочно-информационный портал «Русский язык» — http:// www.gramota.ru

·        Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения на сайте http://www.about-russian-language.com/index.html/

.  .  .