Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование социальных компетентностей при изучении физики

Дата публикации: 2019-10-10 13:28:53
Статью разместил(а):
Кречко Светлана Анатольевна

Формирование социальных компетентностей при изучении физики

Автор: Кречко Светлана Анатольевна

МБОУ «СОШ № 5», г. Владимир

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой является формирование социальных компетентностей школьников. Выпускник школы должен обладать самостоятельностью  и оригинальностью  мышления, ответственностью, инициативностью, коммуникабельностью, конкурентноспособностью.

На мой взгляд, роль физики  в развитии социальных компетентностей школьников, не просто велика, а самая значительная. В процессе обучения физике формируются потребности к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию, объяснять наблюдаемые явления, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи, общаться и понимать друг друга, сотрудничать, участвовать в совместном принятии решений.

Наиболее эффективным способом развития социальных компетентностей обучающихся является использование самых современных коллективных методов обучения, создание разнообразных условий для успешного социального взаимодействия, сотрудничества при решении учебной задачи. Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию   ответственности, саморегуляции, адекватной самооценки, позитивной мотивации учения, владению средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.

Групповая форма работы учащихся и работа в парах наиболее целесообразна при проведении лабораторных работ и практикума по решению физических задач. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения планов совместных действий в работе над проблемой, анализ полученных результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, взаимопомощь при обобщении и формулировке вывода, ответственность каждого за успехи и ошибки общей  работы.  Школьники могут по очереди сотрудничать друг с другом, выступая, то в роли обучаемых, то в роли обучающих, так, что каждый может продвигаться, используя свои способности. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, характер взаимодействия детей, отмечает успехи и неудачи. 

Организация проектной деятельности также формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. В своей работе я использую различные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, которые учащиеся защищали   на уроках, школьных и городских научных конференциях. Вот темы некоторых проектов:

- «Уникальное вещество – вода!»  (Над проектом активно работали группы “физиков”, “химиков”, “биологов”, “экологов”, “путешественников» по выбранным темам исследований: «Физические и химические свойства воды.  Влияние ультразвука, ультрафиолетового излучения, электрического тока, магнитного поля  на воду. Воздействие воды на живые организмы. Исследование серебряной воды. Исследование жесткости воды». Ребята демонстрировали экспериментальные установки, фото- или видеоматериалы со своими совместными исследованиями; объясняли полученные результаты, используя   компьютерную презентацию, отвечали на вопросы других учащихся. Ребята учились критически оценивать информацию, получаемую из различных источников (например, исследования Эмото о памяти воды); отбирать научные факты, опровергать необоснованные гипотезы, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.)

- «Человек внутри биосферы» (Учащиеся 11 класса рассмотрели и выявили основные проблемы взаимодействие человека с земными  сферами: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой; наметили практические пути решения некоторых из них)

- «Исследование взаимных преобразований электромагнитных волн» (Ученики 11 класса создали рефлексный транзисторный АМ приемник; приемник прямого усиления; АМ радиопередатчик; УКВ ЧМ приемник; музыкальный центр; электрогитару. Работа  отмечена Дипломом I степени на городской научно-практической конференции школьников.)  

Проектно-исследовательская деятельность развивает познавательную и социальную активность, дает каждому возможность проявить свои способности, познать себя, самоутвердиться, сотрудничать с одноклассниками и учителем,  вступать в диалог,   вести дискуссию, обсуждать, предлагать и отстаивать свою точку зрения. А самое важное дает каждому ребенку радость сопереживания, общения, понимания, открытия  и успеха!

Очень важным этапом является оценивание успешности учащихся при выполнении проектного исследования. Самой значимой оценкой для ребенка является общественное признание его самостоятельности, успешности, значимости. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. По окончании работы над проектом я предлагаю участникам анкету, позволяющую выделить, что в совместной работе было наиболее ценным, интересным; с какими проблемами встретились ребята; как сделать проект более содержательным; возможные пути продолжения работы по данной теме. Педагогу будет интересна анкета по самооценке работы в группе на различных этапах проекта: от выбора проблемы и подготовки исследования до постановки экспериментов и презентации результатов совместной работы.

