Личностное информационное пространства педагога
Личностное информационное пространства педагога
Автор: Переверзева Наталья Александровна
Повышение среднего возраста педагогов и создание средств быстрого накопления, обработки, восстановления, передачи информации и ее использования - эти два объективных процесса подталкивают нас к серьезным исследованиям в области непрерывного предметно-педагогического образования. Влияние этих тенденций на сферу образования выражается, прежде всего, в девальвации профессионального опыта.
Необходимость непрерывного повышения предметно-педагогического уровня, модернизации и видоизменения предметно-педагогических знаний, регулярное внедрение в профессиональную деятельность современной техники и технологий – выделяем в качестве основных проблем.
Систематичность повышение личного профессионального уровня педагогов образовательных организаций определена содержанием профессиональных стандартов. В практике работы образовательных организаций с этой целью предусмотрены курсы повышения квалификации, на которых обучаются педагоги раз в три года, иногда раз в пять лет. Проблема видится в том, что:
1. Предлагаемые программы обучения единообразны, предназначены для всех, направленных на курсы педагогов, имеют линейную структуру.
2. У педагогов нет возможности выбора курсов и форм обучения.
3. Существующая практика повышения квалификации не предполагает постоянной оперативной поддержки и консультирования педагогов по вопросам профессиональных затруднений.
4. Иногда у педагогов отсутствует возможность обучения на курсах в указанные сроки [1].
Исследования показывают, что с увеличением стажа работы педагога происходит конкретизация профессиональных интересов, снижается потребность в перестройке привычных способов предметно-педагогической деятельности, слаба мотивация и интерес к существенному видоизменению своей предметной (математической) деятельности.
Важным условием является одновременное обучение и совмещение предметно-педагогической деятельности. В качестве одного из вариантов постоянного самообразования мы предлагаем создание личностного информационного пространства педагога.
Обеспечение предметно-педагогического самообразования педагогов будет достигаться через постоянное освоение ими современной техники, гаджетов и соответствующих технологий обучения, саморазвития и профессионального общения в течение всего трудоспособного периода времени.
Конкретизируем цели создания личностного информационного пространства педагога.
Эффективное использование возможностей информационного общества – техники, гаджетов, технологий. В образовательных учреждениях появляется разнообразная техника и программное обеспечение (устройства для голосования, интерактивные лаборатории, конструкторы и др.), влияющие на изменение технологий обучения, характер учебного взаимодействия.
Наряду с классической ролью преподавателя, он должен быть консультантом, экспертом, наблюдателем, экспериментатором, тьютором, уметь работать в сотрудничестве с обучающимися и другими преподавателями, постоянно совершенствовать способы работы с информацией и разнообразной техникой, грамотно с соблюдением правовых и этических норм работать в сетевых сообществах.
Учёт быстрого изменения обучающихся, их потребностей, учебных возможностей, преобладающего характера получения информации и взаимодействия с другими людьми. Развивая межличностное общение педагогов, мы способствуем совершенствованию их профессиональных качеств в тех областях, где у них есть затруднения.
Таким образом, личностное информационное пространство создается педагогом, который постоянно развивает и совершенствует его в соответствии с возникающими предметно-педагогическими потребностями.
Личное информационное пространство педагога стимулирует:
- системность применения электронных образовательных ресурсов;
- процесс предметно-педагогического саморазвития педагога по индивидуальной траектории без отрыва от работы;
- процесс межличностного, в том числе и сетевого взаимодействия и обмена опытом с коллегами;
- совместное экспертное оценивание и разработку электронно-образовательных ресурсов.
Личное информационное пространство педагога обеспечивает:
- включение в профессиональную деятельность педагога опыта использования современной техники, гаджетов и технологий при подготовке и проведении уроков;
- формирование и поддержку неформального сообщества педагогов, нацеленного на профессиональный рост;
- материальное и моральное стимулирование педагогов за счёт повышения их рейтинговых показателей и реализации внутренней потребности к новой педагогической деятельности;
- развитие личных пофессионально необходимых качеств за счёт использования коммуникационного взаимодействия, которое видоизменяет и расширяет функциональную деятельность педагога.
Создание личностного информационного пространства преподавателя, системность повышения личностного профессионального уровня через: самообразование, курсы повышения квалификации и другие. Благодаря обмену опытом позволяет соответствовать требованиям образовательных стандартов к педагогу.
Список литературы:
1. Гаврилова М.А. Личностная ориентация информационно-методического обеспечения в профессиональном образовании / М.А. Гаврилова // рофессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. – 2008. – №7. – С.14-17.
2. Гаврилова М.А. Информационно-образовательная среда для организации самостоятельной деятельности студентов – будущих учителей математики / М.А. Гаврилова //Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №24. – С.598-602.
3. Гусарова М.Н., Гаврилова М.А. Характеристика методического компонента информационно-образовательной среды преподавателя//Интернет-журнал «Науковедение». – 2014.