Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Бальный танец. Европейская программа.

Дата публикации: 2017-10-09 15:23:27
Статью разместил(а):
Алексеева Наталья Валерьевна

Бальный танец. Европейская программа.

Автор: Алексеева Наталья Валерьевна

 

Знание теории и методики преподавания бального танца — необходимое звено подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей школ искусств, училищ культуры.

Учебно-методическое пособие «Бальный танец: европейская программа» ставит задачу дать общее представление о происхождении и развитии бального танца. Цель данного пособия — изучить технику основных шагов и движений бальных танцев европейской программы.

Освоив данное пособие, студенты получат большой объем знаний, который они смогут применить в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Рекомендуется как учебно-методический материал для студентов специализации «хореографическое творчество» училищ культуры в процессе обучения и знакомства с хореографическим искусством народов мира.

Бальные танцы – группа парных танцев, имеющая народные истоки и исполняемая на вечерах, балах, соревнованиях, которые проводятся в помещениях, застеленных, как правило, паркетом, в специальной танцевальной обуви. Из огромного разнообразия как элитных (историко- бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся двумя признаками: все бальные танцы, являются парными; пару составляют мужчина и женщина, танцующие с соблюдением физического контакта.

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Исторический бальный танец – любая форма формально общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. Каждая эпоха имела свой танцевальный стиль и репертуар.

Бальный танец возник в XIV веке в Италии в силу благоприятных условий (разносторонней общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В XVI-XVII веках Франция становится законодательницей бального танца.

В том виде, как мы знаем их сегодня, бальные танцы зародились в Англии в конце XVIII – начале XIX столетия. В этот период танцы были привилегией высшего общества, неотъемлемой чертой великосветских балов. В конце XIX – начале XX века они стали популярны среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы или «общественные ассамблеи». В начале 20-х годов ХХ столетия получили своё развитие соревнования по бальным танцам.

В 1924 году в Англии при Имперском обществе учителей танца было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев. Из всех парных танцев для соревнований были отобраны танцы, наиболее интересные с точки зрения эмоционального и ритмического содержания музыки, танцы, в которых можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ.

С введением современного понятия «танцевальный спорт» термин «бальные танцы» стал сводиться к достаточно узкому понятию «спортивный бальный танец», объединяющий два стиля спортивных танцев: стандартный и латиноамериканский стили, исполнение которых проходит в условиях конкурсных соревнований. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую – самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Европейская программа или стандарт, как ее называют профессионалы, является продуктом стилизации бытовых танцев, народных по происхождению, международных по своей популярности.

Программу европейских танцев, или стандарт (standard), составляют 5 основных танцев, такие, как медленный вальс (slow or english waltz), медленный фокстрот (slow foxtrot), танго (tango), квикстеп или быстрый фокстрот (quickstep) и венский вальс (viennesse waltz). Порядок исполнения танцев на конкурсе бывает разный. Чаще всего танцы следуют в таком порядке: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп.

В последнее время все чаще венский вальс включают в конец соревнования. На знаменитом конкурсе в городе Блэкпул (Blackpool) в 19 Великобритании танцоры соревнуются всего в 4-х танцах европейской программы. Исключение составляет венский вальс, тем не менее, его исполняют все танцевальные дуэты перед началом соревнования, «знакомясь» с паркетом.

Танцы европейской программы имеют самое разнообразное происхождение, различные ритмы, темпы, эстетику и характер, но имеют одну общую черту – закрытую позицию с пятью областями контакта при исполнении всех выполняемых фигур во всех стандартных танцах.

Области контакта:

1. Левая кисть партнера держит правую кисть партнерши.

2. Левая кисть партнерши лежит на руке партнера ниже плеча (в танго за рукой).

3. Правая кисть партнера расположена на левой лопатке партнерши.

В дополнение к этим трем контактам в кистях, есть еще две области контакта:

4. Левый локоть партнерши касается правого локтя партнера.

5. Правые части корпуса (груди) обоих партнеров находятся в постоянном соприкосновении.

При такой позиции обеспечивается идеальная горизонтальная линия рук партнерши (не партнера) и удобное положение кистей и в целом рук партнера. Эта позиция не только позволяет партнерше за счет большого числа контактных областей легко следовать за партнером, но и дает паре настоящую королевскую осанку.

