Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Жанр прелюдии в творчестве К. Дебюсси

Дата публикации: 2019-09-05 19:08:27
Статью разместил(а):
Сафина Альфия Котдусовна

Жанр прелюдии в творчестве К. Дебюсси

Автор: Сафина Альфия Котдусовна

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»

 

Клод Дебюсси является одним из последних крупных западноевропейских композиторов XX века, в творчестве которого роль прелюдии сыграла важную роль наравне с творчеством И.С. Баха и Ф. Шопеном. Цикл из 24 прелюдий был создан композитором в конце творческого пути – первая тетрадь в 1910 году, а вторая в 1913 году.

Прелюдии К. Дебюсси – это итог композиторской деятельности, который является характерным примером использования круга образов, музыкального содержания и стиля композитора. Циклу также присуще эстетические взгляды и художественные методы композиторов-импрессионистов: способность прелюдии к воплощению отдельных, сменяющихся друг друга впечатлений, отсутствие обязательных схем в композиции, импровизационная свобода высказывания.  

В отличие от шопеновских прелюдий (для которых характерно богатство образного содержания и жанровых связей) у К. Дебюсси не ощущается цикличность – взаимосвязь всех или части прелюдий, которая обусловлена общей идеей или единой логикой музыкального развития. 24 прелюдии композитора-импрессиониста отличаются разнообразием живописно-поэтической тематики и ярким колоритом музыкального  языка.

В основе каждой из прелюдий лежит программа, а само произведение имеет пост-заголовок – программное название, которое фигурирует в конце музыкального текста. К. Дебюсси  предполагал, что слушатель сверит собственное ощущение с авторским впечатлением. Такая программность близка Стефану Малларме (один из лидеров французского символизма), который писал: «Назвать предмет – значит на три четверти уничтожить наслаждение от поэмы; внушить его образ – вот мечта».

Композитор вынес в названии образ каждой миниатюры, указывающий на то, что стала источником впечатления. Например, часто композитор черпал вдохновение из картин природы: море (в «Парусах», «Туманах», «Ундине», «Затонувшем соборе»), воздушная стихия («Ветер на равнине», «Звуки и ароматы реют в ночном воздухе…», «Что видел западный вечер»), свет («Терраса, посещаемая лунным светом», «Фейерверк»). Часто источником образа служили произведения изобразительного искусства – «Дельфийские танцовщицы», «Канопа», «Ворота Альгамбры», а также ряд литературных сочинений – «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» (по стихотворению Ш. Бодлера), «Терраса, освещаемая лунным светом» (по П. Лоти) и т. д.

Особое место занимают жанрово-бытовые прелюдии («Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры») и музыкальные портреты («Девушка с волосами цвета льна», «Генерал Лявин-эксцентрик», «В знак уважения С. Пиквику»). В этих миниатюрах К. Дебюсси использует бытовые танцевальные жанры самых различных эпох и национальностей, например, народный испанский танец в «Прерванной серенаде» и «Воротах Альгамбры», современный эстрадный танец времен К. Дебюсси кэк-уок – «Генерал Лявин-эксцентрик», «Менестрели». Опора на конкретный танец передает дух эпохи. Так, например, в «Дельфийских танцовщицах» использование строго обрядового танца создает картину старины, а в «Менестрелях» и «Генерале Левайне» – параллель с современным мюзик-холлом.

Больше всего в цикле К. Дебюсси пейзажных прелюдий, которые не сводятся иллюстративности. Ярким примером является прелюдия «Шаги на снегу», музыка которой не только отражает зимний пейзаж, но и полна психологического смысла. Перед миниатюрой есть авторская ремарка: «этот ритм должен передать звуками пространство печального ледяного пейзажа». Пояснение относится к остинатному ритму, который характерен для всего произведения. Он создает эффект скованности, неподвижности, пустоты. Миниатюра написана в трехчастной форме, где крайние разделы символизируют зарождение и замирание, а середина – кульминация. Главная тема в своей основе диатонична, а в тональном отношении неустойчива. Для нее характерно обилие пауз, создающий «разорванный», фрагментарный характер. Развитие произведения основывается на движении секундового мотива.

