Индивидуальная образовательная траектория развития профессиональной компетенции методиста
Индивидуальная образовательная траектория развития профессиональной компетенции методиста
Автор: Фатыхова Алина Нургоаяновна
На современном этапе образования растет потребность в специалистах среднего звена, повышаются требования к их компетентности. Рынок труда требует обеспечения производства практико-ориентированными кадрами, обладающими высокой профессиональной квалификацией. Эффективная подготовка таких специалистов возможна при внедрении в образовательный процесс новейших педагогических и информационных технологий, позволяющих гарантированно получить запланированный результат – достижение студентами определенного уровня профессиональной подготовки по специальности.
Деятельность методиста с момента введения профессионального стандарта направлена на создание организационно-педагогических условий, направленных на качественное изменение деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, на быструю адаптацию к новому содержанию образования. В деятельности методиста должны появиться новые подходы к осуществлению сопровождения педагогов в области конструирования содержания учебно-методического обеспечения профессионального стандарта, к созданию условий, обеспечивающих реализацию маршрута индивидуальной педагогической деятельности преподавателя, учитывая при этом возможности, потребности, интересы педагога, его уникальность, а также уровень его профессиональной компетентности.
На основании самоанализа и диагностики соответствия профессиональных компетенций педагогов требованиям профессионального стандарта, направленная на выявление положительного опыта и профессиональных затруднений методиста были выявлены следующие дефициты :
Трудовые действия:
- Контроль и оценка качества разрабатываемых материалов
-Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации методической работы, в том числе деятельности методических объединений, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения
Умения:
- Анализировать и оценивать инновационные подходы к реализации образовательных программ СПО и программ профессионального обучения, находить в различных источниках информацию, необходимую для решения профессиональных задач и самообразования.
- Определять цели и задачи и (или) специфику образовательной программы с учетом ее направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей
-Планировать и организовывать обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами, реализующими образовательную программу, ее целей, задач и специфики, роли каждого из учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов в программе.
Знания:
-Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации содержащей персональные данные
-Особенности построения компетентностноориентированного образовательного процесса
- Тенденции развития соответствующей области и вида профессиональной деятельности
- Методика разработки программ профессиональных модулей и оценочных средств, соответствующих требованиям компетентностного подхода в образовании и ориентированным на оценку квалификации.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса.
Исходя из всех выявленных дефицитов было решено провести следующие мероприятия:
- Организовать изучение локальные нормативные документации, рабочей программы, ФГОС, профессионального стандарта, ФГОС по ТОП 50.
- Изучить составляющие показатели общих и профессиональных компетенций, определенных в профессиональном стандарте
- Провести внутренний аудит с педагогами
- Оказание адресной помощи методистом в определении основных показателей контроля и оценки результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей через разнообразные формы работы: мастер-классы, консультации, собеседования, семинары, занятия Школы профессионального мастерства.
- Тьюторское сопровождение ФГОС
- Организация рефлексии в продвижении по индивидуальной образовательной траектории педагога.
Таким образом, можно сделать вывод, что методист обеспечивает становление профессиональной субьектности педагогов, цель которого состоит в обеспечении обновления практики образования, обеспечении условий для самостоятельного развития педагогов, создание условий для саморазвития и изменения, организации совместного проектирования, построения и рефлексии новой практики, организация поддержки в становлении новых норм деятельности, организация профессиональных проб, тренингов, моделирование учебных ситуаций, обеспечивает результат: развитие внутренних возможностей педагога, его самоопределение относительно собственного профессионального развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Программа модульного курса повышения квалификации педагогических работников «Профессиональный стандарт: развитие актуальных компетенций педагога в системе внутриорганизационного обучения» Маркина Е.И. Журнал МЕТОДИСТ №4 2016г. – М., МЕТОДИСТ
2. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования: методическое пособие. М. : Московский психологосоциальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006. 177 с.
3. Бережнова Л.Н. Сопровождение учителя при ре шении проблем модернизации образования // Модер низация общего образования на рубеже веков. СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. С. 122–128.