Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Дата публикации: 2017-10-10 14:07:53
Статью разместил(а):
Рожкова Ирина Александровна

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по учебной дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии  

Автор: Рожкова Ирина Александровна

преподаватель Малиновского филиала Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

 

Философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

Г.Гегель

Современный мир – это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность наших дней.

Каждый человек, вольно или невольно, сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Каковы познавательные возможности человека? Каждого человека волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Что такое добро и зло? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории?

Можно было бы назвать много серьезных, интересующихся людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия.   

В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в практической деятельности. А потому надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, т.е. диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии.

Учебная дисциплина ОГСЭ.01.  «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

Рекомендуемая литература:

 Основная литература

1.     Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / А.А. Горелов. 16-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.

2.     Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие (ГРИФ) // Сычев А.А.- М.: Инфра-М, Альфа-М, 2016. – 368 с. 

Дополнительная литература

1.      Аблеев  С.Р. Лекции по философии: Учебник для учреждений среднего профессионального образования.  – М.: Высш. Шк., 2014. – 250 с.

2.     Аблеев  С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для вузов/С.Р. Аблеев. – М.: Высш. Шк., 2014. – 207 с. 

3.      Кохановский В.П. Основы философии: учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров; под ред. В.П. Кохановского. – 13-е изд., перераб. -    М.: КНОРУС, 2014. - 240 с.

4.     Медакова И.Ю. Практикум по философии / И.Ю. Медакова. – М.: ФОРУМ, 2012. – 192 с.

5.     Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. Фонд; Научно-ред. Совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.:  А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2014.

6.     Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2014. - 1280 с.

7.     philosophy.ru - портал «Философия в России».

8.    intencia.ru- сайт «Все о философии».

9.    philosophy.ru - Античная философия.

 

Контрольная работа

В соответствие с учебным планом по дисциплине «Основы философии» предусмотрена  письменная контрольная работа, которая включает в себя два теоретических вопроса, два практических задания.  Контрольная работа должна быть выполнена с учетом личного шифра и таблицы распределения вопросов и заданий. При подготовке контрольной работы следует обратить внимание на последовательность выполнения заданий.

Прежде всего, студент должен подобрать необходимую литературу исходя из теоретических вопросов контрольной работы. Чтение отобранной литературы лучше начать с одного из учебников по философии, ориентируясь по оглавлению и выбрав главу или параграфы в соответствии с теоретическими вопросами контрольной работы.

Правила  оформления контрольной работы. 

1.    Объем работы, в среднем, должен составлять 15-20 страниц формата А 4, шрифт Times New Roman 14 через 1-1,5 интервала (в рукописном варианте – до 20-25 страниц).  

2.    Страницы следует пронумеровать и на них оставить поля слева для замечаний и пометок преподавателя (левое поле - 3 см, нижнее и верхнее – 2 см, правое – 1 см).  

3.    В конце работы приводится список литературы, которая была  использована при написании работы с указанием автора, места и времени ее издания. 

Если перечисленные формальные требования не соблюдаются, то контрольная работа может быть возвращена автору для переоформления. В случае же невыполнения содержательных требований после проверки контрольной работы она подлежит доработке в соответствии с замечаниями преподавателя. Контрольная работа получает положительную оценку только после устранения замечаний.

Контрольная работа составлена по стовариантной системе. Пересечение предпоследней цифры вашего шифра с последней дает номера двух теоретических вопросов и одного практического задания. Задание №3 – общее для всех студентов.

 

Таблица распределения вопросов и заданий:

