Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Метод проектов как современная педагогическая технология в системе СПО

Дата публикации: 2019-12-12 15:52:46
Статью разместил(а):
Рыбников Сергей Владимирович

Метод проектов как современная педагогическая технология в системе СПО

Автор: Рыбников Сергей Владимирович

    ГБПОУ СО «Краснокутский политехнический лицей», г. Красный Кут, Саратовская область

 

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя

Элберт Хаббарт

 

Российское профобразование движется по пути развития практико-ориентированного обучения.

Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения, ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. В связи с этим профессиональное образование должно изменить традиционную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение полученных знаний.

Выполнению требований ФГОС СПО способствует внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, одной из которых является технология проектной деятельности.

Активное применение данной технологии в учебном процессе СПО, способствует формированию и повышению  профессиональных компетенций обучающихся.

Инновационная деятельность ГБПОУ СО «Краснокутский политехнический лицей», нацеленная на работу с обучающимися   по стандартам WorldSkills, подготовку студентов по ТОП-50, предполагает внедрение технологии проектной деятельности, позволяющей совместить теорию и практику в подготовке специалистов. 

ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Метод проектов был разработан в начале XX века американским учёным Дж. Дьюи и американским психологом, педагогом К.Патриком с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность обучающихся с учётом их личных интересов. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.

«Всё, что я познаю,  знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания  метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В настоящее время метод проектов является наиболее адекватным среди разнообразных направлений современных педагогических методик и технологий.

ПРЕИМУЩЕСТВО МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В чём же преимущество проектного обучения?

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Участие в проектной деятельности обучающихся по стандартам СПО дает возможность  активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

В проектном обучении ценны не результаты, а сам процесс.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проектный метод позволяет дифференцированно подходить к обучению будущих специалистов.

Происходит развитие навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных (работа в группе – не подвести товарища, соперничество – кто лучше?).

Умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Разумеется, не во всякой профессиональной деятельности есть простор для креатива, однако умение мыслить творчески поможет обучающимуся при возникновении непредвиденных, спорных и конфликтных ситуаций.

Для студента проект – это возможность:

  • научиться проводить маркетинговый анализ рынка;
  • познакомиться с запуском краудфандинговой платформы;
  • научиться применять полученные знания, умения и навык;
  • создать потенциальный стартап;
  • продемонстрировать достигнутый результат;
  • проявить инициативу и самостоятельность.

Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и компетенций.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Отличительная черта  проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2. Проблема, предлагаемая обучающимся, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

3. Необходимо вовлечь в работу всех обучающихся группы, предложив каждому задания с учетом уровня  компетенций.

 В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания специализированного предмета. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.

Новизна подхода в том, что обучающимся дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания  выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор обучающихся, закрепить изученный материал.

Овладение знаниями в процессе проектной работы доставляет обучающимся истинную радость познания, повышает их уровень знаний и навыков. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, следующих рекомендаций:

•   во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать их, желательно поощрять самостоятельность;

•   во-вторых, должен быть четкий план  выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал, больше практики, нацеленной на продукт проекта.

•   в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию  проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого студента;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с обучающимися.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности участников проекта к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются  обучающиеся разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта

Одни проекты оформляются  самостоятельно, другие, требующие помощи  создаются  непосредственно в коллективе.

Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить  перед одногруппниками, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Технология метода проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей жизни.

Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.

Метод проекта в процессе обучения позволяет включить обучающихся в исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.

Продукт проекта может быть использован в  участии на площадках,  действующих в формате инфраструктуры движения WorldSkills Россия и других мероприятиях, включённых в национальный проект «Образование».

Вовлечение обучающихся  в проектную деятельность как основного этапа в выборе профессии и образовательной траектории создаёт новые возможности для  социализации обучающихся.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Лазарев Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании [Текст]/Т.В. Лазарев//Первое сентября. - 2011. - № 1. - С. 9-10

2. Моор М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов [Текст]/М.В. Моор //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С. Сергеев.- М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.

4. Судакова С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.

 5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]/И.Д. Чечель//Директор школы.- 1998.- № 3.-С. 11-17.

 

.  .  .