Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дидактическая игра при обучении физике

Дата публикации: 2022-05-17 21:33:54
Статью разместил(а):
Степин Вячеслав Иванович

Дидактическая игра при обучении физике

Автор: Степин Вячеслав Иванович

ГУО «Средняя школа № 9 г. Могилева», г. Могилев, Республика Беларусь

 

Аннотация: Групповая форма обучения является обязательным компонентом личностно-ориентированного обучения и важнейшим звеном формирования коллектива учащихся. Дидактическая игра-конкур - форма коллективного сотрудничества.

Ключевые слова: групповые формы обучения, коллективный способ обучения, дидактическая игра-конкурс, коллективная форма сотрудничества.

 

Сегодня приоритетны вопросы воспитания подрастающего поколения в их новой постановке, соответствующей духу времени. Современный образ жизни "питает" психологию, при которой такие ценности людей, как добро, справедливость, порядочность, учащимися могут не восприниматься всерьез. В жизни необходимо уметь сотрудничать в производственных коллективах, которые представляют группы, т.е. общность людей, объединённых совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

В образовательной практике актуальны групповые формы обучения (ГФО), для которых характерен образовательный процесс, строящийся как поисковая, исследовательская деятельность, при которой происходит обмен мнениями, разворачивается дискуссия. ГФО является обязательным компонентом личностно-ориентированного обучения и важнейшим звеном формирования коллектива учащихся. Групповая форма работы будет эффективной, если осуществлять её системно, что подразумевает организацию не только личностно-ориентированного развивающего обучения, но и коллективного способа обучения.

С целью повышения интенсивности и результативности обучения актуальны дидактические игры-конкурсы, как одна из форм коллективного сотрудничества. Во время дидактических игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах не по необходимости, не по принуждению, а по желанию. Большой практический интерес представляет составление учащимися заданий к игре. Это вносит в учебные занятия элемент соревнования, создавая познавательный интерес к изучаемому предмету как в учебной, так и во внеклассной работе. 

Требование времени – освоение педагогических технологий, основанных на педагогике сотрудничества.

Дидактическая игра-соревнование по физике «КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ?» (соревнование между двумя командами)

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков. 

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная (работа в командах). 

Цели:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН. 

Развивающие: мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение сопоставлять, находить аналогии. 

Воспитывающие: совершенствование навыков культуры поведения и общения в команде, воспитание чувства коллективизма. 

Демонстрационное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. 

Участники: две команды (5-7 чел.), жюри, ведущий, болельщики. 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 

Организационный момент.

Ведущий: Итак, внимание! Мы даем возможность командам, их болельщикам и зрителям блеснуть знаниями по физике. Нобелевскую премию победителям, конечно, обещать не можем, но лучших ждут хорошие отметки.

Правила игры: Игра состоит из 6 конкурсов. За каждый правильный ответ команды жюри присваивает команде баллы (таблица 2). После каждого конкурса баллы команд отражаются на доске.

1. КОНКУРС «ВСЕ ФИЗИЧЕСКОЕ».

Задание 1.1. Выберите из списка физические явления:

1) запотевание стекол очков;

2) скисание молока;

3) плавление парафина;

4) молния;

5) переваривание пищи в желудке;

6) превращение воды в пар;

7) подгорание пищи;

8) горение газа в плите:

9) нагревание электрической плиты.

(Ответ 1, 3, 4, 6, 9.)

Задание 1.2. О каком явлении идет речь в этих пословицах?

1.     Не подмажешь – не поедешь.

2.     Пошло дело как по маслу.

3.     Угря в руках не удержишь.

4.     Что кругло – легко катится.

5.     Ловкий человек и на дынной корке не поскользнется.

6.     Лыжи скользят по погоде.

(Ответ: трение.)

Задание 1.3. Выберите из списка физические величины:

1) скорость;

2) молекула;

3) инерция;

4) плотность;

5) весы;

6) диффузия;

7) объем;

8) килограмм.

(Ответ: 1, 4, 7.)

Задание 1.4. Отгадайте загадку. Ответьте:

1. О каком измерительном приборе идет речь?

2. Какую физическую величину он измеряет?

3. Какова ее единица измерения в СИ?

Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда облака.

(Барометр, давление, Паскаль.)

Задание 1.5. Отгадайте загадку. Ответьте:

1. О каком измерительном приборе идет речь?

2. Какую физическую величину он измеряет?

3. Какова ее единица измерения в СИ?

На вид невзрачна,

Худа и прозрачна.

Ценность ее нелегко понять,

Если не знаешь, как шкалу посчитать.

(Мензурка, объем жидкости, м3.)