Закрытая позиция сформировалась в те времена, когда мужчины постоянно носили мечи и шпаги. Меч и ножны располагались на поясе слева, чтобы было удобно выхватывать меч правой рукой. Партнерша сдвигалась относительно партнера вправо так, чтобы не зацепляться постоянно за меч, поэтому партнер помещал правую руку за спиной партнерши, при этом имея возможность этой рукой дотянуться до меча, а также прижать партнершу к себе. Когда же партнер брал партнершу в правую руку (под лопатку), дама отвечала на согласие танцевать в такой близкой позиции, кладя свою левую кисть на правую руку партнера. Контакт в левой руке партнера и правой партнерши обеспечивает дополнительный баланс во время танца (раскрытие кисти наружу соответствует рукам в сторону при ходьбе по канату).

В современных танцах существует две различных позиции кистей, предлагаемых разными достаточно авторитетными педагогами – прямая в изгибе кисти рука партнера, либо партнерши. Позиции отличаются из-за разных эстетических взглядов и общего понимания характера европейских танцев – более или менее подчиненное положение партнерши. В основе современной европейской позиции лежит идея о мужской инициативе: партнер ведет, партнерша следует, именно такие отношения фиксирует и демонстрирует данная позиция.

Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 18 века. Темп Венского вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1784 году в Англии образовался очень влиятельный «Бостонский клуб» и начал появляться новый стиль танца - английский, названный впоследствии Медленным Вальсом. Характеристика Медленного Вальса:Танец плавный, движения исполняются слитно и широко. Характер танца подчеркивают небольшие наклоны верхней части корпуса вправо и влево. Музыкальный размер ¾, темп медленный, примерно 30 тактов в минуту.

Техника исполнения шагов: чередование шагов на всю ступню (вперед – с каблука, назад – с носка), на полупальцы с постепенным подъёмом и опусканием на всю ступню в конце третьего шага.

Основные фигуры Медленного Вальса: 

1. “Закрытые перемены” (Closed Changes) вперёд и назад.

2. “Правый поворот” (Natural Turn).

3. “Правый спин поворот” (Natural Spin Turn).

4. “Задержанная перемена” (“перемена хэзитэйшн”) (Hesitation Change)

5. “Виск” (Whisk).

6. “Шассе из пп”, исполненное после фигуры “Виск” (Chasse from pp).

7. “Открытый телемаркикросс хэзитэйшн” (Open Telemark and Cross Hesitation)

8. “Плетение из пп” после фигуры “Виск”, исполнение которой закончено лицом дц (Weave from pp) 

ТАНГО

Существуют несколько версий возникновения танго. В соответствии с одной из них, танго вместе с другими народными испанскими танцами «семейства» Фламенко было завезено с поселенцами в Аргентину. Согласно другой версии, первоисточником является африканский танец tangano, завезенный вместе с рабами-неграми. Наиболее вероятно, что один или оба этих танца в Аргентине слились с гаванским танцем habanera. Другой источник – уругвайская милонга (milonga). Первоначально она стала популярна в низших слоях Аргентинского общества, а в начале XX столетия привлекла внимание и высшего света.

В Париже в 30-е годы в танец были внесены изменения, позиция стала более бальной, и танец приобрел акцентированный характер. Визуальный акцент переместился с ног на голову и движения туловища и рук, при этом отдельные акценты в ногах (типа киков) сохранились, но исполняются существенно реже.

В настоящее время танго – танец страсти, чувственности, темперамента – стал олицетворением соответствующего музыкального стиля, основанного на использовании двухдольного музыкального размера.

Сегодня среди разновидностей Танго помимо бального выделяют аргентинское танго, уругвайское танго, финское танго и старинное танго.

Для танго характерны решительность и четкость, внезапные остановки, неожиданные позы, изменения направлений. Движения в танце похожи на движения кошки со стаккатированным, резким движением головы.

Исходное положение.

Ноги в И.П. находятся в условной 6 позиции: ступни сомкнуты неплотно; носок П.Н. расположен у середины ступни Л.Н. Колени расслаблены, тяжесть тела распределена на всю ступню. Кроме того, в И.П. используется открытая позиция: партнер - тяжесть тела на П.Н., Л.Н. отведена влево-вперед на полупальцы; партнёрша – тяжесть тела на Л.Н., П.Н. отведена вправо-вперед на полупальцы. Расстояние между ступнями соответствует длине ступни или чуть больше. Колени присогнуты и сближены.

