Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

План-конспект открытого урока по истории искусств "Аменхотеп IV (Эхнатон) - великий реформатор"

Дата публикации: 2021-10-26 17:00:15
Статью разместил(а):
Сухова Ирина Владимировна

План-конспект открытого урока по истории искусств «Аменхотеп IV (Эхнатон) - великий реформатор или тайна, потерянная в веках»

Автор: Сухова Ирина Владимировна

МБОУ ДО "Детская школа искусств г. Турана"

 

Цели и задачи: 

Образовательные:

1. На основе имеющихся у учащихся знаний о власти фараона в Древнем Египте, жизни древних египтян, а также о зарождение религиозных представлений у древних людей, раскрыть и дополнить существенные признаки понятий «сказка», «миф», «политеизм», «монотеизм», «культ» («зооморфный», «антропоморфный», «натуралистический»).

2. Показать роль и значение религиозных представлений и обрядов в жизни древних египтян. Развить знания о мифе, как наиболее ранней форме духовной культуры человечества, своеобразном способом постижения мира и оправданием существующего образа жизни людей, регулятором их поведения.

3. Показать связь искусства с мифологией.

4. Познакомить учащихся с художественной культурой египетского народа (архитектурой, скульптурой, рельефами, фресками), закрепление знаний о ряде произведений искусства, их характерных особенностях.

5. Закрепление понятия «канон», формы его проявления в различных жанрах.

6. Знакомство с новой исторической личностью-фараоном Аменхотепом IV (факты биографии, суть реформ).

Развивающие:

1. Продолжить работу над формированием умения анализировать произведения искусства разных эпох (Древнего, Среднего, Нового царств) и выявления их различий.

2. Выведения понятия «собственно искусства» как формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления.

3. Развить логику мышления (умение сравнивать, находить причинно-следственные связи, прослеживать закономерности, выделять главное).

4. Активизировать творческие способности детей (развивать фантазию и воображение).

Воспитательные:

1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры; развивать гуманитарную культуру; повышать уровень их художественного развития

2. Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности Древнего Египта, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур.

3. Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, осознание роли личности, ее судьбы в создании шедевров мировой культуры.

Оснащение урока:

1) Компьютер.

2) Интерактивная доска.

3) Проектор.

4) Подборка слайдов.

5) Книги по теме.

Тип урока: комбинированный.

Методическое оснащение урока:

Зрительный ряд:

1. Древнеегипетские храмы.

2. Скульптурные изображения фараонов разных династий, их жён, вельмож, жрецов.

3. Рельефы с изображениями Эхнатона, Нефертити, их семьи.

4. Воссозданные образы Тутанхамона, Эхнатона, Нефертити.

5. Воссозданный образ города, созданного Эхнатоном – Ахетатона.

Литературный ряд: Гимн Богу солнца Атону.

Музыкальный ряд: Древняя Египетская музыка (реконструкция).

Содержание урока:

1. Исторические условия и духовная атмосфера Древнего Египта в правления Эхнатона.

2. Роль и значение религиозных представлений и обрядов в жизни древних египтян.

3. Связь искусства и мифологии в Древнем Египте.

4. Закрепление знаний о ряде произведений искусства, их характерных особенностях.

5. Осознание роли личности, её судьбы в создании мировой истории.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Мотивация.

3. Повторение пройденного.

4. Изучение нового материала, включающее компьютерную презентацию.

5. Закрепление изученного на уроке.

6. Домашнее задание с представлением дополнительной литературы и других материалов по теме.

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

 Ход урока

1. Организационный момент.

2. Закрепление пройденного материала.

- Продолжение путешествия по древней цивилизации Египта.

- Объяснить различие между сказкой и мифом?

- Вспомнить о египетской мифологии: боги, их функции, внешний вид.

- Уточнение понятий: политеизм, монотеизм, культ (зооморфный, антропоморфный, натуралистический).

- Практическое задание (у доски): воссоздать эннеаду египетских гелиопольских богов (с помощью картинок).

- Вопросы на повторение:

1. Какие проблемы волновали древних египтян?

2. Смысл жизни для них?

3. Какие виды искусства были развиты и почему?

