Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Организация работы школьной научной конференции как фактор сопровождения одарённых детей

Дата публикации: 2021-02-22 16:24:43
Статью разместил(а):
Филиппова Светлана Николаевна

Организация работы школьной научной конференции как фактор сопровождения одарённых детей

Авторы: Филиппова Светлана Николаевна

и Агафончикова Татьяна Николаевна

МОУ «Средняя школа № 70»

 

Аннотация: В статье авторы транслируют собственный опыт сопровождения одарённых детей в школе. Первичная идентификация талантливого ребёнка через результаты участия в олимпиадах по учебным предметам позволяет выявить сферу интересов, дальнейшее вовлечение в исследовательскую деятельность даёт возможность интенсифицировать учебную мотивацию, выход на школьную конференцию открывает пути для дальнейшего самосовершенствования обучающегося.

Ключевые слова: одарённый ребёнок, школьная конференция, исследовательская деятельность.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений современного образования. О важности движения в этом направлении говорит президент Российской Федерации В.В. Путин: «Сейчас в мире, как вы знаете, идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной».

Начинать работу с одаренными детьми следует как можно раньше, и хорошие возможности для этого предоставляет школа. Здесь ребенок изучает множество предметов, в результате чего по интересам и способностям можно выявить склонность к определенной сфере деятельности. Наиболее ярко эта склонность проявляется в исследовательской работе по предмету. Возможность создания и защиты такой работы предоставляет ребенку школьное научное общество (в нашем случае «ШАНС»), ежегодно организующее учебно-исследовательскую конференцию для учащихся. Организация эффективной деятельности детского научного общества в школе позволяет соответствовать требованиям современного образования к работе с одаренными детьми.

Создание «Положения о проведении научной конференции»» требует понимания, каковы цель и задачи работы с одаренными детьми в образовательном учреждении. Они прописаны в школьной программе «Одаренные дети» (Национальный проект «Образование»).

Целью работы с одаренными детьми в школе является создание условий для повышения эффективности учебно-исследовательской работы с детьми с особыми образовательными потребностями, развития системы личностно-ориентированного образования учащихся, создания благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

Работа с одаренными детьми реализуется через программы основного общего образования, дополнительного образования и программы внеурочной деятельности. В рамках учебного предмета «Основы проектной/исследовательской деятельности» обучающиеся знакомятся с азами научной работы. Работа же школьного научного общества даёт возможность углубить знания: создаются предметно-тематические секции в соответствии с интересами школьников; организуется научно-исследовательская работа под руководством педагога-наставника; собираются лектории по отдельным вопросам науки, техники, искусства; организуются творческие встречи; издаются сборники, выпуски газет, бюллетени.

Целям обучения написанию исследовательской работы и подготовке к выступлению на ежегодной школьной учебно-исследовательской конференции наилучшим образом служит программа внеурочной деятельности «Я – исследователь». Многие учащиеся, выбирающие обучение по данной программе, становятся участниками и победителями не только школьной научной конференции, но и мероприятий за пределами школы.

Итоговым событием освоения программы внеурочной деятельности «Я – исследователь» является выступление на одной из секций школьной учебно-практической конференции, а для победителей секции – выступление на итоговой учебно-практической конференции, которая традиционно ежегодно проводится в школе и является значимым мероприятием. Кроме того, на конференции обычно присутствуют приглашенные гости – исследователи, творческие личности, - которые являются положительным примером как для будущих исследователей – участников конференции, так и для зрителей.

Цели и задачи Конференции:

Конференция проводится в целях:

- обеспечения возможности творческой самореализации обучающегося;

- поддержки мотивации к обучению;

- популяризации образа учёного;

- пропаганды науки;

- участия в реализации государственной программы «Одарённые дети».

Основными задачами Конференции являются:

- выявление соответствующих уровню научных работ согласно экспертной оценке жюри;

- оказание помощи и поддержки одарённым обучающимся;

- оценка и признание наиболее успешных в развитии исследовательских умений обучающихся;

- стимулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся;

- оказание поддержки в привлечении специалистов высшей школы, работников органов власти, творческих личностей для наиболее эффективной организации работы научного общества;

- оказание поддержки в создании развивающей среды, ориентированной на приобретение коммуникативных умений и на углублённое изучение дисциплин.

Порядок проведения Конференции:

1. Место проведения: школа.

2. Сроки проведения Конференции: весенние каникулы.

3. Защита исследовательских работ и проектов в рамках предметных секций предваряет итоговую конференцию.

Традиционно во время проведения Конференции проходит квест-игра, организуемая участниками школьного сообщества.

Для выбора победителей секций руководители школьного научного общества «ШАНС» формируют независимое жюри: взрослое и детское.

Последним этапом сопровождения является отбор исследовательских и проектных работ для участия в конкурсах за пределами школы.

Работа школьной учебно-практической конференции является эффективной формой сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

 

Список литературы: 

1. Гликман Иосиф Залманович. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование). - М.: Логос, 2002.

2. Ерохина Елена Ленвладовна. Воспитываем исследователей на уроках русского языка / Русский язык в школе и дома. - 2015, № 5, 17-19 с.

3. Шустина Ирина Викторовна. Как подготовить научно-исследовательскую работу по языкознанию (методические рекомендации). - Ярославль: ЯГПУ, 2009.

 

 

.  .  .