2. КОНКУРС «ЗНАМЕНИТЫЕ УЧЕНЫЕ»

Ответьте, о каком знаменитом ученом идет речь? 

Задание 2.1.

Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и свет.

Он создал Университет.

Своей рискуя головой,

Заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Астроном он, географ он.

И, как сказал о нем поэт:

«Он сам был – университет!».

(М. В. Ломоносов.)

Задание 2.2.

Он под яблоней сидел.

Вот – вот должна прийти идея.

А плод над ним уже созрел,

К Земле всей массой тяготея.

Умолкли птицы. Тишина.

Зажглись далекие светила,

И спелым облаком Луна

Повисла в небе и светила.

Он мыслил, а Луна, кружась,

С Землею, Солнце огибала.

Вещей невидимая связь

В ту ночь яснее проступала.

Вот он взглянул на небосвод…

Но ветка дрогнула – и вот

На Землю яблоко упало …

(И. Ньютон)

3. КОНКУРС «ЗНАКОМЫЕ БУКВЫ»

На экране написаны буквы – обозначения физических величин:

ρ, р, F, v, m, ℓ,

плотность, давление, сила, скорость, масса, длина.

Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствие одну из величин.

Задание 3.1.

1. Пеший конному не товарищ.

2. Поспешишь – людей насмешишь.

3. Тише едешь – дальше будешь.

О какой физической величине идет речь? (Скорость v)

Назовите единицы измерения скорости. Назовите формулу скорости при равномерном движении.

Задание 3.2.

1. Не все на свой аршин меряй.

2. Семь раз отмерь – один отрежь.

3. Без меры и лаптя не сплетешь.

О какой физической величине идет речь? (Длина ℓ)

Назовите единицы измерения длины. Какими измерительными инструментами можно измерить длину?

Задание 3.3.

1. Плохи дела, где сила без ума.

2. Без умения и сила не причем.

3. Через силу и конь не тянет.

О какой физической величине идет речь? (Сила F)

Какие силы в физике вы знаете? Каким измерительным инструментом можно измерить силу? В каких физических единицах измеряется сила?

Задание 3.4.

1. Мал золотник да дорог.

2. Своя ноша не тянет.

3. Тяжело понесешь – домой не донесешь.

О какой физической величине идет речь? (Масса m)

По какой формуле можно рассчитать массу?

4. КОНКУРС «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Нужно найти его и объяснить, почему оно лишнее.

Задание 4.1. Литр, секунда, метр, килограмм.

(Литр – не является единицей СИ)

Задание 4.2. Масса, килограмм, плотность, давление.

(Килограмм – не является физической величиной)

Задание 4.3. Динамометр, амперметр, реостат, мензурка.

(Реостат – не является прибором для измерения физических величин)

Задание 4.4. Пружина, брусок, стекло, штатив.

(Стекло – это вещество, остальные тела)

5. КОНКУРС «ОТГАДАЙ И ОБЪЯСНИ»

Задание 5.1.

На рояль я непохожий,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет,

Я зовусь … (Велосипед.)

Задание 5.2.

Как-то раз спросили розу,

Отчего, чаруя око,

Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко?

(Острие шипа имеет очень малую площадь сечения)

Задание 5.3.

Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось,

Так просто бежит по болоту?

(Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Площадь опоры довольно велика, а давление сравнительно мало)

Задание 5.4.

Бортпроводница очень мило

Перед отлетом попросила.

Из ручек вылить все чернило.

Зачем ей это надо было?

(На большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности Земли. Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки).

6. КОНКУРС «БЕЛЫЕ ПЯТНА».

За время (5 мин.) заполнить «белые пятна» в «треугольниках памяти».

Таблица 1. «Белые пятна»

п/п

«Треугольник памяти»

Физическая величина, закон

1             

 

Плотность вещества

2             

 

Скорость равномерного движения

3


Давление

4             


Механическая работа

5             


Кинетическая энергия

№ п/п 

«Треугольник памяти» 

Физическая величина, закон

6             

Потенциальная энергия

7             


Удельная теплоемкость

8             


Заряд тела

9             


Закон Ома

10

 

Сопротивление проводника

 

Таблица 2 - Подведение итогов и награждение победителей.

№ п/п

Конкурс

Максимальный балл

Команда 1

Команда 2

1

«Все физическое»

5

 

 

2

«Знаменитые ученые»

5

 

 

3

«Знакомые буквы»

5

 

 

4

«Четвертый лишний»

5

 

 

5

«Отгадай и объясни»

5

 

 

6

«Белые пятна»

5

 

 

Итого

 

30

 

 

Спасибо за игру!

 

.  .  .