Для развития социальной компетентности в процессе обучения физике я использую дидактические игры, как предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми. Игра активизирует познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения повышается мотивация учения, возрастает уровень заинтересованности, вырабатываются и совершенствуются учебные навыки и умения. В игре обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий   с другими игроками; соблюдая правила игры, ее участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради совместных действий.  Через игру легче формируется культура восприятия человеческих ценностей. Мною были разработаны и проведены обучающие, контролирующие и обобщающие игры: «Турнир экспериментаторов» при обобщении темы «Тепловые явления» в 8классе; игра-путешествие «В мире звуков» (9 класс), «Давление в природе» (7 класс); «Суд над инерцией» в 7 классе; «Своя игра» по теме «Тепловые явления» (8 класс); конкурс «Эрудит» для 7-8 классов и другие.

Еще один аспект, в котором для учащихся раскрывается социальная ценность физики, - патриотическое воспитание. Оно должно быть направлено на формирование чувства гордости за свою страну и сопричастности ко всем явлениям и процессам, которые в ней происходят. Решению этой задачи способствует знакомство с научными открытиями русских ученых, с применением научно – технических достижений. Большую значимость имеют не только уроки, но и общешкольные проекты:

- «Пятидесятилетие первого полета человека в космос» (Старшеклассники подготовили презентацию «История космических полетов», поэму «Покорителям космоса посвящается», игру-викторину «Что ты знаешь о космосе» (для 1-5 классов), Конкурс эрудитов «Эра космонавтики» (для 6-9 классов))

- «К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова» (одиннадцатиклассники выступали перед учащимися 1-6 классов с рассказом о жизни, творчестве и научной деятельности великого русского ученого, проводили викторины и конкурсы для учащихся 7-10 классов)

- «Ученые-физики в годы Великой Отечественной войны», «Физики нашего края» (Ученики готовили презентации, плакаты, выступления о достижениях ученых физиков и их вкладе в общую победу над врагом)

Большое значение при формировании морально – нравственных позиций личности имеет   работа учащихся с ценностно- ориентированными текстами, дискуссия по проблемным вопросам («Ответственность ученого за  последствия своих открытий: ДВС, ГЭС, АЭС, водородная бомба …») 

Один из показателей социальной компетентности – сформированность экологической компетентности. Несколько  лет в школе работает научное общество «ЭКО+», главными задачами которого являются  создание среды для развития интеллекта учащихся, приобщение к научно-исследовательской работе в области охраны окружающей среды, формирование культуры общения и реализация творческой активности. Направления и формы деятельности общества «ЭКО +»: участие в школьных олимпиадах и  научно-практических конференциях, организация «Дней защиты от экологической опасности, участие в акциях по защите окружающей среды,  проведение  недели естественных наук, участие в городских, областных конкурсах.    Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, выполнив свой проект  на достаточно высоком уровне, позволяет стать участником научно-практических конференций, а самое главное – приобрести опыт общественно полезной деятельности.   

Участники проекта  экологической направленности  "Молодежь и природа" проводили опрос среди жителей микрорайона, выявляющего степень осведомлённости об экологическом состоянии микрорайона, города; изучали теоретическую базу по проблеме проекта; разрабатывали  мероприятия по оценке уровня шумового и радиационного загрязнения микрорайона, уровня загрязнения водоемов;  изучали и разрабатывали способы переработки и вторичного использования отходов; исследовали природные объекты микрорайона; встречались с представителями различных профессий; проводили акции по защите окружающей среды; представляли результаты проекта на школьной конференции.

В целях повышения интереса к науке, экологической компетентности, познавательной активности в ходе исследовательской деятельности, развития творчества учащихся ежегодно в девятых классах я провожу элективные курсы «Физика и экология», «Физика и человек». В рамках курса организуются экскурсии в информационный атомный центр, диагностические лаборатории, «Горводоканал», предприятие УНР-17, Новоалександровский полигон, завод по утилизации ртутных ламп, мусороперерабатывающую станцию и многие другие.

Научно-исследовательские походы являются эффективными формами организации исследовательской деятельности учащихся, вызывают огромный интерес, представляют возможности в коллективном сотрудничестве решать поставленные задачи, общаться, проявлять свои организаторские способности. При изучении природы, внимательном наблюдении природных явлений развивается забота об охране природы и бережном отношении к ее богатствам. Ребята творчески подходят к выбору практических заданий, например:

- Исследования природных объектов вблизи п.Суромна, д. Сущево, Вл.ТЭЦ ( Наблюдение за температурой воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха, осадками, ветром.   Исследование водоемов (ширины, глубины, среднего давления воды на дно, скорости течения и температуры).  Экологические исследования источников.   Исследование геомагнитного поля.)

По инициативе ребят проводятся акции по очистке территории от мусора, благоустройство родников, посадка деревьев.