(вспомнить определения: архитектура, скульптура, рельеф, живопись)

4. Роль искусства и художника?

5. Особенности выразительных средств?

Во время ответов использовать репродукции архитектурных, скульптурных,  рельефных, живописных изображений, чтобы подтвердить правильное суждение или опровергнуть ложное.

Выводы:

- искусство – часть культа;

- строение пирамид и храмов – гигантомания, грандиозность, монументальность, ощущение «покоя», «величия вечности»;

- скульптура, рельефы – спокойствие, торжественность, неземное величие в лицах, статика;

- живописные каноны – все рисунки плоские, линейные.

- нет объёма, перспективы, светотени;

- фигуры очерчивались резким контуром (мужчины – чёрным, женщины – красным); 

- рисунки выполнялись без дополнительных тонов;

 - человек в рельефе и в росписе изображался: голова – в профиль; Глаза, грудь, плечи -  в фас; живот –  в  ¾;

* градация размеров фигуры зависела от социального положения.       

3. Изучение нового материала  (текст для учителя ).

Однажды в 1887 году жительница египетского селения Аль-Амарна (расположенного в 310 км от Каира по правому берегу реки Нила), копаясь в земле, нашла на своём участке странные глиняные таблички с письменами (их было 350 штук). Так был найден большой дипломатический архив, основную часть которого составляла переписка фараонов Эхнатона и его отца Аменхотепа III со многими государствами Переднего Востока. Так, совершенно случайно, была найдена и новая столица Египта. Стояла она  на полпути между Фивами и Мемфисом и называлась Ахетатон (что в переводе означает «горизонт Атона»). Благодаря этой находке весь период правления фараона Эхнатона (или Аменхотепа IV) получил название – Амарнского. И сегодня наш урок будет посвящён именно этому особому периоду из эпохи  Нового царства.

Чем же знаменит этот период? Почему учёные акцентируют на нём внимание и специально дают ему название? Какие фараоны правят Египтом? Какие изменения происходят в жизни страны? Как эти изменения сказались в искусстве? На все эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.

В семье правителя Нового царства Аменхотепа III было много детей. Но один сын был не похож на всех членов семьи: романтичный, непропорциональный, с болезненной худобой.Его чурались, предпочитали поменьше общаться, не брали, как всех остальных царских детей, на праздники и торжественные церемонии в храм. Звали его – Аменхотеп IV. Сначала он мало что понимал, а позже привык не зависеть от своих родных: сам научился развлекать себя, учился, много читал, сочинял стихи и много мечтал. Конечно, он был обижен на семью, которая не приняла его; обижен на могущественных богов, которые были для него совсем чужие. Взрослея, наблюдал он и за фиванскими жрецами, влияние которых на внутреннюю политику в государстве всё возрастало. Бог солнца Амон, ставший необычайно популярным в Египте еще в период Среднего царства, сделал фиванских жрецов очень богатыми, так как именно им доставалось больше всего даров, главным образом рабов и земельных владений. В результате сосредоточившиеся в их руках богатства и власть стали почти равны фараоновым.

В 21 год Аменхотеп IV, будущий фараон Эхнатон, стал соправителем своего отца Аменхотепа Ш, царя, при котором Египет достиг поистине вершины своего расцвета. А когда царский трон освободился, то мать помогла своему сыну Аменхотепу IV занять место правящего фараона. Разве мог молодой фараон допустить, чтобы жрецы были равны ему? Он обдумывал, как отнять власть и богатства у жрецов. Фараон запретил все многочисленные старые культы. Он вспомнил о «старом» боге – о единственном и истинном боге, Атоне – сияющем на небе Солнце. На шестом году своего правления Аменхотеп IV лишил жрецов богов, которым они служили. Одним указом он отменил всех богов, в том числе и самого главного – фиванского бога Амона, и установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Тысячелетняя религия Египта такого еще не знала! Египтяне привыкли к огромному количеству богов, изображения которых, пусть и звероликих, они хорошо знали и почитали. Новый бог Атон не имел изображения, его символом стал солнечный диск с отходящими от него лучами в виде человеческих рук.

Прекрасен твой восход на небосклоне,

О Атон, живущий изначала жизни!..

Ты посылаешь свои лучи, и Египет ликует...

