Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проблемы технического развития пианистов на начальном этапе обучения на примере упражнений и гамм

Дата публикации: 2022-09-06 13:45:49
Статью разместил(а):
Даминова Гузель Ринатовна

Проблемы технического развития пианистов на начальном этапе обучения на примере упражнений и гамм

Автор: Даминова Гузуль Ринатовна

ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ», г. Набережные Челны

 

Техника – это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание. Приобретается техника, как известно, на всем учебном материале, проходимом в фортепианном в классе.

Любая техническая работа – это работа не механическая, а связанная с активным участием слуха. Глубоко прав профессор Я.И. Мильштейн, утверждающий, что «обучение техники – это обучение музыки». Решающее значение в достижении высоких технических результатов имеет хорошо налаженная связь между внутренним слуховым представлением, пианистическим действием и слуховым контролем. Прежде чем начать играть, ученик должен мысленно представить темп, характер звука, артикуляцию, динамику и только после этого начать игру. Первое условие успешной пианистической работы – это формула «слышу – играю – слышу».

Многое в быстроте пианистического продвижения ученика зависит от физического состояния пианистического аппарата. Многократное повторение упражнений зажатыми руками закрепляет эту зажатость и приносит больше вреда, чем пользы, а игра, превозмогая боль и усталость рук – верный путь к их переигрыванию. Непременные условия хорошей техники – свобода, гибкость всей руки, естественность посадки за инструментом. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик сидел на соответствующей его росту высоте, чтобы он не напрягался, не поднимал плеч, не сутулился. Локоть находится несколько в стороне от туловища, но ни в коем случае не фиксирован резким оставлением от корпуса. В любой части руки важно избегать острых углов и статичного положения.

Да при хорошо налаженном психологическом и физиологическом процессе заметные пианистические достижения возможно лишь при систематичности в работе. Пропущенное в течение недели ежедневные 30 минутные занятия техникой невосполнимы 3 часами игры в один присест.

Работа над гаммами в школе начинается в конце первого и начале второго полугодия первого класса. Игре гамм предшествует слуховая подготовка ученика. Он сначала должен усвоить гамму на слух – интонационно, как мелодию, научиться петь её в одну октаву вверх и вниз от разных звуков (можно со словами, придуманными самими детьми), различать на слух гамму от других слуховых последований. Полезно подбирание гамм на слуху от разных звуков.

Со слуховой игрой параллельно ведётся пианистическая подготовка к игре гамм. Она осуществляется в виде проработки элементов, на которых основана гаммообразное движение – постепенного движения в трёх –, четырёх – и пятипальцевой позициях и соединения позиций посредством подкладывания первого пальца и перекладывания через него.

В позиционных упражнениях важно объединяющее движение кисти, но при этом-самостоятельные пальцы. Нужно чувствовать момент передачи от одного пальца к другому. Погружение пальцев глубокое и весомое. Особое внимание на вторые и четвёртые пальцы, так как они более слабые.

Специальное внимание уделяется развитию первого пальца. Готовя ученика к игре гамм, нужно пристально проверить самостоятелен ли первый палец, не подменяет ли ученик движение пальца толчком кисти или каким-либо другим вспомогательным движением.

Убедившись в том что, первый палец самостоятелен, активен и при этом не зажат, можно переходить к упражнениям на подкладывание первого пальца. Перемещение первого пальца не должно быть рывком, важно заранее готовить первый палец объединяющим движением кисти.

Когда ученик переходит к игре самих гамм, то встаёт задача соединения позиций. Нужно постоянно следить за плавностью перемещения руки вдоль клавиатуры. Важно интонировать гамму, слышать её вершину и плавный спуск к исходному звуку, соответственно верх <, вниз на >. Аппликатура для правой руки 1-2-3, 1-2-3-4; для левой 5-4-3-2-1, 3-2-1. Правила о месте четвёртого пальца в мажорных и минорных  гаммах от белых клавиш в правой руке на VII ступени, а в левой-на I.

Поскольку вне ритма нет музыки, любое исполнение гаммы должно быть метро ритмически оформлено. Большое внимание нужно уделять  работе в медленном темпе. Это неминуемый этап к техническому мастерству. Часто ученик в темпе играет ровно, а как просишь сыграть то же самое в медленном темпе, то он не в состоянии это сделать. Оказывается, что его техника фальшивая монета.