Музыкальный размер – 2/4, темп – умеренно медленный (примерно 32 такта в минуту).

Техника исполнения шагов.

И.П. в паре обуславливает технику исполнения шагов. В закрытом положении при шаге вперёд Л.Н. ставится несколько накрест П.Н.; при шаге назад П.Н. ставится несколько накрест Л.Н. Шаги вперёд, вперёд-влево и вперёд-вправо исполняются с каблука. Шаги назад исполняются с подушечки ступни на всю ступню. Шаги в сторону исполняются через внутреннее ребро ступни на всю ступню. На шаге-приставке нога ставится сразу на всю ступню.

При исполнении шагов вперёд, вправо-вперёд и влево-вперёд освобождается и приподнимается каблук опорной ноги.

При исполнении шагов назад во время прохождения свободной ноги мимо опорной  освобождается и приподнимается подушечка ступни опорной ноги.

В момент наибольшего расстояния между ступнями тяжесть корпуса находится на каблуке ноги, расположенной впереди, и подушечке ноги, расположенной позади.

В танго нет подъёмов и опусканий: корпус постоянно находится на одном уровне. Шаги исполняются чуть сверху. Нельзя допускать скольжения ступни по полу.

Основные положения в паре и соединения рук.

Закрытое положение, замкнутая позиция рук.

Дама смещена вправо от Кавалера немного больше, чем в медленном вальсе и фокстроте, ступни П. Н. (Кавалера и Дамы) на одной линии. Ладонь П.Р. Кавалера находится на середине спины Дамы. Кисть Л.Р. Дамы ребром касается корпуса Кавалера ниже правой лопатки. Кисти соединённых рук (Л.Р. Кавалера и П.Р. Дамы) подняты чуть выше уровня плеча Кавалера и отведены в сторону немного меньше, чем в фокстроте. Локти отведены в сторону и находятся на одном уровне, чуть ниже плеча. Головы Кавалера и Дамы повёрнуты слегка влево.

Положение променада.

Позиция рук замкнутая, Кавалер и Дама расположены по отношению друг к другу примерно под углом 30˚. Позиция ног открытая. Голова Кавалера повёрнута влево, голова Дамы - вправо. Их взгляды пересекаются на кистях соединённых рук. 

Следует запомнить:

1.      Все обычные шаги, исполняемые ЛН вперед, делаются в ППДК.

2.      Все обычные шаги, исполняемые ПН вперед, делаются с правым ведущим плечом.

ВЕНСКИЙ ВАЛЬС

Первый Венский Вальс датирован 12–13 столетием и применен в танце под названием «Nachtanz». Венский Вальс пришел к нам из Боварии. Приблизительно в начале 1830 года композиторы Франц Ланнер и Иоганн Штраус написали несколько, очень известных сейчас, вальсов нашей эры, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти Вальсы были весьма быстры, но, сделав ритм танца более удобным, мы теперь называем их Венскими Вальсами.

Вальс – это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте («три четверти»). Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее выделенным, что создает большие трудности для начинающих, а для опытного танцора такой ритм создает восхитительные романтические переливы.

В настоящее время «венский вальс» исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps, hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в центр и вращение (fleckerls), переходящее в contracheck.

Основные фигуры Венского Вальса: 

1. Правый поворот

2 Левый поворот

3.  «Шаг- перемена с ПН»

4. «Шаг – перемена с ЛН»

5. Правый флекерл

6.  Левый флекерл

7. Контра чек 

МЕДЛЕННЫЙ ФОКСТРОТ (SLOW FOX)

Полное название танца – медленный фокстрот (первоначальный «фокстрот» несколько отличается от современного). Этот танец исполняется в ритме 4/4 и темпе 120 ударов в минуту. Более быстрый танец подобного типа назывался «оne step» или «two tep» в викторианскую эру в западном обществе. Названия были разные, но танец один и тот же («один шаг на один удар» или «два шага в один такт»).

Фокстрот был придуман летом 1914 актером водевиля Гарри Фоксом (Harry Fox). В начале своей артистической карьеры он много ездил по Америке, исполняя отрывки из водевилей и танцы между сеансами в кино для привлечения зрителей. Выступления имели большой успех. Фокстрот стал частью его знаменитых представлений на крыше Нью-Йоркского театра. Гарри Фокс исполнял шаги «рысью» (trotting) под музыку ragtime, и публика называла его танец «Fox's trot». Эти шаги отличались необыкновенной гладкостью. И в настоящее время гладкость – одна из основных характеристик фокстрота.