Птицы летят из своих гнезд,

И их крылья восхваляют твой дух!

Всякий скот прыгает на своих ногах,

Рыбы в Ниле прыгают пред твоим лицом,

И лучи твои — внутри моря.

Все, что летает, и все, что порхает, живет,

Когда ты озаряешь их ...

Культ Атона резко отличался от существовавшего ранее. Он не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Это был культ натуралистический – культ самого животворящего солнца. Сам фараон даже изменил свое имя – теперь его звали Эхнатон, что означало «угодный Атону».

Фараон Эхнатон закрыл все старые храмы, запретил почитать старых богов; приказал возвести новый храм и построить себе другую столицу. Аменхотеп IV вошел в историю Египта как великий реформатор. Он осуществил религиозный переворот, который не имел глубоких социальных корней, а был чисто мировоззренческим.

Эхнатон явился первым в истории человечества основателем религии нового типа, исповедующей единобожие и признающей одну высшую субстанцию – Солнце.

Фараон нашел подходящее место для новой столицы в центре Египта. Живописная местность служила фоном для величественного храма, посвященного богу Солнца - Атону. Новую столицу он назвал Ахетатон, «горизонт Атона». На этом месте, где никогда не было святынь других богов, Эхнатон велел возвести 400 золоченых алтарей своему «солнечному богу». Все это делалось фараоном для того, чтобы свергнуть власть жрецов, быть единым, непререкаемым правителем-богом. Новую столицу построили быстро, т.к. основным строительным материалом для возведения зданий был кирпич-сырец. Через весь город проходила главная улица. В центре города находился большой дворец фараона и храм бога Атона. Интересная деталь: в храме место традиционных колоннад заняли большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую часть большого дворца соединял крытый висячий проход с «окном явлений», в котором по торжественным дням фараон появлялся перед народом. Внутреннее убранство дворца было великолепным. Его украшали и статуи фараонов, и красочные росписи, и изумительные по красоте и совершенству рельефы из позолоты и инкрустации. Но особенно удивляли своей красотой росписи полов царских жилых помещений. Это были целые картины, где в бассейнах плавали рыбки, рос лотос, цвели растения. В зарослях летали птицы и порхали бабочки.

Подданные фараона ожидали, что за вероотступничество на их край обрушатся неисчислимые беды. Подспудно в народе бродило глухое недовольство нововведениями. Однако правление Эхнатона прошло  относительно спокойно.

Постановка проблемы. Как же реформы Эхнатона изменили жизнь человека и  общества?

Ответы постараемся найти в искусстве – «зеркале жизни».

Фараон более не нуждался в жрецах, теперь его окружали художники и поэты. Мастерские художников и скульпторов строились не намного беднее, чем дома знати: творчество в Ахетатоне ценилось, может быть, в первый и последний раз в истории, по заслугам! В новой столице Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность. Живописцам и скульпторам фараон велел отойти от опостылевших канонов, а в изображениях взять за правило служение только истине и любви к земной жизни. Это был вызов фараона вековым традициям общества. Теперь стены храмов и дворцов украшали росписи и скульптуры фараона и его близких, изображенных не как было принято раньше, спокойно и торжественно с выражением неземного величия на лице, а естественно и просто, такими, какими они были в жизни (репродукция на доске). Более того, изображаемые сюжеты представили фараона, который занят не охотой, не войной, а уделяет много времени своей семье, любимой жене – царице Нефертити и своим шести дочерям. 

Куда бы ни следовал фараон и где бы он ни находился, всюду его сопровождала семья. И такой тихой радости, уютом, сердечной теплотой веет от всех этих изображений, что даже не верится, что перед нами могущественный и жестокий владыка Египта. Среди этих изображений есть уникальное по силе воздействия на зрителей (такого просто не могло быть в египетском искусстве предыдущих фараонов). Это рельеф, на котором царская семья изображена в момент горя: она оплакивает умершую старшую царевну – Макетатон. Жест отчаяния и поддержки – царь касается руки царицы – вот в чем уникальность изображенного, так как египетское искусство такого еще не знало!

