Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

О скованности и освобождении от нее играющего на баяне

Дата публикации: 2021-04-12 14:04:56
Статью разместил(а):
Петренко Лариса Викторовна

О скованности и освобождении от нее играющего на баяне

Автор: Петренко Лариса Викторовна

МБУ ДО «Детская школа искусств № 3», г. Сызрань

 

Начальный период – это важнейший из звеньев в процессе обучения будущего баяниста. Правильная посадка, постановка инструмента и положение рук – длительный и трудоемкий процесс, который требует постоянного контроля со стороны педагога на протяжении длительного времени, практически на  протяжении всех лет обучения. Решение проблемы освобождения от излишнего напряжения – необходимое условие умелого владения инструментом.

Для занятий на инструменте рекомендуется подбирать стул с полужестким сидением, т.к. игра на жестком стуле приводит к быстрому утомлению, а на мягком – нет устойчивости в посадке. Сидеть на стуле нужно не глубоко, наклонив туловище чуть вперед. Ступни ног должны плотно опираться о пол, что необходимо для большей устойчивости корпуса баяниста. Каждому ученику нужно подбирать стул соответствующей высоты, чтоб колени находились немного выше уровня сидения.

Для большей устойчивости инструмента левое колено должно быть чуть ниже правого. Для этого достаточно немного выдвинуться вперед или назад левую ногу, а правую поставить перпендикулярно полу. Между коленями сохраняется расстояние, обеспечивающее такую постановку инструмента, когда низ правого полукорпуса упирается в правую ногу, а основание меха устойчиво размещается на левой ноге. Размеры плечевых ремней должны быть отрегулированы так, чтобы инструмент не был слишком отдален от корпуса играющего и не сковывал его движений. Несоблюдение одного из этих правил приводит к скованности.

Теперь поговорим о постановке рук. Под постановкой рук принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры. Начнем с положения правой руки.

Рука согнута, опущенный локоть несколько отведен в сторону, кисть свободно охватывает гриф. Пальцы находятся на клавиатуре в полусогнутом (естественном) положении, опираясь «подушечками» пальцев на кнопки. Большой палец находится за грифом и, чуть касаясь, движется вдоль его. В игре принимают участие все части руки, но по активности и разнообразию движений выделяется кисть. Благодаря своей гибкости она, принимая различные положения, как бы помогает пальцам, удобнее погружается в нужные клавиши.

Ввиду того, что при игре на баяне работают многие мышцы, у учащегося возникает скованность не только рук, но даже и всего корпуса. Как добиться освобождения мышц?

Ощущение абсолютной свободы правой руки достигается следующим образом: ученику, сидящему за баяном, предлагают расслабить правую руку так, чтобы она висела плетью (все мышцы свободны). Если взять и приподнять такую руку, то она не должна сопротивляться ни одним мускулом. Если ее отпустить – она свободно падает. Полезно применять движения правой руки в запястье во время игры (исп. этюд).

Для освобождения правой руки, от скованности надо упрощать задачи до минимума (играть одной рукой, облегчать фактуру и т.п.) Можно положить баян на стол вверх клавиатурой и играть на «немой» клавиатуре одними пальцами при очень свободной руке, нажимая кнопки до упора.

Немаловажное значение имеет положение левой руки. Пальцы левой руки должны быть собраны и находиться в полусогнутом положении, локоть опущен вниз. Большой палец должен находиться в свободном, слегка согнутом положении. Ремень не должен затруднять движение руки вдоль сетки, но и не должен быть излишне свободным. Общую скованность ученика можно выявить: попросить его энергично вести мех левой рукой. Если при этом правая рука тоже напрягается, значит, скованность мышц налицо. Если правая рука свободная при работе левой руки, то такой скованности нет. При движении меха левой рукой отрабатывается  независимость правой руки.

Неправильно было бы полагать, что добиться свободы в игре учащегося, имеющего скованность рук, дело простое. Для этого требуется постоянное и упорное наблюдение педагога и тренировка учащегося. Для освобождения от скованности полезны некоторые физические упражнения. Они улучшают общее состояние ученика, укрепляют мышцы, придают им необходимую гибкость, а это, облегчает освоение техники игры на баяне.

1. Начинать можно с упражнений для рук. Рекомендуется делать движения по кругу.

2. Для упражнений для занятий, полезно делать подъем на руках (отжимы). Подобное упражнение можно делать стоя у стены на расстоянии одного шага, падая на руки и отталкиваясь ими от стены. Полезно тренировать кисть на сжим круглых предметов.

3. Иногда ученики жалуются на боли в ноге и спине. Болей не будет, если учащийся будет регулярно заниматься на инструменте.

 

.  .  .