Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок истории в 5-м классе «Устройство Римской республики»

Дата публикации: 2017-10-09 21:58:58
Статью разместил(а):
Воробьева Людмила Анатольевна

Урок истории в 5-м классе по теме: «Устройство Римской республики»

Автор: Воробьева Людмила Анатольевна

(МБОУ «Гимназия № 1» г. Чебоксары)

 

Цель урока: Проверить, как усвоен учащимися материал об общественно-политическом устройстве государств Древнего мира.

Задачи урока:

1.      Раскрыть на примере государственных устройств Древнего Египта, Древних Афин и Древнего Рима основные типы государств – монархия и республика – найти их общие закономерности и специфику.

2.      Продолжить работу по развитию умения осмысливать, анализировать и сравнивать.

3.      Способствовать формированию политической культуры учащихся, ориентируя их на ценности демократии.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: конкурс команд. 

Достижение поставленных целей предполагается через:

  • фактический материал;
  • отработку универсальных умений и навыков (умения видеть главное, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, делать выводы);
  • решение задачи проблемного характера;
  • атмосферу сотрудничества и доброжелательности на уроке.

Урок базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании, а также с учетом современных педагогических технологий: интерактивные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии сотрудничества.

План урока:

I.                   Вступительное слово учителя.

II.                Конкурс команд:

1.      Представление команды.

2.      Органы власти и управления.

3.      Эстафета терминов.

4.      Узнай дату.

5.      Неотправленное послание.

6.      Поиск ответа.

III. Подведение итогов конкурса.

Литература:

  1. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира.  - Ярославль: «Академия развития», 1998.
  2. Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. – М.: «Росмэн», 1994.
  3. Пич С., Миллард Э. Греки. - М.: «Росмэн», 1994.
  4. Чизхолл Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. - М.: «Росмэн», 1994.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. - М.: «Аванта+» (Любое издание).

Материал и оборудование:

  1. Карточки с заданиями.

2.      Карта «Древние государства мира».

Предварительная подготовка:

Класс разбивается на три группы для подготовки к конкурсу, повторению ранее изученного материала. Каждая группа готовит название, девиз, эмблему команды.

 

Ход урока

Вступительное слово учителя

В курсе истории Древнего мира мы изучили историю многих стран. Назовите их?

Ответы учащихся.

В этих странах были различные формы государственного правления. Какие вам известны?

Ответы учащихся.

Каждая из этих форм – монархия или республика – может быть хороша для страны и ее жителей, если она направлена на общественное благо. Нам предстоит выяснить, какое из государств древности могло бы взять своим девизом слова: «Благо народа – высший закон».

Один мудрец (Н. Кузанский) сказал, что «всякое исследование основано на сравнении». Так и нам решить проблему поможет сравнение управление государством в Древнем Египте, Древних Афинах, Древнем Риме. А проведут это – команды знатоков по истории.

Конкурс команд

Представление команды

            Каждая из трех команд представляет свою команду: участники защищают название, девиз, эмблему.

Органы власти и управления

            Представители команд составляют на доске схемы государственного управления в Египте, Афинах и Риме.

Эстафета терминов

            Остальные участники команд, пока их товарищи работают над составлением схем, дают определения терминов, связанных с историей государств древности.

ЕГИПЕТ

АФИНЫ

РИМ

Фараон

Демос

Республика

Вельможа

Стратег

Сенат

Чиновник

Архонт

Патриций

Налог

Ареопаг

Плебей

Пирамида

Метек

Консул

Ответы учащихся.

Узнай дату

            Участники команд отвечают, какие события произошли в истории Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима в …

ЕГИПЕТ

АФИНЫ

РИМ

3000 г. до н.э.

776 г. до н.э.

753 г. до н.э.

2600 г. до н.э.

594 г. до н.э.

509 г. до н.э.

1500 г. до н.э.

443 г. до н.э.

326 г. до н.э.

Ответы учащихся.

Неотправленное послание

Команды определяют, каким известным государственным деятелям древних государств принадлежат послания, когда и в связи с чем они могли быть написаны.

1.      «Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая им путь. Велика сила мощь моего величества, велика власть Бога Амона-Ра над всеми чужеземными странами! Граница моего царства в Азии доходит до реки Евфрат, в Африке – до четвертого порога Нила».

2.      «Всем известна моя постройка. При восшествии на престол я начал строить «дом вечности». Руководил работами мой брат архитектор Хемиун. На постройку уходили все деньги из казны».

3.      «Поверьте, мне было нелегко…Все они были недовольны. Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие ставили в заслугу, что я очистил их поля от камней, лишавших сна и покоя, но они же упрекали, что я остановился на полпути. Лучше бы мне писать стихи, чем наживать врагов!»

4.      «Много лет я был у власти и получил ее не по наследству. Меня обрекли своим доверием гончары и кузнецы, торговцы и земледельцы, моряки и рыбаки. Враги дразнили меня «луковицеголовым», но надо человека ценить по его делам, а не по внешности. В жизни я знал одну цель – величие Афин, и одну дорогу, которая вела в народное собрание и совет пятисот».

5.      «Меня спасла доброта зверей и людей. Хищный зверь накормил меня и спас от голодной смерти. Пастух воспитал меня, заменив отца. Я совершил кровавое преступление, но это не помешало мне основать город и дать ему свое имя».

6.      «Я стал седьмым по счету царем в великом городе. Свою власть я захватил силой, убив предшественника. Тех, кто осмеливался перечить, я осуждал на казнь. Но моя жестокость вызвала недовольство моих подданных. Они восстали и изгнали меня».

Ответы учащихся.

Поиск ответа

Для того чтобы найти ответ на поставленную в начале урока проблему, какое из государств – Египет, Афины или Рим - могло бы взять своим девизом слова: «Благо народа – высший закон», необходимо разобрать схемы государственного устройства этих стран, ранее представленные командами. На основе ваших ответов будет выстроена логическая цепочка, которая позволит прийти к выводу, в каком из этих государств было более справедливое управление, действовавшее в интересах наибольшего числа граждан.

Вопросы:

1)      Кому принадлежала верховная власть в Древнем Египте, Древних Афинах, Древнем Риме?

2)      Как ее получали правители этих государств?

3)      Как назначались другие должностные лица?

4)      Перед кем они отчитывались в своей деятельности?

5)      Как принимались законы?

6)      Кто их предлагал?

7)      Как их обсуждали?

8)      Какие слои населения участвовали в управлении государством?

9)      Какие не участвовали?

10)  К каким формам правления относятся государства Древнего Египта, Древних Афин, Древнего Рима?

11)  Между какими из этих государств больше сходства?

12)  В чем заключается отличие между ними?

13)  В каком из них народ играл большую роль в управлении?

14)  Можно ли управление этих государств считать идеальным?

Ответы учащихся.

Итак, делая вывод, мы можем сказать, что идеалом государственного правления должно быть такое правление, которое бы проявляло заботу о всех слоях общества и не пренебрегало ничьими интересами.

Наш урок подходит к концу. В будущем мы продолжим изучение истории других стран и других эпох и углубим наши знания о государстве.

Подведение итогов конкурса

 

Оценивается работа команд, определяются победители, давшие наиболее правильные, полные и точные ответы.

.  .  .