Среди прелюдий портретного плана популярна «Девушка с волосами цвета льна», музыка которой воплощает идеал красоты и женственности. В эмоциональном плане миниатюра неустойчива – характер меняется от светлого и мечтательного в сторону  экспрессии.

Фактура, в сравнении с другими прелюдиями, проста. Для нее характерна прозрачность, которая начинается с самого начала – одноголосный, протяжный напев (редкий пример в творчестве К. Дебюсси). В основе миниатюры лежит пентатоника, как лад без вводнотоновых тяготений. В музыке это создает ясность и покой. Развитие мелодии идет ровно, сопровождается звучанием мягких аккордов. Гармоническая раскраска происходит за счет далеких отклонений – из тональности Ges-dur в B-dur и Es-dur.

Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» написана в трехчастной форме, где средняя часть не контрастна крайним разделам – неизменные настроение, склад и форма мелодического движения. Развитие происходит за счет материала первых трех тактов (зерно всей прелюдии). С появлением репризы происходит уплотнение фактуры, но уже со второго проведения основная тема звучит в первоначальном варианте.

Следующая миниатюра под названием «Прерванная серенада». Здесь жанр прелюдии представлен как сценка из испанской жизни. Пьеса носит шутливый характер, который основан на сопоставлении  любовного признания и внезапно вторгающихся звуков окружающего мира. Именно они прерывают серенаду певца. В основу миниатюры композитор положил испанские народные танцы.

Главная тема (h-moll), в основе которой лежит ритм сегидильи, представлена типичными испанскими оборотами – проведение материала три раза – рефрен. Развитие происходит за счет обогащения выразительных средств, постепенно расширяется диапазон мелодии, изменяется жанрово-интонационная основа.  

Говоря о построении цикла прелюдий, композитор придерживается основного принципа контраста, который выражен, прежде всего, в смене темпоритма – различные сочетания умеренного и подвижного (ярким примером такого приема является пара прелюдий №6 «Шаги на снегу» и №7 «Что видел западный ветер»). Также контраст композитор зачастую создает при помощи чередования четных и нечетных размеров.

В создании контрастов широко используются ладогармонические средства, причем самые разнообразные. Наравне с диатоническими ладами используются лады ограниченной транспозиции, например, в прелюдии «Паруса» целотоновый лад.

Мелодия К. Дебюсси в прелюдиях отличается своеобразием. Здесь композитор прибегает не к широким, ярким мелодическим линиям, а, наоборот, в противоположную сторону – «микровыразительность». Она представлена традициями французской поэтической декламацией – лишена широких скачков, резких интервалов. Мелодика прелюдии в свою очередь повлияла на ритм. Он в свою очередь нарушает метрические устои, избегает акцентов, стремиться к темповой свободе.

Формы прелюдий К. Дебюсси своеобразны и импровизационны. Известен тот факт, что композитор намеренно отказывался от классических схем, лишь изредка встречаются наметки на репрезную композицию, в которой смещены пропорции разделов.

Одна из особенностей фортепианного стиля К. Дебюсси – это стремление композитора к оркестровому звучанию, а также имитация тембров инструментов. Например, колокольность в «Затонувшем соборе», имитация звучания валторн в прелюдии «Звуки и ароматы реют в ночном воздухе», тембр флейты в «Вереске» и «Девушке с волосами цвета льна», гитарные переборы в «Прерванной серенаде» и т. д. Подражание инструментам, то есть опора на фоническую сторону музыки, является еще одним признаком композитора-импрессиониста. 

Для К. Дебюсси не было характерно воплощение зрительных образов через средства музыкальной выразительности. Скорее всего, композитора интересовала атмосфера, в которую помещен образ, то есть явление вместе с окружающим его фоном, а также чисто эмоциональное восприятие через зрительные и музыкальные ассоциации. Стремление максимально сблизить виды искусства (музыку, литературу, скульптуру, живопись) – одна из эстетических особенностей романтизма и импрессионизма, которая ярко воплотилась в жанре прелюдии у К. Дебюсси.  

 

Список использованной литературы:

1. Алексеев А. Французская фортепианная музыка конца XIX – начала XX вв. –  М., 1961.

2. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века: очерки. – Л., 1990.

3. Кокорева Л. Клод Дебюсси. – М., Музыка, 2010.

4. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. – М., 1978.

.  .  .