Уже в первом классе играется аккорд тонического трезвучия. Важно ученика научить определять его на слух ,отличая от аккордов другого строения.

Важно, чтобы в аккордах ученик слышал всё сопоставляющие звуки, умел выравнивать звучание пальцев и одинаково глубоко погружать их в клавиши. Рука погружается в клавиатуру свободно. Для достижения певучести звучания гармонии используются кистевая рессора. Воспитанию опоры в аккорде на пятом пальце помогает задание: сначала взять один звук аккорда пятым пальцем, опираясь на него всей рукой, а затем продолжая ощущать центр тяжести на пятом пальце, прибавлять постепенно остальные звуки.

Во втором классе с большим интересом ученики приступают к изучению хроматических гамм.  Задача: уметь приспособить руку в связи с игрой длинными пальцами на чёрных клавишах и частым употреблением первого пальца .Опору определять по линии чёрных клавиш, первый же палец ставится высоко и близко к чёрным клавишам. Группировка по шесть  удобно тем, что в октаву  укладываются две позиции.

В третьем классе в программу включаются мажорные гаммы с двумя-тремя бемолями и пополняются аппликатурные правила.

В мажорных гаммах-в правой руке четвёртый палец на си-бемоль, в левой-на четвёртой ступени. В коротких арпеджио бывает трудным запоминание аппликатуры. Она отдельно для мажора и минора. В мажоре-в правой руке-3,4,4 , а в левой-3,4,3. Это относится к большинству тональностей, кроме C, G и F -dur, где в первой позиции берётся четвёртый палец в левой руке.

В миноре же стабильная аппликатура: в левой руке-4,4,3, а в правой-3, 4,3, кроме ля, ми, ре moll, где в Т6/4 употребляется четвёртый палец. Учить полезно с акцентами по «три», так как акцент приходится на разные пальцы, с группировкой по «два». Важно объединяющее движение кисти, но это должно быть в меру. Важно вести ровную в динамическом отношении звуковую линию . Не должно быть никаких акцентов. Если они есть-то это зажатость в пианистическом отношении. Важно в группировке по четыре вслушиваться в первый палец. Он певучий, важно слышать затакт к нему, не оставлять его на клавише.

Ломаные арпеджио трудны своим интонационным контуром.

Полезно учить тремоло двойными нотами, проверяя каждую фигуру арпеджио взятием соответствующего аккорда. Длинные арпеджио трудны подкладыванием первого пальца. В арпеджио это труднее, чем в гаммах в силу широты позиции. Перемещение первого пальца не должно быть рывком, важно заранее готовить первый палец. Группировка по четыре в длинных арпеджио способствует активизации всех играющих пальцев. В аппликатуре есть два существенных момента: в правой руке от чёрных клавиш берётся первый палец на первую белую клавишу после чёрной, а в левой-на последнюю белую после чёрной. Исключение - Fis-dur и dis-moll, где играем по чёрным клавишам. Нужно продуманно относиться к употреблению третьего и четвёртого пальцев (правило как для коротких арпеджио).

Игра 11-ти положений рассчитана на хорошую музыкальную-теоретическую подготовку ученика, способность быстро строить проследование гармоний. В этом нужна тренировка. Полезно упражняться в игре 11 аккордов от одного звука, доводя до быстрого темпа. -Это серьёзное задание не только для слуха и головы, но и для рук, ибо требуется большая физическая выносливость.

Ученикам работа над основными техническими формулами может дать очень много. Она помогает слуховому постижению мажорного и минорного лада, способствует овладению основными аппликатурными закономерностями, развитию пальцевой техники, приобретению навыков разнообразной артикуляции, точности звукоизвлечения, воспитанию культуры интонирования.

 

Список литературы:

1. А. Алексеев.Методика обучения игре на фортепиано. М.,1961.

2. Е. Тимакин.Воспитание пианиста-М., 1989.

3. А.П. Щапов.Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика 21в., 2002.

4. Ю. Левин.Ежедневные упражнения юного пианиста М.,1978.

5. А. Артобалевская.Хрестоматия маленького пианиста. М.,1996. 

 

.  .  .