Предпоследняя цифра шифра

Последняя цифра шифра

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,21,

41

2,22,

42

3,23,

43

4,24,

44

5,25,

45

6,26,

46

7,27,

47

8,28,

48

9,29,

49

10,30,

50

1

11,31,

50

12,32, 49

13,33, 48

14,34, 47

15,35,46

16,36, 45

17,37, 44

18,38, 43

19,39, 42

20,40, 41

2

11,21,

41

12,22, 43

13,23, 43

14,24, 44

15,25, 45

16,26, 46

17,27, 47

18,28, 48

19,29, 49

20,30, 50

3

1,31, 50

2,32, 49

3,33, 48

4,34, 47

5,35, 46

6,36, 45

7,37, 44

8,38, 43

9,39, 42

10,40, 41

4

2,21, 41

3,22, 42

4,23, 43

5,24, 44

6,25, 45

7,26, 46

8,27, 47

9,28, 48

10,29, 49

1,30, 50

5

2,31, 42

3,32, 43

4,33, 44

5,34, 45

6,35, 46

7,36, 47

8,37, 48

9,38, 49

10,39, 50

1,40, 41

6

3,21, 43

4,22, 44

5,23, 45

6,24, 46

7,25, 47

8,26, 48

9,27, 49

10,28, 50

1,29, 41

2,30, 42

7

4,31, 44

5,32, 45

6,33, 46

7,34, 47

8,35, 48

9,36, 49

10,37, 50

1,38, 41

2,39, 42

3,40, 43

8

15,21, 45

16,22, 46

17,23, 47

18,24, 48

19,25, 49

10,26, 50

11,27, 41

12,28, 42

13,29, 43

14,30, 44

9

16,31, 46

17,32, 47

18,33, 48

19,34, 49

20,35, 50

21,36, 41

22,37, 42

23,38, 43

24,39, 44

25,40, 45

Задания к контрольной работе

Задание №1.    Изложить  содержание двух теоретических вопросов (с учетом шифра):

1.                     Становление философии из мифологии.

2.                     Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии.

3.                     Предпосылки и развитие философии в Древнем мире (Китай и Индия).

4.                     Становление философии в Древней Греции.

5.                     Философские школыДревней Греции. Сократ. Платон. Аристотель.

6.                     Философия Древнего Рима.

7.                     Средневековая философия: патристика и схоластика

8.                     Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

9.                     Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания.

10.                 Немецкая классическая философия.

11.                 Философия позитивизма и эволюционизма.

12.                 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.

13.                 Философия бессознательного.

14.                 Особенности русской философии. Русская идея.

15.                 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

16.                 Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

17.                 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др.

18.                 Строение философии и ее основные направления 

19.                 Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.

20.                 Пространство, время, причинность, целесообразность.

21.                 Гносеология – учение о познании.

22.                 Соотношение абсолютной и относительной истины.

23.                 Соотношение философской, религиозной и научной истин.

24.                 Методология научного познания.

25.                 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель.

26.                 Религиозная этика.

27.                 Свобода и ответственность.

28.                 Насилие и активное непротивление злу.

29.                 Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

30.                 Влияние природы на общество.

31.                 Социальная структура общества. Типы общества.

32.                 Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.

33.                 Философия и глобальные проблемы современности

34.                 Философия как рациональная отрасль духовной культуры.

35.                 Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

36.                 Структура философского творчества. Типы философствования.

37.                 Философия и мировоззрение.

38.                 Философия и смысл жизни.

39.                 Философия как учение о целостной личности.

40.                 Роль философии в современном мире. Будущее философии. 

 

Задание № 2.Составить таблицы и схемы (не менее пяти) к темам:

41.                  Понятие о философии

42.                 Философия Древней Индии

43.                 Философия древнего Китая

44.                 Философия Древней Греции

45.                 Философия Древнего Рима

46.                 Философия средних веков

47.                 Философия эпохи Возрождения

48.                 Философия Нового времени

49.                 Немецкая классическая философия

50.                 Русская философия

 

Задание № 3. Составить таблицу: Философские направления и их представители (Х в. до н.э. – ХХ в.)

Эпоха

Регион (страна)

Философское направление

Мыслители

Древний мир

(до I в.)

Персия

 

 

Индия

 

 

Китай

 

 

Греция

 

 

Ближний Восток

 

 

Эпоха средневековья

Египет

 

 

Северная Африка

 

 

Италия

 

 

Арабский мир

 

 

Индия

 

 

Эпоха Возрождения

Европа

 

 

 

 

 

 

Новое время

Европа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восток

 

 

Индия

 

 

Россия

 

 

Новейшее время (ХХ в.)

Европа

 

 

 

 

 

 

Россия - Европа

 

 

Россия

 

 

Восток-Запад

 

 

.  .  .