Первоначальный вариант фокстрота исполнялся таким образом, что левая и правая нога ставились одна перед другой по одной линии. В 1950-ых была разработана «пересмотренная техника», в которой левая и правая нога двигаются по своей линии, лишь иногда попадая на чужую. К концу I Мировой войны медленный фокстрот состоял всего из трех шагов (тройной шаг). К концу 1918 года появилась «волна» («the wave»), также называемая «jazz-roll». В 1919 году американец Морган придумал «open spinturn» (открытый спин-поворот). В 1920 году G. K. Anderson с Josephine Bradley придумали два новых движения, без которых невозможно вообразить современный фокстрот: «шаг перо» и «смена направления». Огромное количество фигур, в том числе «heelturns», появилось в 1922 году благодаря Франку Форду.

Фокстрот дал существенный толчок для развития всего бального танца. Комбинация быстрых и медленных шагов создает огромное количество вариаций и приносит намного больше удовольствия, чем выполнение всех шагов в одном ритме, на каждый счет. В фокстроте имеется большое количество разнообразных ритмических сочетаний шагов, он является самым трудным танцем для изучения из-за сложного ритмического характера движения. Большое количество движений из фокстрота было заимствовано для медленного вальса. Танцы типа lindy hop и хастл также частично происходят из фокстрота. Первоначальный танец имел темп приблизительно 160 ударов в минуту, и был описан как «чрезвычайно судорожный». Этот первичный фокстрот сейчас называется «rhythm» или «the blues», или тем и другим вместе. В 1922 ритм упал и «несущиеся» (trotting) шаги были отвергнуты и заменены более солидными, «прогуливающимися» (the saunter). К 1925 году танец стал очень популярным и привел к новой революции в европейских танцах – стопы стали ставить параллельно (до этого использовалась выворотная позиция). Из-за популярности среди бальных танцоров, а затем и среди обычной публики, пришлось ввести медленный синкопированный ритм 4/4. К 1927 танец стал называться медленным фокстротом, а основу его составляли гладкие скользящие движения.

Основные движения танца Медленный фокстрот: 

1. “Перо шаг” (Feather Step)

2. “Тройной шаг” (Three Step)

3. “Правый поворот” (Natural Turn)

4. “Левый поворот” (Reverse Turn)

5. “Телемарк” (Telemark)

6. “Изогнутое перовперо назад” (Curved Feather to Back Feather)

7.  “Смена направления” (Change of Direction)

КВИКСТЕП (QUICKSTEP

Фокстрот и квикстеп (quickstep) имеют общее происхождение. В двадцатых годах многие оркестры играли фокстрот слишком быстро, что вызвало много жалоб среди танцующих. В результате появилось два различных танца: медленный фокстрот (темп 29-30 тактов в минуту) и квикстеп, который исполняется в темпе 48-52 тактов в минуту.

Зародился квикстеп в течение 1 Мировой войны в пригороде Нью- Йорка и первоначально исполнялся африканскими танцорами; дебютировал в американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах.

Годом рождения квикстепа считается 1923 год, когда оркестр Поля Вайтмана (Paul Whiteman) выступал в Великобритании.

Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах фокстрота, сильно отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы XX века. Прыжки в продвижении и на месте, цепочки ходов и другие оригинальные движения в паре – все эти движения попали в квикстеп из трех танцев – чарльстон (сharleston), шимми (shimmy) и black bottom.

В настоящее время квикстеп танцуется в ритме 200 ударов в минуту. Основные движения – это прогрессивные шаги, шассе, повороты, многие другие движения, заимствованные из фокстрота. Базовое движение для начинающих – четвертные повороты. Но основным отличием от других европейских танцев являются «прыжки», как в продвижении, когда пара как бы «cтелется вдоль паркета», c поворотами или без, так и на месте, с оригинальными киками и более сложными движениями.

Простейшие движения танца доступны для начинающих. Большинство из них построено на танцевальном шаге и шассе.

Музыкальный размер – 4/4, темп быстрый, примерно 52 такта в минуту.

Шаги в темпе (М) занимают 2 четверти такта, в темпе (Б) – одну четверть. 

.  .  .