Урок истории в 5-м классе «Устройство Римской республики»
Урок истории в 5-м классе по теме: «Устройство Римской республики»
Автор: Воробьева Людмила Анатольевна
(МБОУ «Гимназия № 1» г. Чебоксары)
Цель урока: Проверить, как усвоен учащимися материал об общественно-политическом устройстве государств Древнего мира.
Задачи урока:
1. Раскрыть на примере государственных устройств Древнего Египта, Древних Афин и Древнего Рима основные типы государств – монархия и республика – найти их общие закономерности и специфику.
2. Продолжить работу по развитию умения осмысливать, анализировать и сравнивать.
3. Способствовать формированию политической культуры учащихся, ориентируя их на ценности демократии.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: конкурс команд.
Достижение поставленных целей предполагается через:
- фактический материал;
- отработку универсальных умений и навыков (умения видеть главное, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, делать выводы);
- решение задачи проблемного характера;
- атмосферу сотрудничества и доброжелательности на уроке.
Урок базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании, а также с учетом современных педагогических технологий: интерактивные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии сотрудничества.
План урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Конкурс команд:
1. Представление команды.
2. Органы власти и управления.
3. Эстафета терминов.
4. Узнай дату.
5. Неотправленное послание.
6. Поиск ответа.
III. Подведение итогов конкурса.
Литература:
- Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. – М.: «Росмэн», 1994.
- Пич С., Миллард Э. Греки. - М.: «Росмэн», 1994.
- Чизхолл Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. - М.: «Росмэн», 1994.
- Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. - М.: «Аванта+» (Любое издание).
Материал и оборудование:
- Карточки с заданиями.
2. Карта «Древние государства мира».
Предварительная подготовка:
Класс разбивается на три группы для подготовки к конкурсу, повторению ранее изученного материала. Каждая группа готовит название, девиз, эмблему команды.
Ход урока
Вступительное слово учителя
В курсе истории Древнего мира мы изучили историю многих стран. Назовите их?
Ответы учащихся.
В этих странах были различные формы государственного правления. Какие вам известны?
Ответы учащихся.
Каждая из этих форм – монархия или республика – может быть хороша для страны и ее жителей, если она направлена на общественное благо. Нам предстоит выяснить, какое из государств древности могло бы взять своим девизом слова: «Благо народа – высший закон».
Один мудрец (Н. Кузанский) сказал, что «всякое исследование основано на сравнении». Так и нам решить проблему поможет сравнение управление государством в Древнем Египте, Древних Афинах, Древнем Риме. А проведут это – команды знатоков по истории.
Конкурс команд
Представление команды
Каждая из трех команд представляет свою команду: участники защищают название, девиз, эмблему.
Органы власти и управления
Представители команд составляют на доске схемы государственного управления в Египте, Афинах и Риме.
Эстафета терминов
Остальные участники команд, пока их товарищи работают над составлением схем, дают определения терминов, связанных с историей государств древности.
ЕГИПЕТ |
АФИНЫ |
РИМ |
Фараон |
Демос |
Республика |
Вельможа |
Стратег |
Сенат |
Чиновник |
Архонт |
Патриций |
Налог |
Ареопаг |
Плебей |
Пирамида |
Метек |
Консул |
Ответы учащихся.
Узнай дату
Участники команд отвечают, какие события произошли в истории Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима в …
ЕГИПЕТ |
АФИНЫ |
РИМ |
3000 г. до н.э. |
776 г. до н.э. |
753 г. до н.э. |
2600 г. до н.э. |
594 г. до н.э. |
509 г. до н.э. |
1500 г. до н.э. |
443 г. до н.э. |
326 г. до н.э. |
Ответы учащихся.
Неотправленное послание
Команды определяют, каким известным государственным деятелям древних государств принадлежат послания, когда и в связи с чем они могли быть написаны.
1. «Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая им путь. Велика сила мощь моего величества, велика власть Бога Амона-Ра над всеми чужеземными странами! Граница моего царства в Азии доходит до реки Евфрат, в Африке – до четвертого порога Нила».
2. «Всем известна моя постройка. При восшествии на престол я начал строить «дом вечности». Руководил работами мой брат архитектор Хемиун. На постройку уходили все деньги из казны».
3. «Поверьте, мне было нелегко…Все они были недовольны. Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие ставили в заслугу, что я очистил их поля от камней, лишавших сна и покоя, но они же упрекали, что я остановился на полпути. Лучше бы мне писать стихи, чем наживать врагов!»
4. «Много лет я был у власти и получил ее не по наследству. Меня обрекли своим доверием гончары и кузнецы, торговцы и земледельцы, моряки и рыбаки. Враги дразнили меня «луковицеголовым», но надо человека ценить по его делам, а не по внешности. В жизни я знал одну цель – величие Афин, и одну дорогу, которая вела в народное собрание и совет пятисот».
5. «Меня спасла доброта зверей и людей. Хищный зверь накормил меня и спас от голодной смерти. Пастух воспитал меня, заменив отца. Я совершил кровавое преступление, но это не помешало мне основать город и дать ему свое имя».
6. «Я стал седьмым по счету царем в великом городе. Свою власть я захватил силой, убив предшественника. Тех, кто осмеливался перечить, я осуждал на казнь. Но моя жестокость вызвала недовольство моих подданных. Они восстали и изгнали меня».
Ответы учащихся.
Поиск ответа
Для того чтобы найти ответ на поставленную в начале урока проблему, какое из государств – Египет, Афины или Рим - могло бы взять своим девизом слова: «Благо народа – высший закон», необходимо разобрать схемы государственного устройства этих стран, ранее представленные командами. На основе ваших ответов будет выстроена логическая цепочка, которая позволит прийти к выводу, в каком из этих государств было более справедливое управление, действовавшее в интересах наибольшего числа граждан.
Вопросы:
1) Кому принадлежала верховная власть в Древнем Египте, Древних Афинах, Древнем Риме?
2) Как ее получали правители этих государств?
3) Как назначались другие должностные лица?
4) Перед кем они отчитывались в своей деятельности?
5) Как принимались законы?
6) Кто их предлагал?
7) Как их обсуждали?
8) Какие слои населения участвовали в управлении государством?
9) Какие не участвовали?
10) К каким формам правления относятся государства Древнего Египта, Древних Афин, Древнего Рима?
11) Между какими из этих государств больше сходства?
12) В чем заключается отличие между ними?
13) В каком из них народ играл большую роль в управлении?
14) Можно ли управление этих государств считать идеальным?
Ответы учащихся.
Итак, делая вывод, мы можем сказать, что идеалом государственного правления должно быть такое правление, которое бы проявляло заботу о всех слоях общества и не пренебрегало ничьими интересами.
Наш урок подходит к концу. В будущем мы продолжим изучение истории других стран и других эпох и углубим наши знания о государстве.
Подведение итогов конкурса
Оценивается работа команд, определяются победители, давшие наиболее правильные, полные и точные ответы.