-  Исследование парка «Добросельский». Исследование экологического состояния парка, уровня шумового и радиационного загрязнения. Создали электрифицированный стенд «Экологическая тропа парка «Добросельский».

Знакомство с природными, культурно-историческими особенностями района способствует развитию патриотизма, а привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности способствует экологическому воспитанию. Походы и экспедиции предполагает проведение пеших маршрутов, проведение мероприятий в экологически чистых районах способствует укреплению организма, полевые условия жизни - закаливанию организма. Эмоционально-практическая форма общения побуждает учащихся проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний, создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, оптимизма.

Помочь учащимся овладеть социальным знанием, освоить нормы и правила жизни в обществе, сформировать готовность к осознанным решениям и к индивидуальному, социальному и гражданскому действию поможет элективный курс «Физика в профессиях» для учащихся 9 классов. Группы учащихся самостоятельно знакомятся с профессиями   архитектора, конструктора, врача, ученого, энергетика, летчика, космонавта, геолога, военного, механика, лаборанта,  эколога, строителя, криминалиста, водителя, слесаря и т. д. Работая в команде, школьники  определяют значение физических знаний в каждой из профессий, выступают с презентацией своей работы, отвечают на вопросы одноклассников. Очень интересными и полезными для ребят  являются  организация   и проведение экскурсий на различные предприятия города. Элективный курс «Физика в профессиях»  не только позволяет показать значимость физических знаний, но и  содействует профессиональной ориентации будущих выпускников, формированию чувства ответственного (профессионального) отношения к выполнению основных социальных ролей человека.

Несколько лет  работает в школе «Творческая физическая лаборатория». Основной целью является конструирование физических приборов и приспособлений для школьного физического эксперимента, приборов для моделирования различных закономерностей и демонстрации технических применений законов физики, исторических моделей и измерительных приборов.  В коллективном процессе конструирования учащиеся могут применить свои теоретические знания в новой ситуации,   выработать план совместных действий, осуществить его и представить результаты своего творчества  одноклассникам.      Работая в небольших группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Примеры моделей и приборов, выполненных учащимися:

1.  Исторические проекты  (модель подъемника и  метательной машины древнего времени; модель фонтана Герона)

2.  Технические модели (модели паровой и реактивной турбины; модель радиоприемника и радиопередатчика)

3.  Модели исторических опытов (модели опыта А. Ампера,  А.С. Попова, Г. Герца)

Старшеклассники в конце года представляют на научно-практическую конференцию свое исследование, проект. Многие из них являются победителями    школьных, городских и областных научно-исследовательских конференций.       Во время недели естественных наук участники «Творческой физической лаборатории» проводят экскурсии для младших школьников в кабинете физики, демонстрируют приборы, изготовленные своими руками, показывают занимательные физические опыты и фокусы.   Учитель создает атмосферу, в которой ребята проявляют свои умения слушать собеседника,  эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.    Это способствует  формированию научного сообщества детей и  педагогов, более тесному сотрудничеству и общению единомышленников.                                                        

Учитель должен владеть приемами мотивации учебной деятельности, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, обучать приемам рефлексии и самоанализа собственной деятельности, создавать положительные эмоции в процессе обучения.  Анализируя достижения, ошибки, пробелы учащихся, необходимо продумать и организовать дальнейшую деятельность, построить индивидуальную траекторию развития каждого. В целях диагностики я использую: 

- Методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей (Авторы В.В. Синявский, Б.А. Федоришин);

-  Методика изучения мотивации обучения у  старшеклассников (автор Лукьянова М.И.)

- Опросник креативности Джонсона (в модификации Е. Туник)

На всех этапах работы, безусловно, важными результатами являются повышение у учащихся   познавательного интереса к предмету, развитие  творческих,  организаторских и коммуникативных способностей, социальной активности, желания творчески жить в обществе и успешно сотрудничать.

Физика как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования социальных компетентностей учащихся.  

 

Список литературы:

1. Хуторской А.В. Ключевые компетентности: технология конструирования // Народное образование. – 2003. - №5.

2. З. А. Скрипко. Морально-нравственный компонент как составляющая социальной компетентности  учащихся начального профессионального образования //Вестник ТГПУ.   2011. 10 . 

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. 

4.  Скрипко З.А., Седюкевич О. П. Формирование мировоззренческих компетенций на уроках физики // Сб. материалов Всероссийской  научно-практической конференции «Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов», Новосибирск, НИПКРО,   2009.

5. Донскова Е.В. Формирование ценностно – смысловых компетенций учащихся на уроках физики // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. №9.

 

.  .  .