Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Здоровьесберегающие технологии

Дата публикации: 2017-10-09 20:36:47
Статью разместил(а):
Озарнова Татьяна Викторовна

Здоровьесберегающие технологии

Автор: Озарнова Татьяна Викторовна

учитель биологии МОУ «Трепольская СОШ» Михайловского района Рязанской области

 

  В мире существуют две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей живущих на ней, от решения этих проблем зависит и настоящее и будущее человечества.(1)

  Чтобы ребёнок вырос здоровым, нужно заботиться о его здоровье каждое мгновение его жизни.

  Здоровье определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни, образом жизни.

  Ухудшение здоровья детей связано, в основном, с усложнением и возрастанием учебной нагрузки, недостатком движений. Неправильным питанием, несоблюдением гигиенических требований в организации учебно-образовательного процесса. Во многих школах наблюдается нехватка учителей, поэтому нагрузка у оставшихся большая, отсюда не корректно составленное расписание уроков. У детей  бывает по семь уроков! А ещё классные часы...кружки...

  Многие дети и в школе и дома находятся в стрессовом напряжении. В нашей школе обучается очень много детей из неблагополучных семей. Родители не только не заботятся о здоровье своих чад, но и систематически в их присутствии распивают спиртные напитки.

  Дети очень много времени проводят перед телевизором и компьютером, телефон практически ни днём ни ночью не выпускают из рук, что приводит к гиподинамии, нарушению осанки и зрения, к нервным срывам.

  Поэтому в школе (на каждом уроке!) необходимо применять здоровьесберегающие технологии. К сожалению, многие учителя их до сих пор не используют, а наоборот непомерно нагружают детей домашними заданиями, оставляют после уроков.

  Целью здоровьесберегающих технологий является сохранение здоровья школьника за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. Мы должны научить детей любить себя, научить быть здоровыми!

  А на каких уроках формируются эти знания и умения? Первое — это несомненно физкультура, а вот второе место твёрдо закреплено за биологией.

  Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью детей. Для педагога важно правильно организовать урок. В содержательной части урока, в своей практике, практически всегда включаю вопросы связанные со здоровьем учащихся, которые способствуют формированию здорового образа жизни.

  Всегда стараюсь начать урок с положительного эмоционального настроя («улыбнитесь друг другу», «улыбнитесь новому дню..» и т. д.).

Развитие познавательных способностей, концентрации внимания, двигательной активности на уроках биологии формируется из-за различных форм уроков, занимательных и логических задач, игровых ситуаций, наглядных материалов, работой над проектно-исследовательскими работами, создание презентаций к уроками т. д.

На таких уроках дети меньше утомляются, улучшается качество знаний учащихся. Для эмоциональной разрядки на уроках использую различные шутки, стишки, пословицы и поговорки.

Очень важную роль на уроке играет мотивация учащихся на учёбу. Детей нужно хвалить даже за незначительные успехи, давать им возможность осуществлять самооценку, поддерживать во всех начинаниях. От мотивации зависит интерес к изучаемому предмету, будет ли ребёнок стремиться узнать больше.

  Детям очень не нравятся однообразные (монотонные) уроки, где учитель в основном слушает только себя, поэтому стараюсь использовать не менее четырёх видов учебной деятельности. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывая личностные возможности. Уделяю больше внимания самостоятельной деятельности учащихся, которая способствует активизации познавательной активности, помогает более эффективному усвоению учебного материала. Ребятам нравится самим ставить цели урока, осуществлять самоконтроль.

 

На уроках ботаники в 6 классе важно изучать строение и жизнедеятельность растений не только теоретически на уроке, но и использовать как можно больше практических занятий. Закладка семян, полив, окучивание, прополка...всё это не только способствует лучшему пониманию и усвоению материала, но и формирует физические навыки, трудолюбие. Общение с природой один из главных аспектов здоровье сбережения.

  Как правило, о здоровом питании уделяется большое внимание в курсе биологии 8 класса. Но у нас всё начинается в шестом. После изучения темы «семейства класса Двудольные и Однодольные», вот уже на протяжении двадцати лет, провожу так называемые «кулинарные уроки».

