Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия "Работа с бумагой и картоном"

Дата публикации: 2022-05-21 14:37:35
Статью разместил(а):
Курденкова Елена Станиславовна

Конспект занятия "Работа с бумагой и картоном"

Автор: Курденкова Елена Станиславовна

ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ» СП «ЦДЮТ», г. Новокуйбышевск, Самарская область

 

Аннотация: Статья адресована педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности в качестве методического пособия при проведении занятия с детьми 8 лет по декоративно-прикладному творчеству по теме: «Работа с бумагой и картоном «Технология изготовления объемных композиций».

 

Направленность: Художественно-эстетическая.

Возраст детей: 8 лет.

Тема: «Работа с бумагой и картоном «Технология изготовления объемных композиций».

Цель: Приобщение  учащихся к миру декоративно-прикладного творчества путем создания объемных композиций из бумаги и картона для декорирования интерьера.

Задачи:

1. Ознакомление с новой технологией изготовления объемных композиций через изготовление  элементов декора для оформления интерьера.

2. Совершенствование практических навыков работы с бумагой и инструментами, развитие умения выбирать способ изготовления и подходящие материалы, учитывая назначение изготавливаемого изделия, развитие эстетического вкуса.

3. Воспитание самодисциплины, чувства ответственности за результаты собственной работы и сопричастности к результатам деятельности творческой группы. 

Форма занятия: практическое занятие по изготовлению предметов декора с элементами изучения нового теоретического материала

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический (индивидуальная самостоятельная работа и работа в творческих группах), репродуктивный.

Оборудование занятия:

Дидактический материал для педагога:

1. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.

2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Просвещение, 1987.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама.- Минск, 1994.

5.Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Молодая гвардия, 1994.

6.Шквыря Ж.Ю. Поделки из бумаги. – Белгород: ООО “Книжный клуб”, 2011.

Дидактический материал для обучающихся:

1. Вьюнов В.В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001.

2. 5.Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент, 1988.

3. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим, – СПб. Кристалл, 2001.

Материально-техническое оснащение занятия:  

1. Инструменты: ножницы, простые карандаши.

2. Материалы: бумага, картон.

3. ТСО: проектор, экран, ноутбук / компьютер.

Этапы занятия

 

1. Организационный этап

Данный этап предполагает:

1.1. Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной).

1.2. определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия.

Описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия.

1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог).

1.1. Знать правила техники безопасности при работе в мастерской; уметь пользоваться различными инструментами; владеть общей технологией работы с бумагой 

1.2. Цель занятия: подготовить варианты оформления интерьера

Задачи:

- подготовка лекции по технологии изготовления объемных композиций;

- подготовка наглядных пособий.

Разработка критериев оценки теоретических и практических знаний.

1.3 Приготовление вариантов оформления, конкретных изделий; подбор видео роликов к изучаемому материалу; приготовление не большой лекции по дизайну помещений.

2. Изучение нового материала

Данный этап предполагает:

2.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);

2.2. Определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия.

2.3. Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися.

2.4. Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала.

2.5. Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог.

2.6. Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу.

2.7. Описание методов мотиви­рования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

2.1. Изучить различные виды композиций для оформления интерьера (даются основные понятия по теории работы с бумагой, история, виды, способы, а так же термины и понятия)

2.2. Цель занятия: объяснить порядок технологического процесса изготовления объемных композиций

Задачи:

- лекция по дизайну интерьера помещений, технологии изготовления композиций из бумаги и картона;

- работа с наглядными пособиями.

Критерии оценки:

- по окончании лекции задаются вопросы обучающимся,

- по окончании работы с наглядными пособиями проводится проверка правильности складывания бумаги, обведения шаблонов и вырезания изделий.

Оценка знаний производится по 10-ти бальной шкале:

0-3 – обучающийся не понял тему,

4-6 – обучающийся усвоил тему не полностью,

7-10 – обучающийся полностью усвоил тему.

2.3. Основные положения: Подбор композиции для оформления интерьера помещений зависит от площади помещения, общей концепции дизайна комнаты, материально-технической базы, выделенной для оформления.  Одним из главных декоративных элементов оформления интерьера является объемная композиция различных тематик: цветы, живая природа, городской пейзаж и т.д. (Используется электронная презентация с вариантами оформления интерьера комнат.

