Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Знакомство с инструментом фортепиано

Дата публикации: 2020-11-24 20:42:58
Статью разместил(а):
Кузина Василиса Юрьевна

Знакомство с инструментом фортепиано

Автор: Кузина Василиса Юрьевна

МКУ ДО «Старомайнская детская школа искусств», р.п. Старая Майна, Ульяновская область

 

Введение. 

Методическая разработка «Знакомство с инструментом фортепиано» является результатом поиска профессионально значимой мотивации деятельности учащегося. Сделать игру на фортепиано приятным и увлекательным занятием для ученика 6-7 лет, похожим на приятный досуг, на столь же интересный процесс, как игра с игрушками или чтение любимых книг. В конечном счёте - сделать занятия музыкой увлечением жизни.

Прежде всего надо чтобы ребенок воспринимал занятия музыкой как своё и только своё желание, педагогу в этом случае отводится роль помощника. Когда ученик впервые приходит ко мне, я спрашиваю, какова его цель. Конечно, я помогаю ее сформулировать, но ребенок обязательно должен сам сказать, чего именно он хочет, желание заниматься должно исходить только от него. Для выбора  инструмента, на котором хотел бы обучаться играть учащийся был выбран профориентационный урок для общеэстетического отделения ДШИ и их родителей «Знакомство с инструментом фортепиано».

Работа ориентирована для практических работников, занимающихся проблемами музыкального образования детей. Цель методической работы заключается  в оказании профессиональной помощи молодым педагогам.

Автор: Кузина Василиса Юрьевна  закончила  Димитровградское музыкальное училище в 1980 году по  специальности теория музыки.

В Старомайнской  ДШИ  работаю с 1980 года преподавателем  по сольфеджио, музыкальной литературе, слушанию музыки и фортепиано.

 

Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента ученика. Мы открываем перед детьми таинственный и прекрасный мир музыки, вводим их в волшебный мир звуков и тем самым помогаем рождению настоящих, полноценных, гармоничных людей. В работе раскрыты важные моменты начального периода обучения игре на фортепиано, подчёркивается связь с жизнью и практикой, проводится профессионально значимая мотивация деятельности, учитывается стремление познать новое - что раскрывает целесообразность и актуальность разработки.

1. Профориентационный урок для общеэстетического отделения ДШИ и их родителей «Знакомство с инструментом фортепиано».

Цель: вызвать у детей интерес к игре на фортепиано. 

Задачи:

Образовательные: Познакомить с навыками игры на фортепиано.

Развивающие: Развитие музыкально-образного мышления, творческого восприятия, расширение музыкального кругозора.

Воспитательные: Воспитать интерес и любовь к инструменту.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа о  строении фортепиано, работа над песнями: используется метод объяснения.)
  • Наглядные используются иллюстрации к пьесе «Кошкин дом» для ознакомления, как пример для исполнения некоторых элементов текста, помощь в раскрытии образа.
  • Практические – используется метод показа.

Оборудование:  

  • Фортепиано
  • Синтезатор
  • Нотная литература
  • Наглядный материал
  • Маски героев сказки «Теремок»

План.

1. Организационный момент, знакомство с детьми.

2. Ритмическое упражнение «Едем в школу».

3. Беседа об инструменте.

4. Физкульт – минутка »Стоит в поле теремок».

5. Разучивание песни «Куда летишь, кукушечка?»

6. Игра на инструменте» Кошкин дом».

7. Рефлексия.

 

Ход урока

1. Знакомство с детьми.

Вы пришли в необыкновенную школу, а в музыкальную; поздороваемся  необычно, а музыкально « Здравствуйте, ребята!» (до, ре, ми, фа, соль, ми), а вы мне « Добрый день» (соль, ми, до). Давайте с вами познакомимся, называя своё имя, одновременно прохлопаем в ладоши  каждую часть имени. Дети называют своё имя и одновременно прохлопывают ритм имени.

2.  Ритмическое упражнение «Едем в школу».

Представьте, что мы едем в школу на занятия, выберем машиниста, а остальные дети будут пассажирами. Машинист задаёт темп и ритм, а пассажиры повторяют за ним. От машиниста к пассажирам передаётся стук колёс, вначале в медленном темпе, постепенно ускоряясь, затем постепенно замедляясь, до полной остановки: »Приехали!»

