Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока по обществознанию для 9 класса «Деловая игра «Выборы. Этап голосования»

Дата публикации: 2020-02-23 14:18:12
Статью разместил(а):
Бурмистрова Юлия Николаевна

Конспект урока по обществознанию для 9 класса

«Деловая игра «Выборы. Этап голосования»

Авторы: Бурмистрова Ю.Н. и Галанов Н.Н.

ОГБПОУ «КЭТ им.Ф.В.Чижова», г. Кострома

 

Цель игры:

· распространение знаний в области избирательных прав граждан в молодежной среде,

·  повышение значимости выборов, и главное, этапа голосования в глазах будущих избирателей,

· формирование у молодежи активной жизненной позиции.

Предварительная работа педагога: заранее  необходимо подготовить следующие ресурсы к занятию: две кабины для голосования, опломбированная урна для голосования, избирательные бюллетени, списки голосующих, разбитых по алфавиту (список класса), с возможностью внести дополнительные фамилии избирателей, протокол избирательной комиссии о результатах выборов.

Привлеченные лица:

Председатель ИК – действующий председатель участковой ИК.

Секретарь ИК – действующий  секретарь участковой ИК.

Члены ИК – учащиеся класса, выбранные заранее.

Наблюдатель – сторонний педагог.

План занятия: (45 мин.) Урок последний по расписанию.

1.     Мотивация  - 1 мин. 

2.     Объявление содержания и формы занятия, хода урока – 2 мин. 

3.     Введение в новый материал – 10 мин. 

4.     Интерактивная часть – 30 мин. 

5.     Подведение итогов занятия (рефлексия) – 5 мин.

Ход занятия

1.  Мотивация.

Выборы – это древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников и даже главарей банд или пиратских шаек. Сейчас мы кого-то да выбираем каждый год. Выборы, короткое слово, но как много информации вбирает в себя.

Итак, сегодня мы проведем игру «Выборы. Этап голосования», придерживаясь правил ведения заключительного этапа выборов.

2. Объявление содержания и формы занятия, хода урока.

В ходе нашего занятия мы прослушаем небольшую информацию о выборах, далее вас ожидает голосование, а в конце занятия вы сможете сделать выводы по уроку-игре:

- получилось или нет?

- насколько важны сами выборы и голосование в частности?   

3. Введение в новый материал.

Что такое выборы?

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Но, выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.

Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.

В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа.

В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.

Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве.

Что такое избирательное право?

Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.

Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более, чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.

Участие в выборах – право или обязанность?

Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом.  Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому, во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг. Например, в Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии, уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.

Принципы избирательного права.

Принципы избирательного права – это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определённых цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.

Выборы являются равными. Устанавливается единая норма представительства, согласно которой создаются примерно равные по численности избирательные округа, избиратель включатся только в один список для голосования. Каждый голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Выборы являются прямыми. Депутаты и президент избираются гражданами непосредственно.

Выборы являются свободными. Избиратель сам решает, участвовать ли  ему в выборах или нет и за кого голосовать.

Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей со стороны исключён. Однако это не лишает избирателя права добровольно высказаться о том, как он проголосовал.

Избирательные системы.

Для того чтобы лучше ориентироваться в избирательном процессе, нужно понимать, что многие особенности связаны с тем, в рамках какой избирательной системы проходят выборы.

Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на мажоритарные и пропорциональные.

При мажоритарной избирательной системе (Беларусь, США, Великобритания, Франция) от каждого избирательного округа выбирается один депутат. И, значит, выдвижение кандидатов происходит в округах, на которые разбивается страна.

Пропорциональная избирательная система (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. В этом случае для всех избирателей страна становится будто бы большим округом, в котором соперничают политические партии.

Та и другая система, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки, потому в некоторых странах, в т. ч. России применяют смешанную систему, основанную на принципах мажоритарной и пропорциональной систем (Франция, Италия, Польша).    

4. Интерактивная часть - деловая игра «Выборы. Этап гоосования».

Учитель напоминает, что на предыдущем уроке были избраны три кандидатуры на пост ответственного дежурного по школе и необходимо проголосовать за одну из данного списка.

Председатель участковой избирательной комиссии объясняет процедуру прохождения голосования (подойти к членам ИК соответственно своему списку по букве алфавита, предъявить паспорт, получить избирательный бюллетень, пройти в кабину для голосования, проголосовать (отдать свой голос только за одного кандидата), выйти из кабины, отпустить бюллетень в избирательную урну, спокойно, не шумя, наблюдать подсчет голосов, ожидать решение избирательной комиссии). Победитель определяется большинством набранных голосов (мажоритарная система).

Этап голосования.

Работа членов ИК, внимательное наблюдение учеников, комментарии педагога по мере необходимости. Погашение неиспользованных бюллетеней, вскрытие урны, подсчет бюллетеней, сравнение выданных и использованных (например, их совпадение или не совпадение комментируется педагогом), подсчет голосов, оглашение количества голосов за каждую кандидатуру (запись на доске), далее формируются и упаковываются скотчем бюллетени с голосами, отданными за конкретного кандидата, списки голосовавших, погашенные бюллетени.

Предоставляется слово наблюдателю.

Предоставляется слово победителю.

5. Подведение итогов занятия.

В конце занятия ученики делают выводы по уроку-игре:

- получилась она или нет?

- насколько важны сами выборы и голосование в частности?

- какие уроки можно извлечь из нашего занятия?

Сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах, сами поучаствовали в голосовании. Надеюсь через три года Вы серьезно отнесетесь к выборам и обдуманно отдадите свой голос за того или иного кандидата или партию.

 

.  .  .