Дети готовят блюда только из растений изученных семейств. Делают доклады или презентации о пищевой ценности этих растений, дают их полную классификацию, а так же описывают рецепт приготовления блюда. На таких уроках никогда не бывает плохих оценок, практически одни пятёрки. Эти уроки способствуют тесному контакту детей с родителями, ведь в таком возрасте не всякий ребёнок может приготовить себе еду, не говоря уже о блюде которое будет пробовать и оценивать весь класс. Чем раньше мы начнём прививать детям знания о правильном питании, тем здоровее будут наши дети.

  На своих уроках и во внеурочное время уделяю большое внимание не только правильному питанию, но и гигиене сна, и двигательной активности. С интересно проведённого урока начинается познавательная активность детей.

  Курс биологии в 8 классе играет основную роль при изучении собственного организма и рассматривает вопросы укрепления и сохранения здоровья.

При изучении раздела «опорно-двигательная система» особое внимание уделяю вопросам оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Обращаем особое внимание на то как предотвратить эти ситуации. Дети с интересом обыгрывают биологические задачи, очень любят бинтовать, накладывать шины. Учителю следует рассказать школьникам о значении физических упражнений для развития опорно-двигательной системы.

Изучая дыхательную систему необходимо тренировать дыхание. Применяем точечный массаж шиацу.

В разделе «пищеварение» опять же огромный уклон делаем на изучение правильного питания и потребление здоровой пищи.

Питание является основной структурной информацией, получаемой организмом постоянно из внешнего мира и источником энергии для жизнеобеспечения. Человек за 80 лет жизни съедает около 60-70 тонн пищи и выпивает около такого же количества жидкости.(2)

особое внимание уделяем вредности и опасности энергетических напитков. Дети сами находят информацию о составе этих напитков и делают соответствующие выводы. Один мальчик, который надо сказать учится с большой ленью и отсюда понятно, оценки не выше тройки, на одном из таких уроков сказал, что после всего узнанного им, ему уже ни есть, ни пить не хочется ничего из тех продуктов, которые мы занесли в «чёрный список». Значит, можно достучатся и научить мыслить и работать даже таких детей, которые потеряли всякий интерес к процессу обучения! Значит за здоровьесберегающими технологиями на уроках будущее! И в перспективе нужно как можно больше использовать их на уроках биологии.

  Можно приводить огромное количество примеров и методик по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и в 8 и в других классах, но это займёт слишком много времени. Со своими наработками к каждому уроку могу поделиться отдельно. Эти уроки могут быть стандартными по предмету, но они относятся к здоровье сберегающим урокам, так как учитель формирует на нём интерес к своему предмету, устанавливает тёплые, доверительные отношения с учениками, работает индивидуально с каждым ребёнком, продумывает умственную, психологическую, физическую нагрузки. Необходимо проветривать класс, следить за освещением, менять виды учебной деятельности.

Так же уроки могут включать элементы здоровьесбережения: физкультминутки, релаксация, упражнения на развитие памяти и логического мышления и т. д.

Можно запланировать целенаправленные уроки на сохранение и укрепление здоровья. Например: «Гигиена органов дыхания», «Болезни органов дыхания», «Плоскостопие и осанка», «Пищевой рацион», «Виды кровотечений и первая помощь при остановке кровотечений», «Сон и здоровье»....

Особое внимание нужно уделять нормированию домашних заданий, ни в коем случае не допускать перегрузок, большую часть выполняя на уроке.

Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей. Применение на уроках валеопауз, обязательная реализация на каждом уроке, во внеурочной деятельности здоровьесберегающего аспекта, забота о здоровье всех участников образовательного процесса, в том числе и учителя, учёт индивидуальных личных качеств каждого школьника - вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.

Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести и каждому педагогу образовательного учреждения. Один из эффективных способов сопровождения здоровья учащихся ОУ - реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.(3)

Осознание катастрофичности состояния здоровья нации и подрастающего поколения является необходимой предпосылкой, мотивацией к действиям по изменению сложившегося положения, как в личном плане, так и в профессиональной педагогической деятельности.

 

Список литературы:

1. Мяделец Маргарита Валентиновна, учитель биологии МОУ «СОШ №15», город Энгельс, Саратовская область

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-biologii-0

2. Чайцев В.Г. «Формирование образа жизни и здоровья в семье и школе» ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования»- Рязань, 2009, стр.38

3. Старикова Ольга Анатольевна, учитель биологии и экологии    Пирогова Наталья Ивановна, учитель химии и биологии

Здоровье сберегающие технологии на уроках биологии http://festival.1september.ru/

.  .  .