Машинист 

Пассажиры 

Тук,      тук,             тук,           тук, 

Тук,      тук,      тук,       тук, 

Ти-ки,      тук,      тук,      тук. 

Ти-ки,      тук,      тук,      тук. 

Ти-ки,      тук,      Ти-ки,      тук, 

Ти-ки,      тук,      Ти-ки,      тук, 

Ти-ки,      ти-ки,      Ти-ки,      тук, 

Ти-ки,      ти-ки,      Ти-ки,      тук, 

Ти-ки,      тук,    ти-ки,      тук. 

Ти-ки,      тук , Ти-ки,      тук,.  

Ти-ки,      тук,      тук,      тук. 

Ти-ки,      тук,      тук,      тук.  

Тук,       тук,            тук,           тук, 

Тук,        тук,             тук,           тук, 

Слоги повышают точность исполнения, противодействуют ускорению, помогают овладеть темпом.

3. Беседа об инструменте. 

Я вспоминаю себя маленькой девочкой: когда я увидела в музыкальном зале детского сада рояль - этот большой и красивый инструмент, мне захотелось поскорее дотронуться до него и сразу что - нибудь сыграть на нем так же, как играют взрослые. Мне казалось, что это очень просто. Знакомлю с тем, как устроен инструмент. Вам будет интересно наблюдать за тем, как отскакивает молоточек и ударяет о струну, когда нажимаешь на клавишу. При этом фортепиано не любит, когда с ним грубо обращаются, и на резкий удар отвечает таким же звуком - неприятным, резким. Послушаем звучание струны после нажатия клавиши. Я предлагаю детям  потрогать клавиши в разных регистрах. Они услышат, как «мяукает кошка», «шагает медвежонок по лесу» или «поет птичка», причем все это они делают сами, а я им только слегка помогаю. Дети «заражаются», им все больше хочется узнать что - то новое.

4. Физкульт - минутка» Стоит в поле теремок». Вы устали, возможно, немного, давайте поиграем с вами в музыкальную игру »Стоит в поле теремок»; сказку про теремок вы знаете, назовите героев, дети называют. По считалочке выбираем героев сказки, надеваем на голову соответствующие данному герою маски. Преподаватель поёт, дети стоят в кругу, затем названный герой стучится и заходит в круг-«теремок», играем до той поры пока все герои не окажутся в «теремке».

5. Разучивание песни «Куда летишь, кукушечка?» Ознакомление детей  с песней  происходит после короткого вступительного слова преподавателя. В ходе беседы дети, рассказывают о своих впечатлениях, выявляют особенности песни (ответ кукушки, диалог кукушки и человека). Выбираем «кукушку», которая сначала будет петь, а затем ответ кукушки играть на фортепиано.

6. Игра на инструменте  » Кошкин дом». Упражнение, с которого ученик начинает знакомство с клавиатурой. На колокольный звон ребёнок играет на клавише « до» , со слов «бежит курица …» ритмично  сначала проговаривает, а затем и прохлопывает ритм под аккомпанемент преподавателя.

7. Рефлексия.

Ребята, скажите, что вам понравилось сегодня на занятии, хочется ли вам самим научиться  играть на инструменте фортепиано? Ответы детей.

Заключение. 

На протяжении урока подчёркивалась связь с жизнью и практикой, проводилась профессионально значимая мотивация деятельности. В работе с учениками учитывалось стремление познать новое.

Методы и формы обучения на уроке соответствовали в целом триединой цели занятия. Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы, в сочетании с требовательностью и уважением к личности учеников; доброжелательное отношение преподавателя и учеников через организацию работы и создание дружеской обстановки, что способствовало достижению воспитательных задач.

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Занятие проведено результативно. Цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы, в результате успешной работы на уроке сформированы  заинтересованность  игрой на фортепиано, что, несомненно, скажется на дальнейшем обучении.

 

Список литературы:

1. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» (изд. «Советский композитор». 1992г.).

2. А. Шмидт — Шкловская « О воспитании пианистических навыков» (изд. «Музыка» 1985г.).

3. Е.Тимакин «Воспитание пианиста» (М.,1989г.).

4. Т.Б. Юдовина - Гальперина «За роялем без слёз, или я - детский педагог» (изд. «Союз художников» 2010 г.).

 

.  .  .