Для изготовления композиций нам необходим будет самый простой и доступный материал – бумага. Для изготовления используют тонкий, но в то же время достаточно прочный вид бумаги, поскольку изготовление деталей композиции предполагает неоднократное складывание листа. Сегодня нам известно достаточно много видов бумаги: печатная, писчая, декоративная, электротехническая, упаковочно-оберточная, светочувствительная, папиросная, промышленно-техническая, бумага – основа (Используется электронная презентация «Виды бумаги и способы использования ее в дизайне интерьера».

Мы будем использовать писчую бумагу разных цветов, потому что технические характеристики свойств именно этого вида бумаги больше чем другие подходят именно для изготовления этих изделий.  

Технология изготовления изделия очень проста. Взяв технологическую карту, можно увидеть способ складывания листа бумаги размером А-4. Внимательно ознакомьтесь с тем, как накладывать шаблон на сложенную заготовку. После обведения шаблона карандашом, необходимо вырезать заготовку ножницами по обведенным линиям. После разворачивания заготовки нужно отогнуть элементы – уголки. При желании, можно декорировать изделия дополнительными элементами: приклеить стразы или пайетки на выполненные детали. Изготовленные детали соединить в композицию, поочередно склеивая между собой

3. Закрепление нового материала, предполагающее:

3.1. Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия).

3.2. Определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия.

3.3. Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

3.4. Организация самостоятельной деятельности учащихся.

3.5. Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся».

3.6. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. 

3.1. С помощью опросного листа сделать контрольный срез знаний (Знать правила техники безопасности при работе в мастерской и использовании инструмента, применять полученные знания на практике при создании изделия, знать виды бумаги и способы их применения, технологию изготовления деталей композиции из писчей бумаги, соединение деталей в композицию и, декорирование, способы оформления интерьера комнаты готовыми композициями.

3.2 Проверка усвоения полученных знаний в теоретической и практической частях занятия.

3.3 Проверка знаний проводится следующим образом:

- в теоретической части – с помощью опросного листа,

- в практической части – правильность изготовления композиции.

3.4 Разбивка учащихся на творческие группы для дополнительного декорирования композиций.

3.5. Результатом проведенной теоретической части занятия должны быть правильные ответы на контрольные вопросы. Результатом практической части занятия является правильное изготовление композиций для оформления комнаты.

3.6. Более детально рассмотреть те или иные этапы технологии изготовления, по которым имеются вопросы у обучающихся, давая высказаться тем учащимся,  которые плохо освоили учебный материал.

4. Задание на дом, включающее:

4.1. постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания).

4.2. Определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

4.3 Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. 

4.1. Поиск в Интернете  возможных вариантов оформления комнаты объемными композициями и разработка технологических карт отдельных декоративных элементов интерьера помещений.

4.2. Развивать чувство композиции, грамотного составления вариантов композиционных решений.

4.3  Критерием успешного выполнения домашнего задания является грамотно составленная композиция для оформления интерьера с разработкой технологических карт элементов дизайна.

 

Этапы и задачи занятия (план занятия)

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Этап I.

Организационный момент:

эмоционально-психологический настрой детей

Проведение мини-тренинга

Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом

Этап II.

Введение в тему занятия:

систематизация и обобщение знаний детей

- Создание проблемой ситуации, которую дети решают с педагогом;

- рассказ, демонстрация таблицы, изделий, выполненных детьми.

- знакомство с материалом и различными изделиями;

- ответы на вопросы, игра

Этап III.

Объяснение темы занятия:

объяснение, рассказ педагога

Рассказ, беседа о новом материале занятия

Восприятие и анализ нового материала

Этап IV.

Практическая деятельность:

практическая деятельность детей

- Показ примеров практической работы;

- Выявление первоначальных навыков у детей

- Повторение за педагогами приемов практической работы;

- самостоятельный выбор и выполнение приемов практической работы

Этап V.

Физкультминутка:

рефлексия

Показ рефлексивных упражнений

Повтор и выполнение рефлексивных упражнений

Этап VI.

Практическая работа:

практическая деятельность детей.

- Показ приемов практической работы;

- Выявление первоначальных навыков у детей

- повторение за педагогом приемов практической работы;

- самостоятельный выбор и выполнение практической работы.

Этап VII.

Подведение итогов

- Предложение педагогом рассмотреть выполненные работы.

- Выявление степени удовлетворенности детей занятием.

-ответы на вопросы;

- высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию.

Этап VIII.

Организационный конец

Контроль и поверка выполненных работ

Уборка рабочего места

Всего: 45 минут

  

.  .  .