Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Декоративная композиция в керамике на занятиях по предмету "Скульптура"

Дата публикации: 2019-10-08 04:33:29
Статью разместил(а):
Сафронова Анна Аркадьевна

Декоративная композиция в керамике на занятиях по предмету «Скульптура»

Автор: Сафронова Анна Аркадьевна

МБУ ДО «Детская художественная школа», г. Советск

 

Скульптура – это создание объемных изображений из твердых или мягких материалов. Лепкой называется техника выполнения скульптуры из мягких материалов: пластилина‚ глины‚ папье-маше. В 1 классе основу программы составляет развитие умений и навыков ручной лепки и декорирования различными способами‚ развитие чувства материала и пластической формы. Лепка как вид художественного творчества развивает наблюдательность‚ воображение‚ эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности‚ формирует у учащихся объемное видение предметов‚ при этом осмысляются пластические особенности формы и материала‚ развиваются чувства цельности композиции и понятие гармонии формы и содержания.

Занятия лепкой строятся на пошаговом овладении навыками работы с глиной.

Предметный модуль «Скульптура» для 1 классов составляет согласно учебному плану: 68 учебных часов, по 2 учебных часа в день, 1 раз в неделю из расчета 34 учебных часа в полугодие.

Срок реализации – 1 год.

Лепка из глины дает обучающимся хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами‚ совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе. Это является важным условием для успешного освоения таких дисциплин‚ как рисунок‚ живопись‚ композиция.

Процесс обучения на протяжении всего курса строится от простого к сложному, с изучением основ изобразительного искусства‚ художественного конструирования‚ истории народных традиций и промыслов‚ технологических приемов лепки из глины, с формированием у детей основ целостной эстетической культуры в процессе творческого труда. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок‚ эскизов и выполнение работы в материале.

Основные формы обучения курса «Скульптура»:

- лепка предметов с натуры и по воображению;

- краткосрочные зарисовки и наброски;

- различные упражнения по технике лепки и декорирования;

- беседы о декоративно–прикладном творчестве и народных промыслах.

Занятия лепкой позволяют на практике получить понятие о положении объемной формы на плоскости и в пространстве‚ развить чувство пропорций и ритма–чередования больших и малых величин или ритмических повторов. Лепка руками способствует развитию необходимого учащемуся чувства осязания‚ трехмерного восприятия объемной формы, это является важным условием для правильного анализа и успешной передачи объема в пространстве.

Развитие умения и навыков ручной лепки сочетается в данной программе с изучением закономерностей и приемов построения декоративной композиции в керамике, обучением приемам переработки форм предметов окружающего мира (растительности, животных) в декоративную композицию в материале.

Условно можно выделить следующие элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет ,плоскостное или объемное пластическое решение. Для постижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом.

В декоративной скульптуре тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу. Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного искусства, рассказывает о людях, вещах или событиях.

Но при этом изобразительный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит украшению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изображения .

Занятия с детьми младшего школьного возраста основами декоративной композиции в лепке могут очень помочь в дальнейшем обучении в старшей художественной школе. То, что детям тяжело понять теоретически, можно отработать техническими навыками создания композиций на уроках лепки. Основные сложные понятия – пропорции, симметрия-асимметрия, композиционный центр, цветовое решение и т.д. – можно активно включать в упражнения по рисованию орнаментов, по лепке игрушки, росписи различных форм разными материалами.

Сочетание игры, интересного рассказа и повторения несложных операций, в результате которых можно получить интересные и красивые вещи, возбуждают интерес к обучению и постижению законов гармонии в изобразительном искусстве. Формирование художественного вкуса, цветовой культуры и бережного отношения к народному искусству также складывается на уроках по декоративному искусству и лепке.

Керамика открывает большие возможности для обучения композиции и стилизации. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их, так же развивается умение видеть и понимать обьем, силуэт формы и ее пропорции.

Структура программы занятий:

1. Знакомство с материалом, его возможности и свойства, простейшие приемы работы с глиной: лепка из целого куска, фактура поверхности в керамике, способы склеивания частей. Задания: лепка геометрических форм, лепка мелкой пластики. Композиция на тему рассказов о природе.

2. Плоская керамика: лепка из пласта, декорирование изделий. Задания: лепка плакетки с рельефом, лепка изразца по мотивам традиционного. Композиция на тему декоративного панно.

3. Пустотелая керамика: ручная формовка, лепка жгутом и пластом, комбинирование сложной формы. Задания: лепка шкатулки из пласта, лепка сосуда жгутом, лепка декоративного сосуда по свободному выбору.

4. Народная игрушка. Задания: лепка игрушки по мотивам традиционной, лепка игрушки по своему эскизу. Композиция на тему русских сказок.

Итоговой контроль результатов образовательной деятельности осуществляется в конце учебного года в форме выполнения обучающимися итогового задания по скульптуре: «Лепка и декорирование сосуда».

 

.  .  .