Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок биологии "Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека"

Дата публикации: 2019-09-07 21:35:39
Статью разместил(а):
Меликсетян Марине Людвиговна

Урок биологии "Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека"

Автор: Меликсетян Марине Людвиговна

МБОУ СОШ, г. Пионерский, Калининградская область

 

Эпиграф:

«Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой»

 

Цель и  задачи урока:

Формирование общеобразовательных компетенций:

·         развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование коммуникативных компетенций:

·        развивать умение работать в  группах;

·        формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;

·        развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

·        способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.


Планируемые результаты: (Формируемые УУД) 

- Предметные: иметь представление о роле дыхания во время передвижений человека, о причине и последствиях горной болезни, об адаптации человека к высотным условиям.

- Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления, определять общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

- Личностные: осуществлять социальные функции обучающегося, уметь видеть и ценить красоту, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сочувствовать другим людям, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить им выходы из спорных ситуаций; развивать навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, следовать установке на безопасный и здоровый образ жизни.

 

№п/п

название этапа урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

1

Оргмомент

Приветствие учащихся, ознакомление с эпиграфом и планом урока.

слушают

2

Актуализация

- Вы знаете, что при нарушении в одной из сфер географической оболочки наущаются все другие оболочки.

- Так и при нарушении работы любой системы в организме, это отражается на функционировании других систем и организма в целом. 

- Назовите это свойство

О каком свойстве идет речь?

- Из каких циклов состоит дыхание?

-Как называется периодичность природных процессов?

- Как называется изменение природных зон на равнинах и в горах? -----Какому свойству соответствуют эти понятия?

- Есть ли взаимосвязь между зональностью и дыханием?

Читают стихи

- Целостность.

- Ритмичность.

- Зональность

 

3

Вызов и деление на группы

 «Каникулы в горах: польза или вред?»

Сегодня ваша задача ответить на этот вопрос и дать рекомендации. 

 

4

Изучение новой темы

 

 

Блок географии

Высотная поясность

Работают по карточкам

Блок биологии

Работа в группах

- Я возвращаюсь к главному вопросу урока: «Каникулы в горах: польза или вред?»

Но, давайте вспомним.

 

- Как устроены органы дыхания, как они функционируют? 

Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потребляет кислород и выделяет углекислый газ. Без кислорода человек не в состоянии прожить и несколько минут. Организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

- Что такое внешнее дыхание и внутреннее дыхание?

Внешнее дыхание – это газообмен между организмом и окружающей средой. А внутреннее дыхание – это расщепление органических соединении с помощью кислорода с целью получения энергии. Процесс протекает в митохондриях клеток.

- Что такое глубокое дыхание и какова его роль в организме? 

Оно очень важно для общего состояния здоровья человека. Если он неправильно дышит, кровь не до конца очищается – тело не получает необходимой ему нормы питания. Как результат – болезнь, падение жизненного тонуса, сил и настроения, отсутствие энергии и бодрости.  Без достаточного количества свежего воздуха кровь не обретает ярко-красный оттенок, оставаясь синюшной и тёмной. Человек очень теряет в весе, выглядит измождённым и усталым. И наоборот, тот, кто дышит правильно и глубоко, отличается отменным здоровьем и отличным телосложением. В норме, артериальная кровь должна содержать в себе 25% кислорода.

- Откройте тетради по биологии и запишите ответы на вопросы, которые появятся на экране.

По презентации выполняют задания, обмениваются работами с другом по парте. Проверяют работы, считают баллы.

Представить текст «Дыхание в горах». Вопросы:

-Каковы причины этой болезни?

- Что происходит с организмом на высокогорье?

Как человек адаптируется к горным условиям?

Ваша задача на ближащие 10 минут:

Получив свой пакет заданий в течение  10 минут вы работаете в группах.

Каждая группа получает свой текст работы.

После истечении срока по одному представителю от параллельных групп прошу выйти и по очереди представить работу своей группы, при необходимости дополнить или поправить.

А в конце обсуждений устно предлагают рекомендации и думают над вопросом урока: «Каникулы в горах: польза или вред?»

Работают в группах, представляют работу, участвуют в обсуждении.

 

Вопросы для 1 группы:

1.      Что такое горная болезнь? Чем это вызвано?

2.      Какие стадии гипоксии бывают?

3.      Какие формы гипоксии бывают?

 

Вопросы для 2 группы:

1.      Каких систем органов затрагивает гипоксия?

2.      Каким образом меняется функционирование организма?

3.      Какие интересные факты узнали про гипоксию?

 

Вопросы для 3 группы:

  1. Есть ли профилактика горной болезни?
  2. Что надо соблюдать при акклиматизации?

3.      Как адаптируются местные жители?

Блок географии

Видеоряд

Выберите горы со схем на партах и высоту, где вы бы чувствовали хорошо и любовались пейзажем.

 

5

Рефлексия

Вернемся к эпиграфу урока.

Учащиеся высказывают свои мнения.

6

Д/З

Изучить текст на стр.

Записывают д/з в дневнике.

 

«Дыхание в горах»

Родиной древнейших цивилизаций считают благодатную в природном отношении полосу, простирающуюся от Китая до Средиземноморья. Однако со временем человек стал осваивать и другие районы планеты. Появились жители и в высокогорных областях. Много веков тому назад были заселены высокогорные области Тибета и Анд. Именно в Андах на высоте 4,5 км над уровнем моря впервые (XVI в.) испанские завоеватели Америки столкнулись с «горной болезнью». У больных появилась резкая одышка при движениях, общая вялость, головная боль и другие неприятные явления.

Объяснить причины этой болезни смогли лишь только через три века, благодаря работам французского ученого П.Бера. Он доказал, что «горная болезнь» возникает в результате низкого парциального давления кислорода в разреженной атмосфере. Ученый отметил, что развитие болезни начинается именно с 4 тыс. м и нарастает по мере подъема.

Каковы же пределы человеческих возможностей? Где та граница, которую человек не смог бы перешагнуть, поднимаясь все выше и выше в небо. В настоящее время уже десятки альпинистов поднимались без кислородного прибора на вершину Эвереста (8848 м над уровнем моря). Итальянец Р.Месснер совершил это восхождение дважды. Однако самое выдающееся достижение в покорении высоты принадлежит нашему соотечественнику Ю.Голодову. В ходе подготовки к штурму Эвереста он работал в камере низкого давления без «кислородного подкрепления» в условиях, соответствующих высоте в 11 км.

Возможности человеческого организма отнюдь не безграничны. Их можно мобилизовать путем тренировки, но их границы нельзя расширить, ибо диапазон возможных приспособительных реакций генетически запрограммирован. Критическим считается парциальное давление кислорода, приблизительно равное 1 мм рт.ст. на наружной поверхности клеточной мембраны. При этом давлении нарушается работа цепей переноса электронов в митохондриях.

 

1

Как привольно дышится в степи,
Воздух чист, наполнен ароматом.
Я люблю в вечерние часы
Любоваться красками заката.

2

Легко мне дышится в лесу,
Для мыслей отдых и покой,
Его зеленую красу
В стихах я унесу с собой.

3

Здесь воздух чист и свеж, как поцелуй младенца, 
И от заснеженных вершин глаз трудно оторвать, 
А от отвесных диких скал трепещет сердце!...
Вокруг величие, покой и благодать … 

.  .  .