В амарнский период появилась и целая галерея скульптурных портретов. Портрет Эхнатона: перед нами болезненно худой человек; фигура со странностями (узкие плечи, широкие бедра, сильно вытянутое лицо). Но ему не стыдно остаться в памяти людской именно таким, т.к. иначе он бы нарушил новый канон – любовь к истине. Знаменитый скульптор Тутмес сделал несколько портретных изображений самого Эхнатона и царицы Нефертити. Среди них – ставший знаменитым на весь мир портрет царицы Нефертити в высоком головном уборе. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой , дает представление о совершенной красоте царицы: гармоничность ее точеных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. Удивительная красота этой женщины нашла свое отражение и в титуле, который получила царица – «владычица радости» и «красавица пришла» - то ли за необычайную физическую красоту, то ли за душевную. Нефертити считали самой красивой женщиной Египта и почитали наравне с ее богоподобным супругом. Положение Нефертити при дворе Эхнатона было необычным. Она сопровождала супруга повсюду, была самым близким ему человеком, хотя это и нарушало этикет и вековые традиции. Эхнатон хотел, чтобы они и в смерти были неразлучны. Он завещал похоронить себя и Нефертити вместе в новой столице. Все изображения царской четы свидетельствуют о благополучной семейной жизни, их взаимной любви и полных гармонии личных взаимоотношениях.

Правление Эхнатона, которое длилось 17 лет, по сравнению с вековой историей, подобно одному мгновению. Это первая в мировой истории попытка ввести монотеизм не удалась. Храмовое и государственное хозяйство при Эхнатоне постепенно пришло в упадок; неудачно для страны складывалась и внешняя политика. Египет лишился многих подвластных ему территорий. В этих условиях фиванским жрецам, по-видимому, даже не нужно было внушать народу мысль, что Амон гневается на фараона-отступника и насылает кару на Египет (такая мысль напрашивалась сама). Сразу же после его смерти в 38 лет (была ли она естественной – неясно) все вернулось на круги своя. Эхнатона жрецы заклеймили как вероотступника, его нововведения отменили, почти все памятники ему были уничтожены или осквернены, а его имя постарались вымарать из текстов и стереть в памяти потомков. Однако в искусстве традиции амарнского периода укрепились прочно. На более поздних рельефах, статуях и т.п. отчетливо отслеживается влияние ахетатонского искусства. Учение Эхнатона было самобытным, революционным, поистине гениальным!

4.  Итог урока.

Изменилось ли после реформ Эхнатона художественное творчество, его цели, содержание?

В результате реформ Эхнатона произошло разрушение прежних устоев общества – ослабление власти жрецов, что в какой-то степени духовно освободило человека, повысило ценность его жизни; в искусстве формируется направление светского характера; ослабевает значение канонов.

Сформулируем изменения в правилах канона:

- На рельефах дано полное профильное изображение (без условного разворота плеч).

- Появилась новая иконография фараона. Как известно, в Египте изображения правящего фараона всегда совпадали с образами богов, дабы подчеркнуть их божественное происхождение. Поскольку Эхнатон преследовал старый культ, его образ лишался иконографического сходства: фараона изображали таким, каким он был при жизни.Даже если он был некрасив, с большим вздутым животом, короткими ногами и со всеми другими погрешностями фигуры.

- Впервые появилось изображение египетского царя в быту. В настенных росписях и на рельефах гробниц появились изображения царя и его семьи на улицах города, сцены из жизни во дворце, за обедом, в саду. В литературе в это время особого расцвета достигают любовная лирика и пародии.

Так можно ли назвать Эхнатона великим реформатором? Почему?

Искусство времени Эхнатона не только часть культа, но уже самоценное явление;оно обратилось к неведомому до него – к простым чувствам людей, их душевным состояниям. Такое искусство появляется тогда, когда мироощущение человека и условия его жизни меняются в сторону большей духовной свободы. Возникает момент эстетического восприятия и отражения жизни в искусстве, что является свойством личности, осознающей себя.

5. Выставление оценок.

6. Запись домашнего задания:

- Повторить пройденный материал по записям в тетради;

- В справочной литературе найти и записать в тетради названия древнеегипетских музыкальных инструментов.

- Кроссворд «Великий реформатор» (если останется время от урока для лучшего усвоения и повторения нового материала).

 

.  .  .